Найдет ли Липницкая новое красное пальто?
Российское женское одиночное катание хватким косяком приближается к Олимпийским играм в Пхенчхане. О том, каким образом отечественные фигуристки будут определять погоду на мировой арене в олимпийском сезоне-2017/18, пофантазировал корреспондент агентства "Р-Спорт" Анатолий Самохвалов. Резкие, медведевские, шаги Эпатажную теорию Евгения Плющенко вернуться в большой спорт все более реальной делают его партнеры по сборной Максим Ковтун и Михаил Коляда. Плющенко приближается к своей пятой Олимпиаде, ничего для этого не делая. А его соотечественницы Аделина Сотникова и Юлия Липницкая, ломая расклады, характеры и, возможно, судьбы, от Олимпиады отдаляются. Наверное, даже руководство российской профильной федерации не назовет сходу точное число фигуристок, которых в олимпийский сезон провернет жестокий фильтр отбора и выцедит самых железных леди. Чемпионка мира Евгения Медведева на текущий момент выглядит главным претендентом на олимпийское наследие Сотниковой. В разгар сезона-2016/17 она - спортсменка без слабых мест, ее падение на льду столь редко, сколь незаметно среди суммы баллов, своим резервом она молча хвастается на тренировках, показательных выступлениях и уже даже чемпионате России, прыгая по три тройных прыжка и невозмутимо переходя на дорожку шагов, демонстрируя запас сил, а после вместо обессиленного падения на лед катит по нему и дерзко смеется. Погорилая: Финал Гран-при по фигурному катанию будет напоминать мини-чемпионат России >>> Говорить о том, что Медведева неидеальна, – дурной тон. Говорят, многие японские болельщики смотрят на фигуристов высокого класса как на божество. На Медведеву и в России все чаще глядят с воздыхающим любопытством. "Смотрите, она же замужем, с кольцом на пальце, а я думала, что совсем еще маленькая", - удивлялась женщина, зашедшая на контрольные прокаты фигуристов сборной России в Сочи. "Она и есть такая, ей шестнадцать лет, это не обручальное", - поясняли курортнице более осведомленные из стоявших у крыльца ледового дворца "Шайба". То была очередь на экспресс-фотосъемку с Евгенией, которая с трудом прижимала охапку из игрушек и цветов. Она только что показала свою новую произвольную, которая вновь, как и в прошлом сезоне, сочетала сюжет с социальным посылом. Сразу после я поймал себя на мысли: "Где-то я уже это видел". Но музыка была другой, тема другая, образ другой. Стиль тот же. Юлия Липницкая Медведева напоминает о биче нашего века, когда ты выходишь из дома и по рутинному пути в офис рискуешь попасть под террористическую атаку. Ее героиня, закрывающая дверь за любимым человеком, попадает в какофонию звуков из полицейских сирен, новостных сводок и прочего гама, во время которой исполняет дорожку резких и выточенных, медведевских уже, шагов. При этом постановка Ильи Авербуха лишена депрессивного оттенка. В сочинский олимпийский год Авербух ушел от давящего эффекта в "Списке Шиндлера" с Липницкой, и она стала олимпийской чемпионкой, затем он создал программу, где Медведева разговаривала на языке глухонемых людей, и она стала чемпионкой мира. Наверное, должно случиться нечто странное, если фигуристка и ее тренер Этери Тутберидзе в решающий сезон откажутся от настолько идейного постановщика, который как никто другой знает, как цельно подать Медведеву на льду, сочетая тот самый "презентейшн" с технической данностью вроде серии прыжков во второй половине программы. Почти нет сомнений, что Авербух создаст под свою приму новый талантливый произвольный номер. Но не наткнется ли союз на сложность, которую сам Авербух отметил у французов Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона, чемпионов мира и Европы двух последних сезонов. Финал Гран-при по фигурному катанию сезона-2016/2017, Марсель, 8-11 декабря >>> "Пападакис/Сизерон – это пластинка об одном и том же который год. Это яркая пара, но только в единственном образе. Для меня (канадцы Тесса) Вирчу/(Скотт) Мойр однозначно интереснее", - сказал Авербух в октябре. Интереснее Вирчу/Мойр и для судей, которые еще вчера не видели никого и ничего кроме Сизерона с партнершей. Все произошло резко, арбитры красиво, с высокими баллами, с почетом, закопали французов на этапе Гран-при в Японии, прибив их мировым рекордом канадцев в коротком танце и по сумме двух программ, а затем и на самом Финале в Марселе. А Сизерон все также пластилиновой сосулькой извивался перед Габриэллой, кружился вокруг нее, как снег в метель, и мягко ловил ее в шпагате, как плюшевую игрушку. Стилем не взяли. Наверное, у Медведевой с Авербухом все будет хорошо, если на них не найдется свой одиночный "Вирчу/Мойр". А если вдруг?.. Евгения Медведева В чем лучшая одиночница на планете может усилиться? По-моему, это видят прямо сейчас совсем уж крутые специалисты, размышлять об этом почти бесперспективно, даже гнусно, потому что сейчас Медведеву ругать не за что, а предсказывать ее нестабильность – подло. Разве что можно зацепиться за слова хореографа Людмилы Власовой, которые она произнесла в большом интервью "Р-Спорт": "Пока она трогательная девочка, тоненькая, с хорошими ручками, но для меня она… девочка. На данный момент, разумеется". Этот момент Медведева уже миновала. Но только в образе своей короткой программы, которую тоже придумал Авербух. И пусть не стопроцентно сам Авербух, в том плане, что автор сотворил - мастера на льду исполнили. Нет, Евгения сама предостерегает от упрощения. "Илья – человек очень творческий, он начинает как будто на огромном холсте писать картину. Бывает такое, что не всегда получалось то, что хотел именно он. Но вся эта идея мутировала и получалась свежей, совершенно новой. То есть Илья придумывает образ, я пробую, выходит какая-то другая эмоция – и если она цепляет, то остается, а из нее – программа", - пояснила Медведева в интервью "Р-Спорт". "Илья – человек очень творческий, он начинает как будто на огромном холсте писать картину. Бывает такое, что не всегда получалось то, что хотел именно он. Но вся эта идея мутировала и получалась свежей, совершенно новой. То есть Илья придумывает образ, я пробую, выходит какая-то другая эмоция – и если она цепляет, то остается, а из нее – программа", - пояснила Медведева в интервью "Р-Спорт". В олимпийский сезон ей наверняка придется взрослеть на льду кардинально, потому как вторая, компонентная, оценка будет играть особую роль на Олимпиаде в Южной Корее. Ставить крест на фигуристе Максиме Ковтуне не стоит, уверена Тарасова >>> Четверные для показухи Судя по раскладам нынешнего цикла, женское одиночное катание не будет искать свои медали в усложнении прыжков. По крайней мере революционном. Даже пошедший было в тираж год назад тройной аксель в исполнении Мао Асады и Елизаветы Туктамышевой не получил массового почитателя. Не раскупился. Клюнули на приманку Рика Кихира, не самая сильная японка даже по юниорским меркам, да американка японского происхождения Мираи Нагасу, которую в Колорадо-Спрингс обучал сам маэстро Мишин, но которой трудно претендовать даже на олимпийский запас американской сборной. Туктамышева и Асада и вовсе весь год аксель "лечат", да, видимо, понимают, что цена с качеством не совпадают. Четверные прыжки к Пхенчхану кто-то из фигуристок может подготовить разве что для записи в историю вместе с пятым-десятым местом и для просмотров в YouTube. Четверной не отменит остальных требований к программе, а сломать прокат многооборотным тулупом или сальховом можно элементарно. Уже сегодня наметилась тенденция сложного тройного прыжка в каскаде с тройным же тулупом, а то и с риттбергером, в середине программы спортсменки с тренерами пытаются найти разнообразие в каскаде двух опять же тройных прыжков с ойлером. Скорее всего, у фаворитов и середняков будет схожая "обязательная прыжковая программа", и при этом раскладе выиграет леди с хореографией и замыслом. Юлия Липницкая Ледовые балерины Потенциальный лидер второй оценки из россиянок, пожалуй, Елена Радионова. Слегка выбывшая из тренда на чемпионате России. Но все же именно она стабильно и, может быть, лучше всех отвечает на вопрос "зачем включают музыку на фигурном катании?". С юниорских лет ее катание не вызывало вопросов на предмет музыкальности и естественности, при этом она с легкостью адаптируется к совершенно разным образам, будь то произведения Рахманинова, страдания Лары Фабиан или "Турандот" Пуччини. Радионова ни разу не видела этой оперы, но исполняет образ принцессы филигранно. Процесс взросления она проходит очень профессионально, не выбывая из гонки, и кажется, что главные ее физиологические испытания позади. Чего с уверенностью нельзя сказать о Медведевой. Роль королевы компонентов в будущем, безусловно, оспорит шестнадцатилетняя Мария Сотскова, которая еще какую-то пару лет назад, вставая на стойку ростомера, стояла на самом деле на грани ухода из спорта или негарантированного спасения в танцах на льду. Пять лишних сантиметров и новые килограммы веса заставляют фигуристку едва ли не полностью менять технику. Мария к пятнадцати годам штурмовала отметку в 170 сантиметров и боролась за высшие награды главных международных юниорских турниров. Еще прошлой зимой она приходила на каток в Новогиреево затемно, чтобы провести первую тренировку со своим тренером Светланой Пановой. Следом была пауза, отдых и послеобеденная работа на льду. Часто передышка прерывалась, и Сотсковой приходилось выходить на лед менее чем через час после первого занятия и проводить необходимую отработку в сильно урезанном по времени формате. Потому что в приоритете на катке всегда была детская хоккейная команда районного масштаба. Мама Марии Жанна шепотом рассказывала мне, что проблема с определенностью в карьере по-прежнему у дочери никуда не исчезла, несмотря на серебро Финала юниорского Гран-при, высокое место на чемпионате России. Трудностям со льдом, физическому росту, затратным визитам через океан на подкатку к Рафаэлу Арутюняну Сотскова отвечала молчаливым упорством с румянцем на щеке и балетностью. Балетность-то на фоне совершенно невозмутимой, почти отсутствующей мимики на лице и приглянулась Елене Буяновой, с которой фигуристка сходу ворвалась в Финал взрослого Гран-при и взяла серебро чемпионата страны. Липницкая выбирала сама Нарочито, буром, после слезного цикла с жестокими падениями идет по пути к Олимпийским играм Анна Погорилая, которая буквально выхватывает свое у соперниц с невероятной танцевальной агрессией. На льду все больше плачут героини Анны, но не она сама, и не зря она сегодня называется главной конкуренткой Медведевой, хотя челябинский национальный чемпионат вносит некоторую путаницу в прогнозы. Мао Асада Олимпийская чемпионка Липницкая всем своим видом показывает намерение добраться до Игр, в отличие от олимпийской чемпионки Сотниковой, пока не нашедшей для себя четкой мотивации и полноценно не выступающей с того самого счастливого Сочи. Задачи Липницкой сейчас не борьба за медали, а восстановление того уровня элементов, которые исполняют приличные одиночницы мира. Ее исполнение каскада из двух тройных тулупов выглядит продолжением выхода из глубокого кризиса, который, по идее, должен быть завершиться в прошлом сезоне. Но он продолжился на этапе Гран-при в Москве. Большие вопросы вызывает вторая оценка Юлии в следующем сезоне. К какому уровню компонентов она приучит судей? Нынешняя произвольная, поставленная ее тренером Алексеем Урмановым, подверглась критике и выглядит откровенным экспериментом. При этом Липницкая – та фигуристка, в которую хореографу нужно попасть и с музыкой, и с образом. В прошлом сезоне Марина Зуева создала для чемпионки "дьяволенка" на музыку Элвиса Пресли, и она долго привыкала к нему, делала вид, что привыкает, но ничего у нее не получалось. В нынешнем сезоне она и вовсе пока нигде не высказалась, что для нее значит этот "Bang Bang" из "Kill Bill". А побеждала Липницкая, когда выбирала сама. Как ту девочку в красном пальто, которой здорово подыграл Авербух. На будущий год ожидается в элите и лучшая еще вчера юниорка планеты Полина Цурская, которую два крупных международных турнира подряд - чемпионат мира среди юниоров в Дебрецене и Финал юниорского Гран-при - скашивает травма. Этой скромной и по-спортивному наглой фигуристке в июле 2017 года исполнится шестнадцать, но она уже обладает не только способностью выигрывать, но и собственным почерком. Программы ей ставит штатный тренер-хореограф "Самбо-70" Даниил Глейхенгауз, но сила Цурской в том, что раскрывается она прежде всего за счет природного дара. Широкое, даже силовое катание с мужскими по мощи тройными прыжками Цурская обрамляет танцевальной атлетикой. Ее недавние спарринги с Сотсковой – это борьба изящности утонченной и плавной с изящностью сильной и точной. Скоро дуэль состоится на новом уровне, главное Полине – не болеть. Ижевскую Китри Алину Загитову еще полгода назад ожидала с надеждой на олимпийский сезон, наверное, только ее тренер Этери Тутберидзе. 14-летнее дарование "Самбо-70" выиграло Финал юниорского Гран-при. Ну и что, собственно? Сотскова тоже побеждала в этом турнире в 13 лет, но стала по-взрослому раскрываться только в шестнадцать. Но слишком звонкими оказались баллы Загитовой сначала в Марселе, а потом и в Челябинске на чемпионате России – в обоих случаях хорошо так за двести. Но и здесь, кажется, фигуристку легко "поставить на место", от зависти даже выскочкой ее обозвать: на следующий год ее судить будут строже, да и стабильности не будет. И от физического взросления не деться, наконец. Но баллы Загитовой слишком качественно защищены технической оценкой: каскад "тройной лутц – тройной риттбергер", которая средняя фигуристка исполнит разве что на батуте, Загитова под музыку Людвига Минкуса отплясывает играючи, с неподдельной и искренней улыбкой. Ей легко, и не важно, что внутри ей тяжело. И дорожка шагов ее напичкана таким количеством элементов, что судьям приходится напрягаться, чтобы зафиксировать всё. Попробуем нанести по вице-чемпионке России последний удар: юниорка! Нет зрелого катания. Но и тут скепсис весьма хил, потому что хореографическое чувство фигуристки не просто прослеживается, оно имеет детальные формы. То есть стиль. "В этом плане они с Медведевой обе одинаково хороши, но они разного направления. Медведевой подходят лирические образы, а Загитова умеет передавать характер", - обозначил заслуженный тренер России Виктор Кудрявцев, который тоже уверен, что юниорская кожа спортсменки слезет с первым же загаром. А ближайшее лето как раз предолимпийское. Аделина Сотникова