Русский дубль: Николаев и Карякин выиграли «Дакар-2017»

Символические 64 километра от Рио-Куарто до Буэнос-Айреса, столицы Аргентины, озменовали спортивный финиш 38-го издания ралли «Дакар». За минувшие две недели более трёх сотен экипажей преодолели без малого пять с половиной тысяч километров спецучастков, а общая протяжённость марафона по трём странам Южной Америки — Парагваю, Аргентине и Боливии — составила 8 782 километра. Этот «Дакар», как и прошлогодний, вышел довольно неоднозначным — организаторы и судьи неоднократно подвергались критике участников, а отмена марафонского этапа «Супер Белен» негативно скажется на репутации спортивного состязания. Тем не менее, болельщикам минувшее ралли подарило напряжённую и непредсказуемую борьбу практически во всех классах и назвало имена трёх новых чемпионов, а двух — наградило новыми трофеями. CAR: 13-й «бедуин» Петеранселя После того, как судьи компенсировали Стефану Петеранселю несколько минут за помощь пострадавшему в столкновении с ним мотогонщиком, соперников у рекордсмена «Дакара» не было. «Без технических проблем Стефана уже не догнать», — разводил руками накануне Себастьен Лёб. И эльзасец оказался совершенно прав: выиграв на заключительном «допе» 19 секунд у лидера, Лёб остался вторым, а Стефан Петерансель теперь празднует свою 13-ю победу на «Дакаре» — и это новый рекорд марафона. На третьем месте марафон завершил чемпион «Шёлкового пути» Сириль Депре. «Пежо», таким образом, завоёвывает победный хет-трик — выдающееся достижение для марки, совсем недавно построившей первый за долгое время ралли-рейдовый прототип и уже добившейся такого преимущества. Лучшим из остальных стал испанский экипаж Нани Ромы и Алекса Харо на «Тойоте». Они заняли четвёртое место, проиграв Петеранселю и Коттре более часа. Ещё одна «Тойота» — Джиниэла де Вильерса и Дирка фон Цитцевитца — закончила гонку на пятой позиции. Ещё дальше расположились гонщики «МИНИ»: Орландо Терранова и Якуб Пржигонски на шестой и седьмой позициях. Десятку сильнейших замкнули Ромен Дюма на клиентском «Пежо», Конрад Раутенбах на «Тойоте» и катарец Мохаммед Абу-Исса на «МИНИ». Российский экипаж во главе с Сергеем Шихотаровым, храбро сражавшийся, несмотря на технические проблемы и аварии, добрался до финиша с 36-м результатом. Пусть отставание «Тойоты» превысило 30 часов, учитывая то, с какими сложностями спортсмены столкнулись на дистанции, сам по себе финиш — уже успех. TRUCK: «КАМАЗ-мастер» празднует новый триумф Заключительный спецучасток не внёс корректив в расстановку грузовиков, и Эдуард Николаев благополучно стал двукратным победителем ралли «Дакар», а «КАМАЗ-мастер» отмечает уже 15-й успех в знаменитой гонке. В начале дистанции камазовцы долгое время на равных сражались с гонщиками «Ивеко», «Татры» и MAN, но стоило марафону спуститься с гор, и челнинский гигант ушёл вперёд, а проблемы Жерара де Роя поставили точку на победных амбициях голландца. Вот уже 16 лет никому не удаётся победить «КАМАЗ-мастер» два раза подряд. Ну, а второе место Дмитрия Сотникова стало приятным дополнением: в Набережных Челнах теперь будут праздновать победный дубль. Будем надеяться, что новый успех позволит команде привлечь новых спонсоров и отказываться от выступлений на «Дакаре» «КАМАЗ-мастер» не придётся. С другой стороны, ещё один триумф россиян на фоне неудач других фаворитов может лишь подстегнуть устроителей ещё серьёзнее изменить технический регламент в угоду зрелищности. Но необходимо признать, что на протяжении всей дистанции борьба шла равной и лишь два прокола в самом конце лишили де Роя надежд на победу. → «КАМАЗ-мастер» вытесняют с «Дакара». Что вообще происходит? В общей сложности Жерар де Рой отстал на 40 минут. Проблемы в четверг стоили ему 24 минут, а затем он проиграл ещё 16 — хотя к этому моменту голландец признал, что «КАМАЗы» слишком далеко и бороться с ними поздно. Де Рою в итоге пришлось удовлетвориться третьим местом, а его партнёр по «Ивеко» Федерико Вильягра расположился на четвёртой строчке — аргентинец остался в часе от победителей. Айрат Мардеев, потерявший в песках порядка двух часов, закончил гонку на пятом месте. Он опередил Александра Василевского из «МАЗ-СПОРТ-авто» — белорусская команда завоевала шестое место и пока это её лучший результат на «Дакаре». Седьмым классифицирован именитый Алеш Лопрайс на «Татре», а следом расположился ветеран Терухито Сугавара на грузовике «Хино». Ханс Стейси и Мартин Мацик замкнули десятку сильнейших. MOTO/QUAD/UTV: первое «золото» Карякина Австрийская марка KTM успешно сохранила преимущество в зачёте мотоциклов и завоевала очередную — уже 16-ю подряд! — победу. Победу одержал британский гонщик Сэм Сандерленд, вторым пришёл австриец Маттиас Валькнер, а третье место защитил испанец Херард Фаррес Гуэлл. Лучшие представители «Ямахи» и «Хонды» — Адриен ван Беверен и Хоан Барреда Борт — заняли только четвёртое и пятое места, проиграв лидеру 36 и 43 минуты соответственно. Эпоха доминированя КТМ продолжается. Стоит, правда, отметить, что Барреда Борт отстал на 43 минуты и если бы не час штрафа, который получили все пилоты «Хонды», то до самого финиша боролся бы за победу. Россию среди мотоциклистов представляли Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова на «Хускварнах». Иванютин уверенно держался на протяжении всей дистанции и до финиша добрался с весьма достойным 32-м результатом. Для Нифонтовой сам факт выхода на старт гонки уже стал победой над перекосами мирового антидопингового устройства. На дистанции Настя столкнулась с множеством проблем, включая сложности со здоровьем, и тем не менее героически добралась до конца гонки с 75-м результатом. Зато в категории квадроциклов единственному россиянину равных не было. Сергей Карякин уже был в шаге от подиума «Дакара», но сегодня он стал ещё одним нашим соотечественником, отпраздновавшим победу в самом престижном ралли-рейде планеты. Перед финальным этапом преимущество Сергея перевалило за час и в Буэнос-Айрес Карякин уже ехал за трофеем. Класс квадроциклов только недавно появился на «Дакаре», так что Сергей становится лишь шестым в истории победителем этой категории. В новом классе UTV, где участвуют экипажи на двухместных мотовездеходах, победу завоевали бразильцы Леандро Торрес и Луриваль Ролдан на «Полярисе». Второе место заняли Вань Фуцзянь и Ли Вей из Китая, а «бронза» досталась россиянам Равилю Маганову и Кириллу Шубину. До финиша в общей сложности добрались лишь пять экипажей. Послесловие Ралли «Дакар» в этом году вновь получилось крайне неоднозначным. На этот раз организаторы навлекли на себя, возможно, ещё больше гнева, чем в 2016-м. Тогда устроителей гонки критиковали за слабую проработку маршрута, который состоял из скоростных спецучастков без сложных навигационных задач. «От „Дакара“ осталось одно название», — говорил Жерар де Рой. В 2017 году Этьен Лавинь попытался реабилитироваться и навигация действительно стала сложнее. Настолько, что её стали сравнивать с лотереей. «Вы знаете, в дорожной книге спецучастка на Т-образном перекрёстке написано: „Поворачивай туда, куда считаешь нужным“. Правда! Так и написано!» — недоумевал Маттиас Валькнер. «Я ни разу не видел, чтобы порядка семи спортивных грузовиков и пяти спортивных автомобилей одновременно носились по руслам рек, пытаясь найти хоть куда-нибудь дорогу», — рассказывал «Чемпионату» Кирилл Шубин, штурман Равиля Маганова. «К роуд-буку очень много вопросов. Причём у многих участников. Привязки к высохшим руслам, когда их сотни и сотни кругом, весьма условны”, — добавил, в свою очередь, Антон Шибалов из “КАМАЗ-мастер”. Но главной неприятностью для участников гонки стала стихия. Из-за проливных дождей полностью отменены два этапа, включая 1000-километровый «Супер Белен», который должен был стать визитной карточкой этого марафона. Да, можно говорить, что устроителям не повезло, однако о том, что в Боливии в это время идёт сезон дождей, они знали. И слухи об отмене части этапов именно по причине размытых трасс ходили задолго до старта гонки. К этому в 2017 году добавились просчёты в организации. Один из таких спровоцировал громкий скандал: судьи потеряли заявку Ханса Стейси на смену стартовой позиции и даже не стали слушать гонщика. «У меня была стартовая карта, но они даже не посмотрели на неё, — объяснял голландец. — Меня, как ребёнка, просто отодвинули в сторонку. Невероятно! Уровень организации — любительский!» После этого инцидента Стейси отказался от дальнейшего участия в гонке, но затем организаторам удалось уговорить его проехать 11-й и 12-й этапы. В общем, ответить на критику A.S.O., спортивному организатору и промоутеру гонки, не удалось. Вместо того, чтобы поправить репутацию марафона, минувший «Дакар» поднял ещё ряд вопросов, в том числе о целесообразности проведения такого соревнования в Южной Америке. Теперь Этьен Лавинь наверняка предпримет отчаянную попытку вернуться в Африку, но позиции Рене Метжа и Жана-Луи Шлессера в Мавритании достаточно сильны, чтобы этого не допустить. Таким образом, ближайшее будущее «Дакара» видится сложным — и в 2018-м Лавиню снова придётся выправлять имидж своей гонки.