Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Матч-центр
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол

Американская история: почему Супербоул – самый дорогой спортивный бренд в мире

В ночь с 5 на 6 февраля в Америке завершился очередной футбольный (не путать с соккером) сезон: в матче за Супербоул «Пэтриотс» из Бостона обыграли «Фэлконс» из Атланты со счетом 34:28, и результат — это самое скучное, что можно рассказать об этой игре. 51-й (или LI на латыни, как принято писать в оригинале) матч за звание лучшей команды США получился по многим оценкам не просто выдающимся, а абсолютно лучшим в истории.
Американская история: почему Супербоул – самый дорогой спортивный бренд в мире
Фото: Forbes.ruForbes.ru
Супербоул — уникальный продукт американского спорта; по оценке Forbes – самый дорогой бренд среди спортивных событий ($630 млн дохода в день). Сравнивать его по масштабу для индустрии справедливо разве что с олимпийскими церемониями и финалами Лиги чемпионов и чемпионата мира по футболу. Но даже на их фоне главный матч Национальной футбольной лиги все равно смотрится обособленно и достойно, так как все свои рекорды он устанавливает в первую очередь на национальном рынке. Самый очевидный и убедительный из них: в рейтинге 20 самых популярных трансляций в истории США Супербоул занимает 19 строчек (единственный «соперник» — сериал M.A.S.H., забравшийся в список еще в 80-х).
Хотя воскресенье, в которое проводится игра, де-юре не наделено статусом национального праздника, во-первых, оно фактически таковым является, во-вторых, вопрос о расширенном уикенде в честь Супербоула некоторое время назад обсуждался политиками вслух. Это вполне логично — с 2010-го ни один из матчей не собирал национальную аудиторию меньше 100 млн человек, а это треть всего населения страны.
В 2017-м перебить прежний рекорд по абсолютному числу телезрителей не удалось. Первые данные от Nielsen были обнародованы уже через 10 часов после вручения кубка победителям и показали, что матч посмотрели 111,3 миллионов человек (рейтинг — 48.8), а это — только пятый результат за 51 год. И это логично для итоговой игры сезона, по ходу которого просмотры упали в среднем на 8% (отчасти потому, что осенью американцев больше волновали выборы, чем футбол).
С другой стороны, для канала Fox, показывавшего игру, и 111 млн хватило, чтобы установить собственный рекорд. Трансляцию из Хьюстона обеспечили более 100 камер, в том числе в разрешениях 5К и 8К, а также использование новых технологий — системы повторов в 3D, позволяющей рассмотреть игровой момент фактически с любого ракурса, виртуальной реальности и дополненной статистики. При этом всего 16% зрителей следили за игрой при помощи мобильных устройств — американцы по-прежнему предпочитают смотреть футбол на традиционных ТВ-экранах, а не на смартфонах.
Успешной оказалась и рекламная программа матча — еще одна важнейшая часть главного футбольного воскресенья. Каждые 30 секунд обошлись закупщикам в среднем в $5 млн, а в производстве роликов приняли участие братья Коэны, обладатель двух Оскаров режиссер Роберт Стомберг и многие ведущие лица американского шоу-бизнеса, в том числе , Питер Фонда, , и другие. Всего во время трансляции было показано 50 минут рекламы — 104 спота, распределенные между 65 брендами, принесли Fox по оценке iSpot.TV выручку в $509,6 млн.
$20 млн из этой суммы по данным Adweek пришлись на доходы от дополнительных роликов в овертайме, который был сыгран в истории Супербоулов впервые. То, что происходило на поле стадиона , оказалось главной интригой вечера. Номинальные фавориты встречи, «Пэтриотс» из Новой Англии, после первой половины уступали андердогам из «Атланта Фэлконс» со счетом 3:21. Ранее никому не удавалось отыгрывать в финалах даже близкую к этому разницу. Однако команда 39-летнего квотербека Тома Брэди, главной звезды вечера, сумела сравнять счет в самой концовке и вырвать победу в дополнительное время.
Не менее выдающимся получилось традиционное шоу в перерыве, которое на этот раз доверили . 30-летняя певица из Нью-Йорка начала выступление на крыше стадиона — на фоне 300 синхронизированных разноцветных дронов, образовавших флаг США, она исполнила песню «Боже, благослови Америку», после чего спрыгнула вниз и уже на поле продолжила программу, сразу по завершении которой объявила о старте большого концертного турне.
Выступление Леди Гаги особенно эмоционально встретили в интернете — на каждую его минуту пришлось в среднем по 41 000 записей в твиттере и 396 000 постов в Facebook. В общей сложности по оценкам Forbes и сервиса Instant Search в день игры были опубликованы 27,6 млн околофутбольных твитов, а пользователи Facebook и Instagram лайкнули, прокомментировали и расшарили записи, посвященные встрече, в общей сложности 400 млн раз.
Свою часть прибыли от проведения Супербоула получил и Хьюстон, который принял матч уже в третий раз. Итоговые доходы города еще не подсчитаны, а предварительные оценки расходились от $350 млн до $500 млн. Поверить в эти цифры возможно, учитывая, что оргкомитет игры заявил о средней стоимости поездки в $8 000 на человека, половину из которой составила стоимость билета на стадион (в среднем $4 314, максимум — около $74 000).
Телевизионные болельщики тоже внесли существенный вклад в американскую экономику, преимущественно — в пищевую промышленность. По данным Министерства сельского хозяйства США, больше, чем в футбольное воскресенье, страна съедает только в День благодарения. Примерно так вышло и на этот раз — по оценкам Forbes, на этот раз Америка потеряла за один вечер 12,5 млн пицц, 1,33 млрд куриных крыльев и 325 млн галлонов пива.
Оказались ли в этой истории проигравшие? Да, и сразу несколько. Во-первых, «Фэлконс», которым победа могла бы очень помочь с продажами абонементов на новый стадион, открывающийся этим летом. Во-вторых, комиссионер НФЛ Роджер Гуделл, которого назвал перед игрой «глупым парнем», а болельщики на арене NRG освистали так громко, что он с трудом закончил свой спич. В третьих, главный герой вечера — квотербек-чемпион , хотя ему повезло чуть больше остальных: сразу после матча кто-то стащил из раздевалки его победную футболку, и полиция Техаса тут же объявила о начале всестороннего расследования.
Следующий Супербоул будет сыгран 4 февраля 2018 года в Миннеаполисе, новый сезон НФЛ начнется 7 сентября 2017-го.