"Спасти любой ценой": реставрация советских барельефов на стадионе "Динамо"
В Москве полным ходом идет реконструкция стадиона "Динамо". Новация здесь идет рука об руку с традицией – венчать новый высокотехнологичный спортивный комплекс "ВТБ Арена парк" будет по-прежнему барельеф советского скульптора Сергея Меркурова, более 80 лет украшавший фасады стадиона. Сейчас реставрацией уникальной скульптурной работы занимается команда мастеров. Они возвращают ей прежний вид, снимая слой за слоем следы поздних небрежных реставраций. Каким будет стадион после завершения работ – в репортаже m24.ru. Стадион "Динамо" расположен на территории большого Петровского парка с дворцом времен Екатерины II. Перед главным входом на стадион в 1938 году расположились два наземных вестибюля метро "Динамо", а с северной стороны строится станция третьего пересадочного контура "Петровский парк". Отсюда можно будет попасть прямо на стадион, который станет сердцем целого спортивного комплекса. Рядом к середине 2019 года появится Академия спорта "Динамо" и легендарный теннисный корт, где свое мастерство оттачивали великие спортсмены и деятели культуры XX века, например Лев Яшин, великие актеры МХАТа Николай Озеров и Всеволод Вербицкий. Под крышей спорткомплекса будет умещаться не только футбольное поле на 27 тысяч зрителей, но и хоккейно-баскетбольно-концертная арена-трансформер, которая сможет менять свою вместимость от 11,5 до 14 тысяч человек. Прямо под ними расположится торгово-развлекательный комплекс. К аутентичному проекту строители отнеслись с уважением: по чертежам 1928 года был воссоздан периметр старых стен стадиона, в который логично вписалась отреставрированная и укрепленная историческая Западная трибуна. А портики Северной и Южной трибун украшали легендарные барельефы выдающегося советского скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова. Ниши, в которых изначально располагались барельефы, были слегка изменены. Скульптуры провисели 80 лет под открытым небом, и к 2012 году оказались в плачевном состоянии:: арматура, находившаяся внутри рельефов, стала деформироваться и разрывать пластические формы. Специально для проведения восстановительных работ прямо внутри стадиона была создана уникальная реставрационная мастерская. "У Меркурова было философское образование, что сильно отразилось на скульптурах. Он занимался разработкой теории восприятия скульптурных объемов в пространстве человеческим глазом. Это было целое направление в советской философии, и рельеф стал ее единственным воплощением", – рассказывает реставратор Инна Пчелова. – "Эта история – прекрасна, глубинна и интересна, рельеф нужно спасти любой ценой". Строительные работы ведет итальянская компания, которая реставрировала историческое здание Большого театра, а архитектором проекта стал американец Дэвид Маника. ФИФА не одобрила заявку стадиона “Динамо” на проведение матчей чемпионата мира по футболу-2018 – матчи турнира в Москве пройдут на стадионах "Лужники" и "Открытие Арена" (история чемпионатов не знает случая, когда в одном городе проводили матчи мундиаля сразу на трех стадионах). В противном случае пришлось бы менять историческую конфигурацию стадиона и разворачивать его в направлении север-юг. Зато у Дэвида Маники появилось больше времени на реализацию уникальной идеи: объединить под одной крышей сразу две площадки, оснастив их самыми современными технологиями и сохранив при этом исторические фасады. Совсем скоро стадион приобретет законченный внешний вид. В ближайшее время здесь начнется монтаж крыши, кресел и настил газона на высоте 10 метров. Футбольный газон представляет собой сложный многослойный пирог с дренажными и отопительными системами, расположенными под поверхностью поля. Самая высокая точка свода крыши стадиона будет находится на высоте 55 метров. Барельефы создавались из искусственного камня толчиной порядка пяти сантиметров. Этот состав представлял собой смесь декоративного известково-цементной смеси с минеральным наполнителем, который наносился на несущую часть конструкции барельефа, изготовленную из цемента, пронизанного арматурой. Почему был выбран такой материал – остается неясным: быть может, из-за спешки или из соображений экономии. К счастью, эта смесь имеет невероятный запас прочности. И северный, и южный барельефы состояли из трех частей. Длина центральной составляла 12 метров, а по краям от нее располагались две трехметровые панели. Все это собиралось в единую композицию. На данный момент работы над барельефами в самом разгаре. Ориентировочно к началу осени реставрационные работы должны быть закончены. Теперь с отреставрированного рельефа будет снята копия, которая и займет место на фасаде, а оригинал останется в музее, который появится прямо на месте мастерской под стадионом. В руки реставраторов рельеф попал в руинированном состоянии. "Из всей груды осколков мы извлекаем то, что имело отношение к авторскому замыслу, и пытаемся собрать ее заново, потому что додумать эту пластику – просто невозможно, – объясняет Инна Пчелова. – Здесь много авторских фрагментов, но некоторые из них будут лежать до самого последнего момента, и когда уже все, что возможно, будет собрано, может быть, они смогут нам подсказать что-то, чего мы не замечали". Дело в том, что в ходе более поздних советских реставраций – например, 1945 года – некоторые фрагменты скульптуры были просто поверх замазаны бетоном. Современные реставраторы миллиметр за миллиметром расчищают поверхность изображения, и из-под наслоений постепенно начинают проступать очертания тракторов и спортсменов. "Здесь изображена целая эпоха жизни нашей страны, – говорит Пчелова. – Эта объемная картина, в которой разворачивается несколько планов, но нет людей, которые видели его в подлинном виде". "Это запредельный максимум пластики!" – восторженно восклицает она и добавляет, что мастерство Меркурова можно сравнить с работой Евгения Вутечича, автора горельефа "Советскому народу слава!", расположенного в Центральном павильоне ВДНХ. "Но он свою историю уместил в 62 сантиметра (именно на столько объем пластики выступает над поверхностью в горельефе ", – прим. m24.ru), а здесь – всего пара сантиметров объема". Реставраторы не позволяют ничего добавлять от себя – все восстанавливается, что называется, "в границах утрат": склеивая рельеф кусочек за кусочком, специалисты собирают мозаичное изображение. Пока они лишь приблизительно могут представить себе, как оно выглядело, а каким его видел автор, можно будет понять только когда рельеф получится развернуть вертикально. "Исходя из пластических особенностей, рельеф не должен был располагаться высоко – зритель должен смотреть на него перед собой. Меркуров явно был не волен выбирать месторасположение своей работы, – рассказывает реставратор. – В ходе работы стало ясно, что в северном рельефе композиция должно развиваться от центра в разные стороны, а в южном – по диагонали, так, что бы появлялась динамика и экспрессия. Это 5D модель эпохи!” Именно так оригинальные рельефы будут расположены в музее, зритель сможет увидеть их глазами автора. Более того, можно будет увидеть не только лицевую, но и обратную сторону. В советские годы, начиная с Великой отечественной войны, рельеф многократно слой за слоем обклеивался, обмазывался и закрашивался. Но из-за несоблюдения технологий скульптура начала рассыпаться на куски. Оказалось, что "реставрировали" рельеф, добавляя к изображению много лишнего: в ход шло все – кирпичи, старые газеты, цемент, краска. "У каждого памятника должен быть паспорт, а у этого рельефа его нет. Поэтому мы даже не знаем когда и зачем проводились предыдущие реставрационные работы", – поясняет Инна Павловна. "Мы специально приглашаем профессионального скульптора, которым поможет нам свести все детали в правильных перспективных сокращениях, и искусствоведов, которые смогут проанализировать стилистические особенности памятника. Наша задача – исключительно собрать и восстановить все, что возможно, в максимально подлинном виде. Собрать руками – это только половина дела. Объяснить, изыскать, проанализировать, сделать выводы и заключения – это другая задача. Нам хочется дать рельефу новую жизнь", – заключает он.