«Просто людям нравится чувствовать себя умными»

Команда России не выиграла первый чемпионат мира по прохождению квестов Red Bull Mind Gamers, который прошёл в Будапеште 23-25 марта. Хотя могла. И даже должна была, но немного не сложилось. В смысле – немного не сложился пластмассовый куб, а красный крест поставил крест на шансах выйти в финал. Нашу страну на мировом первенстве представлял победитель национального отбора команда «Синячок» в составе Александра Саликова, Егора Фомина, Анатолия Наталенко и Максима Гончарова. Ну да, «Синячок», не самое смешное и удивительное название для спортивной команды. Зато запоминающееся. Отбор проводился по всему миру, в Венгрии собрались 24 команды, тогда как мест в финале было всего два. Достались они Словении и Украине. Откуда появился «Синячок», зачем российский квартет приехал в Венгрию и почему не смог победить, нужно ли считать квесты спортом, когда машины завоюют мир и где взять героя Справедливкина корреспонденту «Чемпионата» сразу после завершения финала рассказал Александр Саликов. «КРУТО, ЧТО „РЕД БУЛЛ“ НАКОНЕЦ СДЕЛАЛ ЭТО» — Александр, расскажите, что такое квест. — Квесты в том варианте, в котором они известны сейчас, когда нужно «выйти из комнаты», появились достаточно давно, лет 10 назад. Их прародителем, наверное, можно считать китайскую игру го, в неё играют не одну тысячу лет. Поэтому неудивительно, что первые комнаты для квестов появились именно в Азии и уже оттуда перекочевали в Европу и Россию. В нашей стране они появились в 2013 году и сразу стали очень популярны. Буквально за два года в одной только Москве появилось около 500 квестов, сейчас их раза в два больше. — С чего вдруг такая популярность? — Людям просто нравится разгадывать загадки и чувствовать себя умными (улыбается). Это прекрасный вариант времяпровождения, тем более в классическом формате на прохождение квеста даётся один час. — Ну и проводили бы время дальше. Зачем чемпионат мира? — Его нужно было организовать давно, и круто, что «Ред Булл» наконец сделал это. Собрать лучшие и светлые умы, способные быстро и правильно решать различные головоломки – это важно и для развития, и для привлечения интереса. Провели отборочные турниры в разных странах, в России это выглядело так: сначала онлайн-отбор на сайте, те, кто его проходил, попадали во второй тур – оффлайн-отбор. То есть тот самый реальный квест для команды из четырёх человек с задачей пройти его максимально быстро. Команда с лучшим временем получала право представлять страну на чемпионате мира в Будапеште. Ею оказались мы. — Сколько команд приняло участие в финальном турнире? — Отбор проводился в 22 странах, плюс ещё две онлайн-команды получили от организаторов «уайлд-кард». 24 команды разделили на два полуфинала, проходивших в два дня. Из каждого дня в финал выходила всего одна лучшая команда — вот такой безжалостный регламент. «ПОЛОВИНА КОМАНД ТАК И НЕ ПОНЯЛА НАЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА» — И почему в финале не было вас? — Знаете, есть такое понятие – «не зашло». Мы, если честно, ждали немного не того, что получили здесь. Есть классическое понимание квест-комнаты – загадки, ключи, подсказки. Здесь же были задания, больше рассчитанные на мышление-программирование. Плюс технически не всё было идеально, иногда гасли экраны с подсказками, но мы понимаем, что это первый раз, да и проблемы возникали не только у нас. Другое дело, что организаторы не учли два фактора. Первый – это так называемые трудности перевода. И я тут говорю даже не о языке – о мышлении и менталитете. Чтобы было понятно – в одной точке Земли кивок головой означает «да», в другой – «нет». И если в квесте этот кивок головой появится, то разные игроки интерпретируют его совсем по-разному. У нас, к примеру, было такое задание: определить два символа для каждого из четырёх игроков команды и ввести их в специальный компьютер. С правильным решением мы разобрались быстро, но штука в том, что на экране был только набор символов и красный крест. Что значит красный крест в нашем понимании? Правильно – сбросить, очистить. Вот мы ввели два нужных символа – ничего не происходит. Нажимаем крест – экран очищается. Мы снова вводим – ничего не происходит. Естественно, начали искать другие варианты решения, потеряли кучу времени, не нашли и вышли из комнаты со штрафом. — Где оказалась зарыта собака? — Оказалось, что красный крест – это подтверждение ввода и нужно было просто поочерёдно вводить все четыре пары символов и нажимать на него. Мы разговаривали с ребятами из других команд, для кого-то это задание вообще не вызвало никаких затруднений. Говорили, что если никаких «зелёных галочек» нет, то значит нужно нажимать на то, что есть. При этом половина команд, как и мы, так и не поняла значение креста. — Определённая логика присутствует… — Да, но вот другое задание – комната с красными лазерами. Знаете, как в фильмах про ограбление банков. И тут же лежат очки. В материалах, которые нам давали перед началом игры, было много сказано про лучи, преломление света, работу с линзами. Конечно, мы начали думать в этом направлении, но очки никак не действовали. Потом оказалось, что многие тоже думали именно так. Стали пролезать между лучами, как грабители – ничего не происходит. Потом заметили, что за касание лазера штраф не даётся, решили закрыть все лучи собой. Сработало, рядом с красными появились зелёные лучи. Конечно, теперь мы попробовали закрыть зелёные, но ничего не происходило. Оказывается, нужно было снова закрывать красные, но уже не трогая зелёных. Вот такая логика. И тут, кстати, можно говорить о втором факторе, который не смогли учесть организаторы. И даже признали свою ошибку. Никто не проверял, есть ли в командах дальтоники, а ведь часть заданий была полностью построена на работе с цветами. В предпоследней комнате вообще нужно было смешивать цвета и получать новые, причём команде там приходилось делиться на пары. Так что нужно было или не придумывать таких заданий, или заранее предупреждать о них. — С трудностями перевода понятно, а в организации или регламенте было что-то, что вам не понравилось? — Главный момент, который не понравился, – подсказки. В обычном квесте они выстроены таким образом, что тебя аккуратно подталкивают к правильному решению. Условно, говорят, куда смотреть, чтобы дальше ты смог сам дожать задание и получить удовольствие от его решения. Это вообще главная задача квестов – получать удовольствие от решения, а не осознавать, какой ты тупой (улыбается). В Будапеште всё было иначе: когда ты просишь подсказку, то просто открывается дверь в следующую комнату и из оставшегося времени на прохождение вычитается пять минут. — Кажется, не самое удачное решение... — Нет, на самом деле, всё круто. Нужно же с чего-то начинать. Классные задумки-то были. То же задание из предпоследней комнаты, где игроки делились на пары и нельзя было переговариваться – оно очень интересное, хоть и безумно сложное. В финальной комнате мы этот куб пластиковый три раза собрали, но каждый раз у нас что-то одно не сходилось. А его ведь нужно заново «взрывать» и собирать с нуля. Минут 7-8 мы провели в этой комнате, и времени не хватило. Потом оказалось, что в финальную комнату мы вышли с лучшим результатом среди всех команд. Если бы собрали куб – были бы в финале. «ПРОХОЖДЕНИЕ КВЕСТОВ – ЭТО СПОРТ. И У НЕГО ЕСТЬ БУДУЩЕЕ» — А вы собирались быть в финале? — Конечно, мы думали только о победе. Зачем же ещё приезжать? — Расскажите про свою команду. Почему «Синячок»? — Онлайн-отбор проходил Николай Катков, который в Будапешт в итоге приехать не смог. Он и позвал Максима, Егора и ещё одного парня. Они даже тренировались несколько недель, готовились. Так получилось, что Москва была последним городом, где проходил оффлайн-отбор, а ребятам ещё и временной слот поставили последний – в 20:00. И тут тот самый парень говорит Коле, что в это время приехать не сможет. Ребята позвонили мне, я сразу согласился. К тому моменту в отборе был явный лидер – команда из Воронежа, их никто не мог опередить. Ребята уже мысленно в Будапеште были (улыбается), и тут мы улучшили их время на 20 секунд. Даже жалко их. А название команды… После прохождения онлайн-отбора Коле позвонили организаторы и потребовали прямо сейчас дать им название команды. Он ни о каких чемпионатах мира тогда и не думал, вот и сказал: «Синячок». Так в детстве какая-то их дворовая команда называлась. Пошутил, в общем. А сейчас на сайте «Ред Булл» пишут: команда «Синячок» заняла первое место и представит России на чемпионате мира в Будапеште… Господи, кто же такое название придумал (смеётся). Но это не предел совершенства: команда из Украины называлась «Пьяные еноты». — Вы сказали, что команда перед отборочным турниром тренировалась. Как можно тренироваться для прохождения квеста? — Если говорить конкретно об отборе, то было известно, какие примерно задания там будут. Оставалось только множество раз решать подобные задачи, стараясь улучшить время. Перед финалом мы, конечно, ничего не знали, но усиленно работали над улучшением коммуникации и старались распределить функции. Кто-то быстрее считает, кто-то более быстрый и ловкий и так далее. Нужно было налаживать связи. Проходили различные квесты и в какой-то момент даже подумали, что готовы ко всему. Оказалось – зря так думали. К этому всему сложно было подготовиться (улыбается). А вообще, по сути, тренировка в квестах – это как в спорте. Максимальное повторение одного и того же, чтобы голова и тело запоминали и в нужный момент правильно срабатывали. Чем больше раз ты сделаешь какой-то финт на футбольной тренировке, тем больше шансов, что он у тебя получится в игре. — Капитан, лидер, тренер – такой человек должен быть в команде? Был ли он у вас? — У нас его нет, но в других командах – возможно. В квестах ведь часто есть параллельные задания, которые можно решать одновременно. Нужно выбирать, кто что делать, чтобы не мешать друг другу и не терять время. Или бывает такое: нашёл ты шарик и дырочку, куда его, вроде бы, надо загнать. Попробовал раз, второй – не получается. Кричишь: «У меня шарик и дырочка», но все продолжают заниматься своим делом. Вот тут надо решать – или кто-то идёт тебе помогать, или ты сам пытаешься ещё и ещё раз. Если есть человек, который может заставить других проверять чужие версии – это хорошо. — Квесты – это спорт? Чемпионат мира есть, тренироваться надо, командная тактика важна капитан или лидер нужен, конечный результат – быть быстрее всех. — Да. Считаю, что вполне можно говорить о квесте, как о спорте. Главный признак – наличие соревновательности. Многие ребята приезжают играть в квесты не просто, чтобы пройти комнату для удовольствия, а чтобы обязательно побить имеющийся рекорд. Чемпионат мира – это важный и нужный шаг вперёд, а квесты дадут большую фору всем интеллектуальным играм. Никто ведь не сомневается в том, что шахматы – это спорт, но там всё завязано на стратегии и совсем немного – на логике. В квестах это ещё и креатив, условиях крайне ограниченного времени и никаких надежд на то, что соперник допустит ошибку, а ты ей воспользуешься. Плюс драйв и антураж, которых у шахмат никогда не будет. У спорта под названием «прохождение квестов» есть будущее. Уверен, что чемпионат мира станет регулярным, да и кроме него начнут появляться международные турниры. — В вашей жизни есть место спорту? — В детстве я семь лет занимался бальными танцами (улыбается). Вот в такой спорт меня отдали в семь лет. Сейчас плаваю, в волейбол играю. В настольный теннис раньше очень много играл, он мне очень нравится в плане развития реакции. Сейчас редко получается поиграть. «ТЕ, КТО НЕ ЗНАЛ О ЧЕМПИОНАТЕ МИРА, СЕЙЧАС РЫДАЮТ» — Что вы думаете о финале турнира и о том, смогли ли организаторы сделать шоу? — Смогли. Организация очень крутая. Я не первый раз принимаю участие в различных съёмках, причём и в качестве участника, и в качестве наблюдателя, так вот здесь всё очень круто и чётко. Ты понимаешь, что тебе делать, куда встать, всё подготовлено на высоком уровне. Сразу виден серьёзный опыт проведения подобных мероприятий. Что касается самого финала, то он немного разочаровал. Вначале двум командам-финалистам нужно было одновременно пройти несколько микроигр, на которых они набирали себе очки. Чем больше очков они набирали на этих играх, тем больше у них было преимущество в финальной комнате. Словения победила в трёх играх из четырёх. Потом комната с трубой, та же, которую мы проходили в полуфинале, но с другим заданием. Её не удалось пройти никому, и только автор – канадский профессор Скотт Николсон – потом рассказал, что нужно было делать. Лично моё мнение – логика была очень сильно притянута за уши. В финальной комнате загадки там были точно такие же, как и на отборочном уровне. Мы очень сильно расстроились, что мы не попали на финал, потому что легко разобрались бы с ними. Зато болели за украинцев, но им нужно было решить четыре задачи, а словенцам – две. Украина почти успела, но Словения всё-таки справилась быстрее. — Вы могли следить за прямой трансляцией не только как её участник, но и как зритель. Чего, на ваш взгляд, не хватило? — Думаю, обычным зрителям не хватило пояснений и подсказок. В Европе и Америке есть различные игровые или интеллектуальные шоу, когда людям нужно проходить какие-то задания, и там зрителям заранее объясняют правильное решение. Простому зрителю в этом случае намного интереснее – можно следить за тем, как участники подбираются к правильному решению. Возвращаясь к той самой задаче с трубой, которую не смог решить никто из игроков, сидящих в студии: что же делать бедным зрителям, если им даже после завершения задания не объяснили правильного решения? Будет ли им интересно смотреть в следующий раз? — Организаторы чемпионата мира подтвердили, что он будет в следующем году. У вас уже есть планы по возвращению? — Мы будем участвовать однозначно. Вообще в России есть огромная тусовка людей, которые играют в квесты, но понятия не имели об этом турнире. Да я и сам узнал о нём буквально в последний день, когда меня ребята позвали. Те, кто следил за происходящим в Будапеште, сейчас просто рыдают от того, что не узнали о турнире и не смогли попробовать. Я уверен, что в следующем году участников в российском отборочном раунде будет если не в 100 раз больше, то в 10 раз – точно. — Не хватило пиара и рекламы? — Скорее всего, организаторы не ожидали, что такое событие может вызвать большой ажиотаж. Ну и дополнительные анонсы, конечно, не помешали бы. Все любители квестов общаются друг с другом, они очень социальные, нужно было просто своевременно запустить эту информацию в сети. Легко и просто, и стоило бы копейки. — Сколько людей в Москве с какой-то степенью постоянства играют в квесты? — Думаю, не менее 20 000 человек. Сколько на самом деле – сказать не могу, да ещё и число это постоянно растёт и через год, к примеру, значительно увеличится. «РАБОТАТЬ НА РАБОТЕ ТОЛЬКО РАДИ ДЕНЕГ – САМОРАЗРУШЕНИЕ» — А что вас привело в квесты? — Когда я ещё учился в институте связи МАТУСИ, мы любили играть в автоквесты. Учился на связиста, потом работал в проектном институте, через пять лет решил попробовать что-то ещё, потому что дальнейшего развития не видел. Кардинально сменил деятельность и пошёл продавать автомобили. Почему? Это просто была детская мечта. Я решил так: пусть мне это не понравится, но я буду знать, что я это попробовал. Звучит очень романтично. Я был в неописуемом восторге от бесконечного общения с людьми, получил большой опыт в организации процесса, зарабатывал приличные деньги. Затем моя девушка, а ныне супруга, решила с подругой сделать сюрприз, пригласив меня с товарищем поиграть в квест. Мы сыграли в один, нам дико понравилось, и мы тут же сыграли во второй, а потом и в третий. К этому моменту у нас было такое количество идей о том, что можно было бы добавить и сделать лучше, что мы подумали: почему бы нам самим не организовать квест-комнату? Придумали идею, сняли помещение, работали на работе до девяти вечера, а потом ехали и строили до четырёх утра, затем к восьми снова ехали на работу. В таком режиме мы за два месяца построили свой квест «Рейс 911», он до сих пор работает и людям очень нравится. — И вы начали развиваться? — Да, сейчас у нас уже восемь квестов, все отлично работают. Правда, тенденции изменились, уже нельзя просто снять помещение и построить квест. Теперь нужны более серьёзные вложения, люди не хотят видеть просто много сундуков с замками. Собери предметы, правильно расставь, где-то что-то само откроется, загорится, заговорит – вот чего теперь требует народ. Квесты становятся лучше и красивее. Для меня сейчас самое главное – это когда человек выходит, а его глаза светятся счастьем. Для этого и работаем. — Какое задание лично для вас стало самым запоминающимся? — Мне очень нравится задача, которую я в итоге реализовал в своём квесте (улыбается). Например, есть семь кругов, под ними семь кнопок. Нажимаешь первую кнопку – загорается третий круг, нажимаешь на вторую – загорается первый и так далее. Кнопки и круги перепутаны, задача — собрать правильную комбинацию кнопок, чтобы все круги горели одновременно. Из-за спутанной последовательности у мозга начинает «рваться» шаблон. Я когда-то решил эту задачу и был в неописуемом восторге. — Квест-комнаты – семейное мероприятие? — Да, вначале я уволился с работы, затем ушла жена. Сейчас мы занимаемся только этим. Параллельно достраиваем свой дом, а потом можно и о детях подумать. — В вашем доме будет пара хитрых комнат? — (Смеётся.) Да, наши друзья над нами смеются, говорят, что на наших 15 сотках есть где разгуляться фантазии. У нас всё по плану: дом достроим, дерево посадим, сына родим (улыбается). — Каким должно быть будущее ваших детей? — Самое главное — разностороннее развитие, но в удовольствие. Главное, чтобы ребёнку нравилось то, чем он занимается. Если будет нравиться — всё получится. Так же и у взрослых. Работать на работе только ради денег – саморазрушение. >>> Ум за разум. Почему квесты – это даже больше, чем спорт «МАШИНЫ ЗАВОЮЮТ МИР? ОБЯЗАТЕЛЬНО» — Где бы вы хотели сделать квест, если бы могли выбрать что угодно? — На самом крутом пляже, который только есть на нашей планете. — Время, за которое вы собираете кубик Рубика? — Я не умею его собирать. Мне не хватает терпения. Мне проще что-то быстро решить, сделать. Играть в шахматы или собирать кубик Рубика — не моё. Мне нравится принимать быстрые решения, играть на скорость. Кубик Рубика если только быстро разломать и собрать заново. — Какие три вещи вы бы взяли с собой на необитаемый остров. — Я бы взял свою жену, которая возьмёт свой огромный чемодан (смеётся). А ещё компьютер и солнечные батареи к нему. — Счастье — это… — Заниматься тем, что тебе реально нравится, жить там, где тебе нравится, и чтобы все, кого ты знаешь, верили и радовались за тебя. — Какого героя не хватает нашему миру? — Какого-то героя по имени Справедливкин, который будет контролировать исполнение заповеди: поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой. Регулярно сталкиваешься с непонятной агрессией людей и несправедливым отношением. Этой вообще мой девиз по жизни: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!» — Машины завоюют мир? — Обязательно. Машины уже легко заменяют людей и развиваются очень быстро. Когда они научатся развивать сами себя, то придёт время истории Терминатора. Надеюсь, что те, кто занимается этим направлением, понимают, что делают. — Любите компьютерные игры? — В детстве очень много играл, но сейчас у меня нет игр ни на компьютере, ни в телефоне. Только в реальной жизни. — Три человека, которых вы бы взяли к себе в команду. — Я бы взял Брюса Ли, чтобы проходить задания на резкость и быстроту. Ещё Стива Джобса и Владимира Жириновского. Получилась бы шикарная команда «Синячок» (смеётся). — Любой актёр мечтает умереть на сцене, музыкант – во время концерта. Игрок в квест должен мечтать умереть во время игры? — Я бы точно не хотел бы умереть в квесте. Это нелепо. Если ты идёшь в квест, ты, прежде всего, хочешь найти выход. А вот умереть лет в 80 во время создания очередной комнаты… Наверное, да! — Когда Россия станет чемпионом мира по прохождению квеста? — В следующем году. А какие ещё варианты?

«Просто людям нравится чувствовать себя умными»
© Чемпионат.com