Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика

«КАМАЗ-мастер». «У нас закон: кто физически не готов, тот не едет»

Что и как нужно тренировать без машины, сколько раз можно есть во время гонки и зачем перед ралли-рейдом две недели спать в палатке, «Чемпионату» рассказал действующий победитель «Дакара» и сильнейший «грузовой» пилот планеты .

«КАМАЗ-мастер». «У нас закон: кто физически не готов, тот не едет»
Фото: Чемпионат.comЧемпионат.com

Автоспорт – это яркий тандем, в котором результат достигается не только за счёт усилий человека. Недостаточная готовность автомобиля к гонке может в один миг лишить пилота шансов на победу. Насколько эффективно работает связка человек-машина, раз за разом доказывает российская команда «КАМАЗ-мастер», много лет диктующая свои условия в главном ралли-рейде мира «Дакаре», но сегодня мы поговорим только о человеке. — Эдуард, спорт – это, прежде всего, физическая подготовка: выше, быстрее, сильнее. Насколько для пилота, участвующего в ралли-рейдах, важно быть физически готовым?

Видео дня

— Нам без ОФП просто не обойтись, потому что езда 5-10 часов по бездорожью – колоссальная нагрузка, обычному водителю не по силам. Нужно быть в хорошей физической форме, потому что с нагрузкой на позвоночник, шею, да практически на всё может справиться только подготовленный пилот. Ехать в тряске, чтобы у тебя не «летала» голова, непросто. У нас есть закон: кто физически не готов, тот просто не ездит в экипаже.

— И кто определяет физическое состояние члена команды?

— Пилоты. Вначале любой новичок проходит обязательный курс в спортзале, где наш инструктор его смотрит, оценивает спину, физическое состояние, просит сделать элементарные вещи: отжаться, подтянуться. Если инструктор даёт добро, мы сажаем кандидата на специальную подвеску, где возникают самые серьёзные амплитуды и где видно, в какой момент и в каких местах человек «кряхтит». Многие сами всё понимают и сразу говорят, что продолжать нет смысла.

— Правда, что все последние атлеты «КАМАЗ-мастер» начинали с картинга в Набережных Челнах?

— Да, последнее поколение пилотов — я, Эйрат Мардеев, , Дима Сотников, – все мы оттуда. Это, наверное, лучшая школа в России, и мы видим, что оттуда полезно брать людей. И да, если у человека есть большое желание, он найдёт место в нашей команде.

— В какой момент у вас появилось большое желание?

— Любовь к авто мне перешла от отца. С раннего возраста меня отдали в спортивную гимнастику, я прозанимался там восемь лет, но мой отец тогда уже занимался мотоспортом, постоянно брал меня с собой, меня притягивали звуки моторов, руки тянулись к железу. В гимнастике я дошёл до определённого разряда и стал понимать, что у меня появилась боязнь сложных элементов. Кроме того, меня тянуло к машинам, я знал, что у нас в Челнах есть картинг, изучал журналы, смотрел картинки, мне хотелось чего-то гоночного. Но нисколько не жалею, что занимался гимнастикой, она мне и сейчас помогает — гибкость, разминка. — Родители вряд ли были в восторге от такой резкой смены спортивного курса

— Конечно, родители не хотели, чтобы я занимался автоспортом, но видя, что ребёнок болеет этим, не стали мешать. Наоборот, помогли мне. В какой-то момент я выходил из дома на тренировку по гимнастике, доходил до автобусной остановки и поворачивал в сторону картодрома. (Улыбается.) Так что с 12 лет я окончательно начал заниматься картингом, у меня очень хорошо получалось, выезжал на чемпионаты России, был призёром и, конечно, как и любой мальчишка, который занимается картингом, мечтал попасть в легендарную команду «КАМАЗ».

Однажды руководитель команды, тогда ещё , приехал посмотреть на подрастающее поколение на одно из соревнований. Я тогда показал хороший результат, после чего состоялся важный разговор. По его итогам я и попал в команду, мне тогда было 18 лет.

— Сразу сели за руль?

— Естественно, нет. В команде все начинают с метлы и уборки.(Улыбается.) Все через это прошли. Потом был механиком, но желание всегда оставалось одно – попасть «в руль». И вот через несколько лет мне его доверили.

За гимнастикой слежу до сих пор

— Есть оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься автоспортом?

— Сложно сказать. Без водительского удостоверения нельзя начать водить настоящие автомобили, с другой стороны, есть картинг, можно заниматься на разных автосимуляторах. Это возраст 5-6 лет.

— Вы сейчас следите за соревнованиями по гимнастике?

— Конечно. За женскими и за мужскими. Смотрю Олимпиады, чемпионаты мира. — Какой вид спорта вас ещё интересует?

— Очень нравится плавание, а ещё – синхронное плавание. Почему? Сложно объяснить, но синхронистки, особенно в командных упражнениях, делают всё просто великолепно. Они нам своими победами стимул дают.

— У вас есть понятие «командная подготовка»? Вместе в зал ходите, вместе плаваете

— Обязательно. Только так и готовимся.

— Сколько занятий в неделю требуется?

— Всё индивидуально. Мне, например, нужно три раза, а мы ходим пять раз. Стараюсь давать себе нагрузку побольше.

— Расскажите о забеге Wings for Life, в котором вы принимаете участие всей командой. Зачем вам это?

— Слоган у него – «Бежать за тех, кто не может». Уже это о многом говорит. Забег проходит в Коломне, мы ежегодно принимаем участие, партнёры приглашают. Опять же, есть хороший шанс подтянуть физическую форму. Я же автомарафонец, для меня логично преодолевать марафонские дистанции. (Улыбается.)

— И какие результаты показываете?

— Система там такая: стартуешь, бежишь, а через какое-то время тебя начинает догонять автомобиль. Как догонит – сходишь с дистанции. Так что бежим не на время, а на расстояние. Один раз 17 километров пробежал, в другой раз – 18. Неплохо для человека, который бегом не занимается.

Во время гонки едим один раз в день

— Физика — это лишь часть подготовки любого спортсмена. А как вы готовитесь психологически и нужно ли вам это?

— На дистанции важно всегда оставаться спокойным и правильно реагировать на стрессовые ситуации. Мы все ошибаемся – и пилот, и штурман, и механик, нужно относиться к этому с пониманием. С нами работает психолог, плюс мне музыка помогает. Какой-то специальной группы или песни нет, иногда хочется чего-то спокойного, иногда – ритмичного.

— Ещё какая-то специальная подготовка вам требуется?

— Мы интересно готовились к высокогорью – спали в специальных палатках. Мы же иногда едем на высоте 5000 метров над уровнем моря. Вот так дома, две недели. Занимаемся на специальном оборудовании в масках, куда подаётся специальных гипоксический газ, имитирующий разреженный воздух на высоте.

— Здоровое питание очень важно для пилота – да или нет?

— Конечно. Перед гонками мы пользуемся услугами диетолога, а на протяжении всего года каждый сам себе хозяин. Жёстких ограничений нет, но ты сам знаешь, что можно, а что нельзя. Я – сладкоежка, неудивительно, что мне нельзя перебирать с мучным и сладким. С прекрасными мамиными пирогами, например. (Смеётся.) — А как вы питаетесь во время «Дакара»?

— Фактически едим один раз в день, вечером. Утром у нас очень небольшой завтрак – бутерброд, чай. По ходу гонки ничего не едим и почти не пьём, разве что ближе к концу этапа можно сделать пару глотков воды.

— Как восстанавливаетесь после затяжных гонок?

— Получаем недельный отпуск. Я его провожу дома, с семьёй. И, конечно, массаж, без него никуда. Лёгкая работа в спортзале тоже помогает.

— Кто вас ждёт дома?

— Супруга Оксана и маленькая дочка Элина, ей всего девять месяцев. И папа с мамой, конечно. Все меня поддерживают, отец у меня тоже спортсмен, всё понимает.

— Какой спортивный путь ждёт Элину?

— Пока мы в раздумьях, но, видимо, это будут танцы или гимнастика. Синхронное плавание? Это вряд ли, нужно в Казань ехать или в Москву. У нас его совсем нет. Так что для начала попробуем то, что есть у нас в городе.

— Дайте чемпионский совет тем любителям автогонок, которые мечтают когда-нибудь выступить на «Дакаре».

— Желать этого и стремиться к мечте. Большое желание – это главное, что необходимо. Без него никогда ничего не получится.