«Утренняя тренировка для меня — путь от дома до работы»

В преддверии нового велосезона член сборной России по велоспорту и мастер спорта по маунтинбайку Иван Кунаев рассказал «Ленте.ру» о своих достижениях, дал советы новичкам и любителям велогонок, а также поведал о своем вечно исчезающем велосипеде. Лента.ру: В каком возрасте лучше всего начинать заниматься велоспортом? Кунаев: В 5-6 лет, когда уже можно сажать ребенка на велосипед. Правда, как и везде, в нашем виде спорта есть свои исключения: некоторые дети начинают кататься и с трех лет. Все зависит от ребенка. Помните свой первый опыт езды на двухколесном велосипеде? Конечно! В шесть лет, я только-только пошел в школу. Именно тогда я сделал первые шаги в велоспорте. Потом любительское катание. Постепенно встал на профессиональные рельсы. Почему выбрали маунтинбайк (MTB)? На маунтинбайк я пересел в 15-16 лет, когда наткнулся в интернете на видеонарезки красивых заездов в лесу. По сравнению с городским вариантом — ВМХ, МТВ открывает больше границ, больше возможностей для путешествий, а в 16 лет как раз хочется открывать для себя что-то новое. Наверное, именно это и определило мой выбор. BMX наиболее популярен среди молодежи. Почему? Он наиболее доступен. Чтобы кататься на ВМХ, не нужно никуда ехать, достаточно выйти из подъезда, и перед тобой весь город: ты можешь кататься, оттачивать трюки, элементы. Для МТВ же нужны горы или холмистая местность. Поэтому ВМХ, на мой взгляд, больше подходит для детей или подростков, а МТВ занимаются уже лет в 20. Какой бы дали совет тем, кто только хочет освоить MTB? С какими основными трудностями можно столкнуться и как их преодолеть? В первую очередь, нужно позаботиться о защите. Без нее вообще не стоит начинать кататься. Как минимум надо купить шлем, перчатки, наколенники, чтобы защититься от травм при падении. Затем необходимо изучить первичные базовые элементы: прыжки, преодоление поворотов. Их следует отрабатывать на тренировочных занятиях. И только потом уже можно будет получать удовольствие от катания. Что касается рисков, то тут все зависит от местности. На лесных тропинках опасность травмы минимальна. В горах риск гораздо больше. Какие травмы чаще всего получают маунтибайкеры? Ссадины, ушибы — это я в расчет не беру. Переломы случаются, но все это проходит. Главное, иметь голову на плечах, не рисковать и не пытаться прыгнуть выше головы. Все-таки наш вид спорта не так травматичен, как некоторые другие. В какой момент вы поняли, что уже готовы выступать на профессиональном уровне? Важно сразу разобраться с определением профессионала. Например, я хожу на самую обычную работу в офисе пять дней в неделю, но все выходные и отпуск провожу на сборах, тренировках. Поэтому даже не знаю, можно ли эпитет «профессиональный» применить ко мне в полной мере. Не могу сказать, что какая-то определенная гонка была для меня этапной. Бывало, я регистрировался на заезды в категории «Pro» и на заезды среди любителей. Наверное, этот плавный переход произошел для меня лет пять назад, когда появились первые спонсоры, и я принял участие в международных стартах. В прошлом году вы выступили на суточной гонке в Австрии. Какие впечатления остались? Это был невероятный опыт. Мы ездим в Австрию уже второй год подряд. Оба раза нам удалось занять второе место, хотя на старт выходило 350 велосипедистов со всего мира. Ощущения просто фантастические! Хотя порой было очень трудно, от бессилия хотелось все бросить! Но взглянешь на напарника — и продолжаешь приближаться к финишу. Надеюсь, в этом году мы снова примем участие в этой гонке и победим с третьей попытки! В каком формате проводилась гонка? Формат очень необычный для нас: на протяжении суток мы спускались с даунхильной трассы. Вроде бы легко спускаться вниз, но на самом деле это довольно сложно. Это нужно делать на максимальной скорости, затем подниматься на подъемнике — и снова в бой. И так целые сутки. Я выступал в парном зачете с Антоном Румянцевым. Мы меняясь примерно каждые два часа. Ночью чуть реже. Какой у вас распорядок дня с учетом работы, не связанной со спортом? Утренняя тренировка для меня — это путь от дома до работы, который я преодолеваю на велосипеде. Пока еду, отрабатываю ускорения, прыгаю по кочкам, тренирую повороты по мере возможности. Отработав положенные восемь часов, снова сажусь на велосипед, еду домой. Дома меняю один велосипед на другой и отправляюсь уже на специально подготовленные трассы. Так примерно выглядят мои будни, а выходные проходят либо на гонках, либо на тренировках в горах. Бывает, что в пятницу вечером уеду на какие-нибудь соревнования, а вернусь уже в понедельник перед выходом на работу. Что бы вы посоветовали москвичам, желающим просто прокатиться на велосипеде? Где сами предпочитаете проводить время с друзьями за спокойным катанием? На мой взгляд, наиболее подходящий вариант для Москвы — горный велосипед: сзади подвеска в городе вообще не нужна. Что касается велосипеда для шоссе, то тоже можно, но в Москве ездить по дорогам опасно: дисциплина водителей хромает, да и сами велосипедисты порой ведут себя неграмотно. Поэтому я предпочитаю кататься в специально отведенных для этого местах: мне нравятся маршруты вдоль набережных и в парке Горького. Очень здорово можно прокатиться в Битцевском парке и на Крылатских холмах, где есть велодорожки и пешеходов не так много. Вообще, приятно видеть, что хотя бы в центре Москвы оборудуют велодорожки. Жаль только, что горожане еще не привыкли к тому, что велодорожки сделаны не для пешеходов и нехотя пропускают велосипедистов. Хочется верить, что это лишь вопрос времени. Какими видами спорта вы занимаетесь в межсезонье? Зимой — хоккеем, прыгаю на батуте, тренируюсь в спортзале, но больше всего — сноубордом. Я люблю горы, меня туда постоянно тянет. В межсезонье тоже. Несколько раз в год я выезжаю покатать либо в наше Приэльбрусье, либо на другие горы Кавказа. Предпочитаю именно фрирайд: спускаешься с горы по целине, получая от этого невероятное удовольствие. Как готовите велосипед к сезону? Во-первых, перед спячкой велосипед необходимо помыть и хорошо высушить, чтобы не допустить коррозии. Надо смазать цепь, звезды, шарниры и т.п. Но не стоит усердствовать, вы же не консервируете велосипед на 15 лет, достаточно немного смазки. Хранить велосипед лучше в подвешенном состоянии, так как за зиму, скорее всего, обода промнут резину, и она придет в негодность. Перед сезоном следует убедиться, что все детали велосипеда в рабочем состоянии. Чаще всего за зиму страдают резиновые части велосипеда, особенно если велосипед хранился на морозе. Ну а потом накачайте колеса и отправляйтесь радоваться весне. Какие цели перед собой ставите в новом сезоне? Хотел бы поучаствовать в российских соревнованиях, а также съездить на несколько этапов кубка мира. Конечно, не пропущу суточную гонку в Австрии. Также собираюсь проехать несколько этапов мировой серии уличных гонок City Downhill World Tour, куда я получил приглашение в этом году. Там я надеюсь показать хороший результат и войти в Топ-5. Можете вспомнить курьезные случаи, которые с вами происходили на соревнованиях? Довольно часто теряется велосипед во время перелетов. Идешь на трассу, где уже катаются, а ты только взглядом всех провожаешь, велосипед же в это время летает где-то по Европе. Например, у меня был прямой рейс Москва — Будапешт, а велосипед оказался в Португалии. И вот ты сидишь, возмущаешься: «Ну как такое может быть вообще?!»

«Утренняя тренировка для меня — путь от дома до работы»
© Lenta.ru