Эден Азар: Мне всегда нравилось больше обводить, чем забивать
Интервью бельгийца из «Челси» еженедельнику France Football. ГЛАВНОЕ – ПОЛУЧАТЬ ОТ ФУТБОЛА УДОВОЛЬСТВИЕ - Есть футболисты, способные своей игрой вызывать у людей такие же эмоции, как своими творениями музыканты, поэты, художники. Вы из этого числа? - Не знаю, это судить окружающим и болельщикам. Но, думаю, по стилю я такой же творческий человек. - То есть в некотором роде артист? - Такими можно назвать только великих футболистов. По мне, так АРТИСТЫ – это Зидан, Роналдиньо, так же Рикельме со своими передачами и своей манерой. Конечно, Месси. То, что он делает с мячом – фантастика! Не думаю, что могу стать с этими футболистами в один ряд. С другой стороны, повторяю, не мне судить – артист я или нет. - А Йохан Кройф? Ваше отношение… - Я совсем его не видел, только два или три видео - как можно по ним судить! То же самое могу сказать о Марадоне – не посчастливилось увидеть, как он играет. Я начал смотреть футбол с 1998-го – с чемпионата мира. Но по словам моего отца и людей старшего поколения, мнение которых уважаю, Кройф был фантастический футболист, и тренером стал тоже выдающимся. Один их тех, кто менял футбол. Когда слышишь, что о них рассказывают – диву даешься… Так же лет через пятнадцать я буду рассказывать о Зидане моим детям. - Вы согласны, что в футболе есть свои артисты. Значит, футбол сродни искусству? - Да, это искусство, но это и игра. Даже в таком великом клубе как «Челси» победа – это не самоцель. Для меня главное – получать от футбола удовольствие. Да, если выигрываем – это хорошо. А если даже не получили три очка, но все сделали для этого – не беда, победим в следующем матче. - Главное, чтобы было зрелище? - Да, публика должна получить удовольствие. Люди пришли на стадион именно ради этого - хотят провести приятно время, то есть увидеть зрелище. И от нас – игроков творцов – прежде всего зависит, получат ли они это. - Когда толпа вскакивает со своих мест – вот это заводит? - Да, это классно. Болельщик любит красивый футбол. Когда после матча люди мне говорят: «Ей богу, то, что ты сделал – это было здорово!» - это очень приятно. Мой прощальный матч в Лилле (20 мая 2012 года против «Нанси» - 4:1, прим. ред.) в этом плане самый запоминающийся. Весь стадион болел за Бельгию, за меня, были бельгийские флаги, ну и я постарался – сделал хет трик. Сильнее эмоций пока во время матча я не получал. «КОГДА У ТЕБЯ МЯЧ – ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ…» - Для вас важно не просто выполнить какой-то прием, но чтобы это было красиво? - Именно так. Мне всегда говорили, главное – эффективность. Но красивое действие, даже если не принесло какую-то пользу, не перестает от этого быть красивым. Конечно, лучше, если оно при этом будет еще и эффективным. Красиво прокинуть мяч между ног соперника или забить не какой-то вымученный гол, а в девятку. Люди запоминают именно это, и я хочу, чтобы и от меня что-то осталось в их памяти. Я таким был всегда, даже в десять лет, и не изменюсь. Футбол – волшебный вид спорта. И я должен своей игрой вызывать эмоции публики. Именно так. - Но в современном футбол не просто таким игрокам творческого плана? - Все зависит от команды. В каких-то такие игроки ценятся больше, чем в других. Но действительно, часто слышишь: «Главное – результат, а не какая-то красота». Но мы – творческие игроки – на этот счет не заморачиваемся. Главное – творить. Остальное – приложится. Вот посмотрите на Неймара… - Без него, без вас и вам подобных футбол стал бы скучным, так? - Ну да… Хотя кто-то увидит свою красоту и в глухой обороне или в матче без голов. Но для тех, кто пришел на зрелище, если футбол лишить дриблеров, это уже будет не то. - При вас в «Челси» сменилось четыре тренера (Ди Маттео, Бенитес, Моуринью и Хиддинк), Конте – пятый. При всех вы были на поле свободным художником или кто-то ставил вас в какие-то рамки? - Что касается действий в обороне, установки у всех были разные. Что же касается атаки все говорили одно и то же: «Когда у тебя мяч – зеленый свет. Ты – мастер, такие как ты определяют результат, значит, не будем тебе говорить, делать то или это. Поступай, как считаешь нужным». Я могу сместиться вправо, влево, атаковать по центру и если за счет этого мы выигрываем – никто ни слова мне не скажет. То же самое было в «Лилле» при Руди (Гарсия, тренер). Но не только я получал такую свободу, Жервиньо и Мусса Сов тоже. Ведь сзади у нас играли трое таких цепных псов: Кабай, Бальмон, Мавуба. Но свобода свободой, а надо было делать результат. - Творческий подход у вас – врожденный? - Да. Такое нельзя приобрести на тренировках. Я уже в пять лет был такого стиля футболистом. Конечно, пришлось попахать, чтобы стать таким, каким есть сейчас. Но что твое – это твое. Творить – это такое состояние души. Что-то, конечно, изменилось. Ведь постоянно что-то вытворять на поле – это тоже не правильно. Все хорошо в меру. «ЭТО МОЖНО НАЗВАТЬ И ОЗАРЕНИЕМ…» - Ваша обводка – неожиданная, игра – такая непредсказуема. Сами то, когда получаете мяч, знаете, что сделаете в следующий момент? - Нет. Меня часто спрашивают, имею ли в голове какой-то план, прежде чем получу мяч. Даже с Тьерри Анри мы обсуждали эту тему. Он мне говорил, что сам перед обводкой думает, каким макаром будет сейчас это делать. Но я – другой. Никакого плана в голове нет. Принимаю мяч, и в следующее мгновение решение приходит само собой. Автоматически, инстинктивно. Это можно назвать и озарением. - Игрок вашего плана должен иметь полную свободу самовыражения. Это так? - А как меня ее лишить – этой свободы? Даже если тренер говорит одно, а я делаю другое, но если я забиваю, разве он может мне сказать: «Э, нет! Молодец - забил, но больше так не играй!» Он мне скажет другое: «Ну, хорошо, пусть будет по-твоему». Тренеры ведь понимают, что результат определяют именно творцы, так зачем им мешать. - Вам нужен именно такой подход тренера: «делай, что хочешь»? - Конечно. Но в футболе приходится выполнять и другую, не такую приятную работу. Бывают жуткие матчи, когда мало получаешь мяч, когда приходится большую часть времени обороняться. Но это тоже футбол. Знаю только одно: тогда наиболее полезен, когда играю в СВОЙ футбол, поэтому главное для меня – быть с мячом. - Вы предпочитаете получать мяч в ноги или на ход? - В ноги. В современном футболе многие просят, чтобы им делали передачи в свободное пространство. В этом компоненте мне есть, над чем работать, хотя в этом году наметился кое-какой прогресс. Но мне комфортнее иметь мяч рядом, под ногами – тогда я наиболее опасен. Иногда пытаешься открыться, делаешь какие-то маневры, но все как-то невпопад, естественно, мяч не получаю. И тогда думаешь: на кой черт это сдалось! Лучше уж получу мяч в ноги – тогда делай, что душа пожелает! (смеется). - И все-таки, как у вас все происходит? Голова командует или ноги? - Хороший вопрос. Когда получаю мяч, в следующие мгновения голова говорит: делай так, так и так. А затем «командуют» уже ноги, ступни, которые контактируют с мячом, и все тело. - Давайте разберем детально какую-то ситуацию. Вот получаете мяч, и далее… - Ну, до этого я успел оглядеться, знаю, где примерно партнеры и соперники. Мне уже примерно ясно, могу ли сделать передачу Педро, Диего (Коста) или Виллиану. И тогда надо решать – пасовать или идти в обводку. Месси всегда выбирает лучший вариант. У меня это не всегда получается. Иногда это понимаешь только, когда просматриваешь запись. Чем выше твой класс, тем чаще ты выбираешь лучшее решение. В этом плане я не могу себя все-таки назвать таким уж великим. - Бывают матчи, когда хочется побыстрее освободиться от мяча? - Да, в некоторых матчах чувствуешь, что не идет игра, и начинаешь мандражировать. Честно, когда видишь, что все запарываешь, а время идет, уже середина второго тайма – жуть… И что делать! Хорошо, если заменят. Когда у тебя черный день, когда ничего не получается, думаешь: да не надо мне делать передачи, ищите другие решения! «КОГДА ПРОКИНЕШЬ МЯЧ ЗАЩИТНИКУ МЕЖДУ НОГ – ЕМУ ОБИДНО…» - Есть особо неприятные соперники, у которых, скажем, одна задача - выключить вас из игры? - Нет. Никогда никого не боялся, хотя существуют такие костоломы! Но никогда не убирал ноги. Это ведь футбол. Если в один прекрасный день сломают – такая, значит, судьба. - Но ваша игра ведь строится на обводке, в некотором смысле вы провоцируете… - Стараюсь, чтобы это не выглядело так провоцирующее. Я никогда не обводил, чтобы измываться над кем-то – раз обвел, второй, третий… Хотя, согласен, когда прокинешь мяч защитнику между ног, ему это обидно. Но ведь люди понимают, что не хочу этим как-то унизить. - Допустим, перед вами два защитника и некому сделать передачу. Что делаете? - Как что! Пойду в обводку. На все 100 даже 200%! Может быть, на мне нарушат правила. Если я закрываю мяч, соперник постарается его отобрать и обязательно будет контакт. Если передо мной два не очень быстрых соперника, не буду выпендриваться - постараюсь прокинуть мяч и убежать. Но иногда, приходится и пофинтить, чтобы раскачать их. - При обводке используете все части стопы? - Да, кроме пятки. Прокидывать пяткой сложновато. Начинаю дриблинг внешней или внутренней стороной стопы, чаще всего правой ноги, затем в дело вступает левая. - Но предпочитаете вести мяч внешней стороной стопы? - То же самое мне говорил в свое время Марк Вильмотс – что я, мол, слишком часто использую шведу. Я же отвечал, что это не специально. Делаю то, что удобнее в данный момент. Все происходит автоматически. Потом я чаще играю слева, но правша, и когда смещаюсь в центр, чтобы пробить сильнейшей ногой, лучше всего прокидывать мяч шведой. «МЯЧ – МОЙ САМЫЙ ВЕРНЫЙ КОРЕШ…» - Обвести соперника – кайф? - Да, это здорово. Мне всегда нравилось больше обводить, чем забивать. Если я в порядке – обязательно иду в обводку. Да потом, это же такая красота! А гол – это другого рода удовольствие. Но самый класс, когда сочетается и то и это: делаю финт, соперник валится с ног, и я забиваю! Получаешь удовольствие и от красивой передачи. Но обводить – это для меня особенное. В академии «Лилля» я часто просматривал видео Роналдиньо и Робиньо. Этот второй мне очень нравился. Такой маленький, худенький, но какой красавец на поле! У него лучше всех получались финты, «перешагивание». Я залезал в You Tube и часами смотрел, как они это делают – Зидан, Анри… - А какой у вас любимый финт? - Пробросить между ног. Не хочу употреблять слово «унизить» соперника, но для того, кто пускает мяч между ног – это очень болезненно. Такой изящный приемчик. «Перешагивание» - это когда есть пространство, куда рвануть. Удар «Рабона» (удар по мячу из-за опорной ноги, когда обе скрещиваются) – это больше на публику. За всю жизнь ударил так раз двадцать и только однажды был какой-то толк. - Что значит для вас мяч – можно отношение к нему сравнить как к игрушке, к приятелю, к женщине, к любовнице? - Он - мой приятель, конечно приятель. Знаком с ним с самого появления на свет божий. В моей жизни они были разной формы, размеров, но все были приятелями. (Смеется). Он -мой самый верный кореш. Их было штук пятнадцать – везде, во всех комнатах. Ребенком разве что не спал с мячом в обнимку, но днем не расставались. - В вашей манере вести мяч такая деликатность – не ведете мяч, а гладите его, ласкаете… - Да, иногда ласкаю. Но когда надо обводить – не до деликатности ведь? Когда бью – да, удар такой мягкий, как у Тьерри Анри, когда закручивает. Что замечательно, я с ним могу делать все, что хочу, и он, как человек, может быть разным. Я могу к нему относиться как к женщине, как к дружбану или как старикашке… (Смеется).