В трех действиях
«Кажется, у „Ниссана“, на котором я еду, сейчас оторвет дворники. Давненько мне не доводилось попадать под дождь, запала которого хватит на то, чтобы смыть пару деревень», — так я начинал текст про финал «Народного пилота» год назад. Сейчас все происходит с точностью до наоборот. И не только из-за того, что ехал я на «Фольксвагене». Еще и солнце в этот вторник светит так сильно, что если бы козырек моего «Амарока» был человеческой рукой, то он обязательно затек бы от столь долгого пребывания в вертикальном положении. Обычно такая погода сопровождается запахом жарящегося на углях мяса и попытками увернуться от летающих вокруг воланов. Короче говоря, утро этого вторника в Смоленской области было прекрасным. Трасса — сухая, на небе — ни облачка. Правда, семерым финалистам «Народного пилота» 2017 года на погоду, кажется, наплевать. Большая часть из них молча слоняется по паддоку «Смоленского кольца», а главный заводила финала 2016 года — Василий Рожков, который пробился на финал и в этом году, ходит в наушниках, из которых вырываются гитарные рифы. Эти звуки, в сочетании с голосами нескольких финалистов, терзающих прошлогоднего победителя Ивана Костюкова и его напарника по команде Глеба Кузнецова с вопросами о том, какую передачу лучше втыкать в том или ином повороте трассы, — единственное, что нарушает звенящую тишину над автодромом. Формат финала «Народного пилота» предполагает, что у каждого из участников будет возможность ознакомиться с трассой за рулем гражданского Volkswagen Polo (в этот раз в Смоленск привезли GT-версию седана со 125-сильным турбомотором 1.4). После чего каждый из претендентов получает по три боевых круга за рулем гоночного «Поло», подготовленного по требованиям класса «Национальный» СМП РСКГ. Лучший из этих кругов и пойдет в зачет. Команда готовит машину к заездам. Это тот же автомобиль, на котором Костюков в 2016 году заехал на подиум на этапе в Сочи. Жеребьевка. По ее результатам первым в бой отправится Иван Кузнецов, вторым — Олег Чеботарев, третьим — Василий Рожков, четвертым — Александр Дударев, пятым — Дмитрий Дудин, шестым — Александр Прокопенко, а завершит финальные заезды «самый нарядный пилот» Андрей Харчев. Все, кто хотел изучить трассу на обычном «Поло», уже сделали это, основательно подогрев четырехдверке тормоза. На пит-лейн выкатили боевой седан, а Иван Костюков готовится к тому, чтобы сесть за руль и прогреть шины и тормоза для участников. Финалисты обсуждают перспективу дождя. «Какой, к черту, дождь?!», — рассуждаю я, но прогноз погоды в смартфоне недвусмысленно намекает, что примерно через час Смоленск затопит. Костюков возвращается на пит-лейн. К машине подбегает механик «Академии ралли» — проверяет давление в шинах. Первый финалист готовится к заезду. Рожков безмолвно ходит по паддоку. Спрашиваю у Василия про бодрость духа. Он искренне отвечает, что нервничает, потому что видит в этом финале явного фаворита — Александра Дударева: опытного бойца тайм-атак серии RHHCC, знающего Смоленское кольцо, пожалуй, лучше остальных. «Попробую выехать на таланте», — с улыбкой отвечает Рожков. Кузнецов уже вовсю наматывает круги по трассе. Иван возвращается в боксы. Его попытка прошла без серьезных ошибок, но Кузнецов не скрывает, что собрать лучший круг ему не удалось. «Получилось не все, потому что я впервые ехал на гоночном „Поло“ класса „Национальный“. За три боевых круга получилось всидеться в машину, понять, как она ведет себя на трассе. Я не думаю, что мне удалось показать быстрое время, но в любом случае, что сумел, то и сделал», — рассказывает Кузнецов. Место за рулем теперь занимает Олег Чеботарев. Он первым из тех, для кого этот финал стал уже вторым в «Народном пилоте», садится за руль Volkswagen Polo. Первый быстрый круг нижегородца заставляет понервничать: Олег ошибается на входе в первый поворот, машина нервно дергается, но, к счастью, стена здесь далеко и Чеботарев смог продолжить заезд. На завершающем быстром круге Олег ошибается в последнем, затяжном повороте «Смоленского кольца», и его «Поло» разворачивает. Визг шин, несколько секунд тишины… Но на пит-лейн седан возвращается целым. «В этот раз у меня не было тренировок. Сел без вката. Это были мои первые круги по „Смоленскому кольцу“ в этот раз и каждый круг все получалось лучше и лучше. Третий боевой круг был очень неплохим… до последнего поворота. Слишком было много желания победить, не смог справиться с избыточной поворачиваемостью и машину занесло. Не хватило пары сотен метров для того, чтобы установить хороший результат», — рассказывает Чеботарев. У «Поло» открывают капот. Мотор начал троить и механики решают поменять свечи. Рядом с седаном — готовый к своим попыткам Рожков. Рожков выезжает на трассу. На первом же круге Василий ставит время, которое на четыре секунды быстрее лучшего результата Чеботарева и на пять с лишним секунд быстрее лучшей попытки Кузнецова — 1 минута 49,278 секунды! Кажется, Рожков настроен отыграться за прошлогоднее поражение, когда ему пришлось работать сушилкой для остальных на подсыхающей трассе, и только победившему Костюкову удалось проехать по полностью сухому асфальту. Второй быстрый круг и… блокировка колес в первом повороте. «Поло» едет широко, цепляет гравий, круг испорчен. Василий медленно доезжает его и начинает заключительную быструю попытку. Опять слишком поздно тормозит на входе в первый поворот, но на этот раз обходится без происшествий. Синий Volkswagen Polo устремляется вниз ко второму повороту «Смоленского кольца» и… опять ошибка. С пит-лейна было трудно рассмотреть, что произошло, но Василий опять сбавил темп и свернул на пит-лейн. Рожков выходит из машины, идет в боксы, снимает перчатки и со всей силы швыряет их на стул, выходит в паддок и громко ругается сам на себя. «Жадность. Хотел проехать быстро. Первый круг проехал осторожно. На втором круге в первом повороте решил затормозить очень поздно. Первый круг был хороший, но можно было лучше. На третьем тоже поздно тормозил в первый поворот, но попал, а на втором торможении чуть-чуть пожадничал в самом конце, заблокировал колеса и уже было понятно, что с такой ошибкой о хорошем времени можно забыть», — поясняет успокоившийся Рожков. Место в машине занимает Александр Дударев — пожалуй, самый опытный боец на «Смоленском кольце» среди всех финалистов. На первом быстром круге он тоже пытается тормозить позже и тоже блокирует колеса, но на апекс попадает. Однако его первый круг хуже, чем у Рожкова: Василий был на 0,4 секунды быстрее. Но уже на следующем круге Дударев доказывает статус фаворита — 1 минута 49,040 секунды. Результат Василия побит. «Сначала я решил проехать аккуратно, чтобы сложить хоть какой-то круг и оценить ситуацию. Второй и третий круги я атаковал, понимая, что уже первый круг я проехал неплохо. В целом все получилось, хотя ошибался. Машина-то новая, не очень к ней привык. Но автомобиль понравился. Правда, у него странные тормоза — педаль ватная, проваливается. Мне было непривычно. Но управляется хорошо. Вася заставил понервничать, потому что показал очень хорошее время. Было психологическое давление, но я вроде справился. Думаю, что все будет нормально. Вряд ли меня обгонят», — рассказывает Дударев. Александр идет к Рожкову. Оба обсуждают странные тормоза и изношенные шины. Претензии к тормозам были и у первого победителя «Народного пилота» — Максима Белоцкого. Правда, на них он жаловался, уже выступая в РСКГ. На машину ставят новый комплект шин Yokohama Advan A048, за руль опять сажают Костюкова и он отправляется готовить машину для оставшихся участников. Погода начинает портиться: усиливается ветер, который приносит с собой тяжелые серые тучи. Через 15 минут в машину садится пятый участник финала — Дмитрий Дудин. Его попытка прошла без инцидентов. Дождь еще не начался. Дудин возвращается на пит-лейн и механики «Академии ралли» открывают капот «Поло», чтобы установить источник подозрительного звука: оторвалась труба коллектора четвертого цилиндра. Заезды останавливаются. С машины оперативно снимают коллектор, грузят его в другой автомобиль и увозят на сварку. Погода портится. Отремонтированный коллектор ставят на машину. Выступить остается всего двум участникам. Нарастающее напряжение, кажется, можно резать ножом и подавать на обед в ближайшей заводской столовой, откуда аккурат к моменту установки поломавшейся детали вернулись финалисты. Костюкова опять отправляют переодеваться и сажают за руль, чтобы за пару кругов привести шины, тормоза и двигатель в оптимальный температурный режим. В машину садится Александр Прокопенко — еще один участник, для которого этот финал будет уже вторым. Причем, вторым подряд. Раллист из Новороссийска провел свою попытку уверенно, без ошибок и, к его счастью, успел до дождя. Но его лучшее время оказалось лишь четвертым. Последний участник — Андрей Харчев — отправляется на трассу. Первые капли уже падают на асфальт «Смоленского кольца», но трасса все еще сухая. Первый быстрый круг — Харчев на 6,4 секунды медленнее Дударева. А что было бы дальше, мы никогда не узнаем: начался ливень. Причем такой силы, что времена прохождения круга падали бы не постепенно, а сразу: если бы такой дождь шел пару часов, то низина, в которой находится трасса, превратилась бы в огромный бассейн. Харчев решает не рисковать и возвращается в боксы, даже не закончив второй быстрый круг. Финал завершен. Организаторы «Народного пилота» выстраивают участников в боксах, чтобы вслух произнести то, что и так понятно: до времени Дударева так никто и не дотянулся. Обогнал Александра только один человек — прошлогодний победитель Иван Костюков, который на прогревочном круге проехал трассу за 1 минуту и 48,330 секунды. Выходит, что еще до начала сезона Костюков показал всем, что обыграть его в гонках будет очень непросто. И третье место по итогам дебютного сезона в самом непредсказуемом классе СМП РСКГ — отличное тому доказательство. С другой стороны, для Дударева это отличный ориентир. И чтобы дотянуться до него, у нового «Народного пилота» теперь есть пять этапов. \m