Премьер-лига
Футбол
Хоккей
Бокс
MMA
Автоспорт
Теннис
Баскетбол
Легкая атлетика
Чемпионат Европы по футболу 2020
клубы Для обывателя петербургский спорт -- это и СКА. Однако в городе действуют десятки профессиональных спортивных клубов, которые существуют за счет государственных субсидий и спонсорской поддержки бизнеса. Есть ли у них шанс избавиться от зависимости от бюджетных вливаний и стать доходными, узнавала корреспондент BG Влада Гасникова. В профессиональном спорте игроки являются работниками со срочным трудовым договором -- то есть получают зарплату, и это главное отличие от любительского спорта. Главный источник финансирования городских профессиональных клубов -- это государственные субсидии, которые распределяет комитет по физической культуре и спорту. Согласно федеральному закону "О физической культуре и спорте в РФ", в своей штатной работе комитет? взаимодействует не с отдельными клубами, а с аккредитованными региональными спортивными федерациями, включенным во Всероссийский реестр видов спорта. Но при этом комитет, по выражению его председателя , "оказывает поддержку сильнейшим командам Санкт-Петербурга по игровым видам спорта". В 2016 году комитет распределил 288,9 млн рублей на субсидии сильнейшим командам по игровым видам спорта, принимающим участие во всероссийских и международных соревнованиях, на участие, подготовку и проведение спортивных мероприятий, приобретение экипировки, инвентаря и оборудования (формулировка из официального ответа спорткомитета). В 2017 году на эти же цели в бюджете комитета заложено 301,5 млн рублей. Для сравнения, в 2015 году было 433,6 млн. По каким принципам комитет определяет сильнейшие клубы, господин Белов в ответе на запрос BG не сказал. Но он выделил четыре клуба. "Наилучших результатов добились спортсмены команды мастеров по пляжному футболу "Кристалл" завоевавшие в 2016 году в третий раз титул чемпионов России. Футбольный клуб "Аврора" в 2016 году стал чемпионом и обладателем Кубка России по мини-футболу среди женских команд. Команда "Университет Лесгафта -- Нева" в чемпионате России 2016 года заняла третье место и дошла до финала Кубка Европы по гандболу. Спортсмены команды "Университет Лесгафта -- Нева-2" заняли второе место во всероссийских соревнованиях по гандболу среди мужских команд дублирующих составов Суперлиги", -- сообщил Павел Белов. Одиннадцать призовых мест В 2016 году, согласно распоряжению комитета по физической культуре и спорту от 16 ноября прошлого года, субсидии получили 11 клубов. Больше всех -- пляжный футбольный клуб "Кристалл" (54,7 млн рублей). На втором месте -- мини-футбольный клуб "Политех" (44,5 млн), на третьем -- гандбольная "Нева Санкт-Петербург" (42,3 млн). Волейбольная команда "Ленинградка" получила 26,6 млн рублей; женский клуб по мини-футболу "Аврора" -- 23,5 млн рублей; женская команда по водному поло "Диана" -- 20,6 млн; мужской баскетбольный -- 20,1 млн; женский баскетбольный клуб "Ладога" -- 17,4 млн рублей; -- 12,9 млн; ватерпольный клуб ВМФ -- 12,4 млн рублей; волейбольный клуб "Автомобилист" -- 9,5 млн рублей. Особенность государственного субсидирования заключается в том, что клубы получают деньги в конце года. Для того чтобы команды могли тренироваться, участвовать в соревнованиях, ездить на турниры, им приходится искать деньги в счет будущих государственных средств. Поэтому у команд нередко скапливаются долги, которые субсидии не всегда покрывают: расходы клубов растут, поскольку все дорожает, а объем субсидий сокращается. Например, руководство мини-футбольного "Политехника" признавалось, что осознанно пошло на то, чтобы команда вылетела во второй дивизион: на игру в высшей лиге у нее не хватило бы денег. "Ситуация повторяется из года в год. Мы набираем долги, потом частично их оплачиваем из субсидий, потом набираем новые долги. Старые долги добавляются к новым. Еще и субсидии из года в год становятся все меньше и меньше", -- рассказали в баскетбольной "Ладоге". "Говорить о государственной поддержке спорта сложно. Как сказал бывший министр спорта , "у нас нет профессионального спорта, у нас спорт государственный". Это можно исправить, но для этого нужно менять законодательную базу о меценатстве и спонсорстве", -- уверен тренер регбийного клуба "Нарвская застава" . Большая часть профессиональных спортивных клубов, опрошенных BG, была не готова обсуждать свой бюджет, объяснив это конфиденциальностью или вовсе проигнорировав вопросы издания. , директор гандбольного клуба "Университет Лесгафта -- Нева", сообщил, что его бюджет составляет около 43 млн рублей. "Основной и практически единственный источник -- это бюджетные субсидии города, которые с каждым годом не только не растут, но и сокращаются. Проблема заключается в том, что средства городом выделяются не на перспективу, что позволило бы ввести планирование тренировочного процесса и участия в соревнованиях, а распределяются по окончании года между городскими командами, исходя из эффективности их работы и достижений", -- рассказывает господин Зиза. Постоянных спонсоров у клуба нет, коммерческие компании помогают клубу в решении точечных вопросов. Проблема тут кроется в том, что гандбол еще недостаточно популярен в России, считает руководитель клуба. Билеты на матчи команда тоже не продает: некуда. "У команды нет своей гандбольной площадки, можем позволить себе только арендовать зал в СДЮШОР Кировского района. Вместимость зала для болельщиков очень ограничена и составляет примерно 300 посадочных мест. В этом же зале мы играем и чемпионат России", -- объясняет Сергей Зиза. Регбийный клуб "Нарвская застава" получает финансирование от государства из двух источников: государственное бюджетное учреждение "Центр физической культуры и спорта "Нарвская застава"" оплачивает зарплату тренеров, покупку инвентаря и оборудования, аренду стадиона. Спорткомитет оплачивает командировочные расходы клуба для участия в чемпионате России по регби и чемпионате России по регби-7. В 2016 году это было около 5 млн рублей. У "Нарвской заставы" есть регулярный спонсор -- биотехнологическая компания "Биокад". Тренер команды Павел Дмитриев не раскрывает объем спонсорской поддержки компании, но говорит, что "Биокад" помогает клубу в организации чемпионатов и соревнований в Петербурге, в приобретении формы и экипировки для команды. Билеты на свои игры "Нарвская застава" тоже не продает: арендуемый стадион "Кировец" не приспособлен для этого. У "Нарвской заставы" есть фирменная атрибутика, которую клуб выпускает тоже при поддержке "Биокада". "Но рассматривать эту деятельность как коммерческий проект в настоящий момент нельзя, так как невозможно обеспечить рентабельность при ограниченном спросе и низкой покупательной способности зрителей. Продажа продукции сегодня ведется на домашних матчах команды и через социальные сети", -- рассказывает Павел Дмитриев. Хотя, по его словам, на матчах команды все чаще появляются болельщики в футболках и кепках "Нарвской заставы", что способствует популяризации регби. Клуб американского футбола "Санкт-Петербургские грифоны" -- любительский. Его годовой бюджет составляет около 2 млн рублей, 90% которых -- это взносы членов клуба. Этот клуб, в отличие от своих коллег из разряда профессионалов, продает билеты на свои игры. "Это позволяет нам организовывать матчи на более высоком уровне", -- поясняет директор "Санкт-Петербургских грифонов" . "Грифоны" продают и фирменную одежду: толстовки, футболки, шапки, кепки, куртки. По словам господин Ильичева, основные продажи происходят на играх и тренировках, в интернете продавать из-за малых объемов невыгодно. Пока это направление в деятельности клуба окупает себя с трудом. Расходы команд -- это зарплаты игроков и работников клуба, перелет и проживание спортсменов на соревнованиях, проведение спортивных сборов команды, страховки, медицинские препараты, заявочные взносы. Взаимовыгодный формат Партнерские отношения с бизнесом по бартеру -- пока не самая сильная сторона петербургских спортивных клубов. Чаще всего они проводят розыгрыши или рекламные акции партнера в рамках чемпионатов, но выстроенной системы работы в этом плане нет. "Санкт-Петербургские грифоны" работают по бартеру с Pizza Hut и "Хваловскими водами", которые бесплатно предоставляют им свою продукцию или подарочные сертификаты, а клуб обеспечивает им рекламу на играх. В Ассоциации пляжного футбола Санкт-Петербурга признают: пока российский спорт еще только учится фандрайзингу. "Но успехи уже есть. В конце марта мы провели в Петербурге международный турнир по пляжному футболу InterCu -2017. Отель "Спутник" бесплатно предоставил нам номера для игроков испанской команды Torredembarra, Football Store обеспечил нас спортивным инвентарем. Взамен партнеры получили возможность поучаствовать в создании крупнейшего в России турнира по пляжному футболу, а соответственно -- часть маркетинговых прав на этот продукт, которые они могут использовать по своему усмотрению. Обычно в такой пакет входит возможность размещения логотипов, баннеров и проведение промоакций во время турнира. Но мы пошли дальше: у нас будут совместные кросс-промопроекты уже после InterCu , потому что бизнесу интересно работать с нами", -- рассказывают в пресс-службе Ассоциации пляжного футбола Санкт-Петербурга. Энтузиазм или бизнес Доходным спорт в России пока быть не может: даже всем известные профессиональные клубы нашей страны не приносят прибыли, а являются больше социально-имиджевыми проектами, уверен Сергей Зиза из гандбольного клуба "Университет Лесгафта -- Нева". "Чтобы гандбол набирал популярность, а команда могла наращивать свои спортивные достижения, нам необходима информационная поддержка СМИ -- государственные субсидии не подразумевают статьи расхода на эти цели. О спорте, к сожалению, пишут и показывают очень мало, исключение составляют только именитые команды нашей страны. Ну и, безусловно, необходимы инвесторы", -- говорит господин Зиза. С ним не согласны коллеги из петербургской Ассоциации пляжного футбола: они считают, что профессиональный спорт не просто может, а должен быть доходным. "Для этого необходимо воспринимать спорт как коммерческий продукт. Нужно выстраивать спортивные бренды и их коммуникацию с болельщиками и партнерами. Важно также четко продумывать стратегию организаций, отвечающих за развитие брендов. Хорошим примером в пляжном футболе является петербургский клуб "Кристалл", который умеет привлекать серьезных партнеров и собирать болельщиков на свои главные матчи в сезоне", -- полагают в ассоциации. С этим согласен Александр Ильичев: по его мнению, профессиональные спортивные организации должны являться успешными коммерческими предприятиями, которые существуют и развиваются за счет получения прибыли от своей деятельности, а не за счет дотаций государства. "В нашей стране есть множество других отраслей, где требуется финансовая поддержка, и они намного более важны для населения", -- высказывается господин Ильичев.
Спортивный интерес
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге