Войти в почту

клубы Для обывателя петербургский спорт -- это "Зенит" и СКА. Однако в городе действуют десятки профессиональных спортивных клубов, которые существуют за счет государственных субсидий и спонсорской поддержки бизнеса. Есть ли у них шанс избавиться от зависимости от бюджетных вливаний и стать доходными, узнавала корреспондент BG Влада Гасникова. В профессиональном спорте игроки являются работниками со срочным трудовым договором -- то есть получают зарплату, и это главное отличие от любительского спорта. Главный источник финансирования городских профессиональных клубов -- это государственные субсидии, которые распределяет комитет по физической культуре и спорту. Согласно федеральному закону "О физической культуре и спорте в РФ", в своей штатной работе комитет? взаимодействует не с отдельными клубами, а с аккредитованными региональными спортивными федерациями, включенным во Всероссийский реестр видов спорта. Но при этом комитет, по выражению его председателя Павла Белова, "оказывает поддержку сильнейшим командам Санкт-Петербурга по игровым видам спорта". В 2016 году комитет распределил 288,9 млн рублей на субсидии сильнейшим командам по игровым видам спорта, принимающим участие во всероссийских и международных соревнованиях, на участие, подготовку и проведение спортивных мероприятий, приобретение экипировки, инвентаря и оборудования (формулировка из официального ответа спорткомитета). В 2017 году на эти же цели в бюджете комитета заложено 301,5 млн рублей. Для сравнения, в 2015 году было 433,6 млн. По каким принципам комитет определяет сильнейшие клубы, господин Белов в ответе на запрос BG не сказал. Но он выделил четыре клуба. "Наилучших результатов добились спортсмены команды мастеров по пляжному футболу "Кристалл" завоевавшие в 2016 году в третий раз титул чемпионов России. Футбольный клуб "Аврора" в 2016 году стал чемпионом и обладателем Кубка России по мини-футболу среди женских команд. Команда "Университет Лесгафта -- Нева" в чемпионате России 2016 года заняла третье место и дошла до финала Кубка Европы по гандболу. Спортсмены команды "Университет Лесгафта -- Нева-2" заняли второе место во всероссийских соревнованиях по гандболу среди мужских команд дублирующих составов Суперлиги", -- сообщил Павел Белов. Одиннадцать призовых мест В 2016 году, согласно распоряжению комитета по физической культуре и спорту от 16 ноября прошлого года, субсидии получили 11 клубов. Больше всех -- пляжный футбольный клуб "Кристалл" (54,7 млн рублей). На втором месте -- мини-футбольный клуб "Политех" (44,5 млн), на третьем -- гандбольная "Нева Санкт-Петербург" (42,3 млн). Волейбольная команда "Ленинградка" получила 26,6 млн рублей; женский клуб по мини-футболу "Аврора" -- 23,5 млн рублей; женская команда по водному поло "Диана" -- 20,6 млн; мужской баскетбольный "Спартак" -- 20,1 млн; женский баскетбольный клуб "Ладога" -- 17,4 млн рублей; футбольный клуб "Динамо" -- 12,9 млн; ватерпольный клуб ВМФ -- 12,4 млн рублей; волейбольный клуб "Автомобилист" -- 9,5 млн рублей. Особенность государственного субсидирования заключается в том, что клубы получают деньги в конце года. Для того чтобы команды могли тренироваться, участвовать в соревнованиях, ездить на турниры, им приходится искать деньги в счет будущих государственных средств. Поэтому у команд нередко скапливаются долги, которые субсидии не всегда покрывают: расходы клубов растут, поскольку все дорожает, а объем субсидий сокращается. Например, руководство мини-футбольного "Политехника" признавалось, что осознанно пошло на то, чтобы команда вылетела во второй дивизион: на игру в высшей лиге у нее не хватило бы денег. "Ситуация повторяется из года в год. Мы набираем долги, потом частично их оплачиваем из субсидий, потом набираем новые долги. Старые долги добавляются к новым. Еще и субсидии из года в год становятся все меньше и меньше", -- рассказали в баскетбольной "Ладоге". "Говорить о государственной поддержке спорта сложно. Как сказал бывший министр спорта Виталий Мутко, "у нас нет профессионального спорта, у нас спорт государственный". Это можно исправить, но для этого нужно менять законодательную базу о меценатстве и спонсорстве", -- уверен тренер регбийного клуба "Нарвская застава" Павел Дмитриев. Большая часть профессиональных спортивных клубов, опрошенных BG, была не готова обсуждать свой бюджет, объяснив это конфиденциальностью или вовсе проигнорировав вопросы издания. Сергей Зиза, директор гандбольного клуба "Университет Лесгафта -- Нева", сообщил, что его бюджет составляет около 43 млн рублей. "Основной и практически единственный источник -- это бюджетные субсидии города, которые с каждым годом не только не растут, но и сокращаются. Проблема заключается в том, что средства городом выделяются не на перспективу, что позволило бы ввести планирование тренировочного процесса и участия в соревнованиях, а распределяются по окончании года между городскими командами, исходя из эффективности их работы и достижений", -- рассказывает господин Зиза. Постоянных спонсоров у клуба нет, коммерческие компании помогают клубу в решении точечных вопросов. Проблема тут кроется в том, что гандбол еще недостаточно популярен в России, считает руководитель клуба. Билеты на матчи команда тоже не продает: некуда. "У команды нет своей гандбольной площадки, можем позволить себе только арендовать зал в СДЮШОР Кировского района. Вместимость зала для болельщиков очень ограничена и составляет примерно 300 посадочных мест. В этом же зале мы играем и чемпионат России", -- объясняет Сергей Зиза. Регбийный клуб "Нарвская застава" получает финансирование от государства из двух источников: государственное бюджетное учреждение "Центр физической культуры и спорта "Нарвская застава"" оплачивает зарплату тренеров, покупку инвентаря и оборудования, аренду стадиона. Спорткомитет оплачивает командировочные расходы клуба для участия в чемпионате России по регби и чемпионате России по регби-7. В 2016 году это было около 5 млн рублей. У "Нарвской заставы" есть регулярный спонсор -- биотехнологическая компания "Биокад". Тренер команды Павел Дмитриев не раскрывает объем спонсорской поддержки компании, но говорит, что "Биокад" помогает клубу в организации чемпионатов и соревнований в Петербурге, в приобретении формы и экипировки для команды. Билеты на свои игры "Нарвская застава" тоже не продает: арендуемый стадион "Кировец" не приспособлен для этого. У "Нарвской заставы" есть фирменная атрибутика, которую клуб выпускает тоже при поддержке "Биокада". "Но рассматривать эту деятельность как коммерческий проект в настоящий момент нельзя, так как невозможно обеспечить рентабельность при ограниченном спросе и низкой покупательной способности зрителей. Продажа продукции сегодня ведется на домашних матчах команды и через социальные сети", -- рассказывает Павел Дмитриев. Хотя, по его словам, на матчах команды все чаще появляются болельщики в футболках и кепках "Нарвской заставы", что способствует популяризации регби. Клуб американского футбола "Санкт-Петербургские грифоны" -- любительский. Его годовой бюджет составляет около 2 млн рублей, 90% которых -- это взносы членов клуба. Этот клуб, в отличие от своих коллег из разряда профессионалов, продает билеты на свои игры. "Это позволяет нам организовывать матчи на более высоком уровне", -- поясняет директор "Санкт-Петербургских грифонов" Александр Ильичев. "Грифоны" продают и фирменную одежду: толстовки, футболки, шапки, кепки, куртки. По словам господин Ильичева, основные продажи происходят на играх и тренировках, в интернете продавать из-за малых объемов невыгодно. Пока это направление в деятельности клуба окупает себя с трудом. Расходы команд -- это зарплаты игроков и работников клуба, перелет и проживание спортсменов на соревнованиях, проведение спортивных сборов команды, страховки, медицинские препараты, заявочные взносы. Взаимовыгодный формат Партнерские отношения с бизнесом по бартеру -- пока не самая сильная сторона петербургских спортивных клубов. Чаще всего они проводят розыгрыши или рекламные акции партнера в рамках чемпионатов, но выстроенной системы работы в этом плане нет. "Санкт-Петербургские грифоны" работают по бартеру с Pizza Hut и "Хваловскими водами", которые бесплатно предоставляют им свою продукцию или подарочные сертификаты, а клуб обеспечивает им рекламу на играх. В Ассоциации пляжного футбола Санкт-Петербурга признают: пока российский спорт еще только учится фандрайзингу. "Но успехи уже есть. В конце марта мы провели в Петербурге международный турнир по пляжному футболу InterCu -2017. Отель "Спутник" бесплатно предоставил нам номера для игроков испанской команды Torredembarra, Football Store обеспечил нас спортивным инвентарем. Взамен партнеры получили возможность поучаствовать в создании крупнейшего в России турнира по пляжному футболу, а соответственно -- часть маркетинговых прав на этот продукт, которые они могут использовать по своему усмотрению. Обычно в такой пакет входит возможность размещения логотипов, баннеров и проведение промоакций во время турнира. Но мы пошли дальше: у нас будут совместные кросс-промопроекты уже после InterCu , потому что бизнесу интересно работать с нами", -- рассказывают в пресс-службе Ассоциации пляжного футбола Санкт-Петербурга. Энтузиазм или бизнес Доходным спорт в России пока быть не может: даже всем известные профессиональные клубы нашей страны не приносят прибыли, а являются больше социально-имиджевыми проектами, уверен Сергей Зиза из гандбольного клуба "Университет Лесгафта -- Нева". "Чтобы гандбол набирал популярность, а команда могла наращивать свои спортивные достижения, нам необходима информационная поддержка СМИ -- государственные субсидии не подразумевают статьи расхода на эти цели. О спорте, к сожалению, пишут и показывают очень мало, исключение составляют только именитые команды нашей страны. Ну и, безусловно, необходимы инвесторы", -- говорит господин Зиза. С ним не согласны коллеги из петербургской Ассоциации пляжного футбола: они считают, что профессиональный спорт не просто может, а должен быть доходным. "Для этого необходимо воспринимать спорт как коммерческий продукт. Нужно выстраивать спортивные бренды и их коммуникацию с болельщиками и партнерами. Важно также четко продумывать стратегию организаций, отвечающих за развитие брендов. Хорошим примером в пляжном футболе является петербургский клуб "Кристалл", который умеет привлекать серьезных партнеров и собирать болельщиков на свои главные матчи в сезоне", -- полагают в ассоциации. С этим согласен Александр Ильичев: по его мнению, профессиональные спортивные организации должны являться успешными коммерческими предприятиями, которые существуют и развиваются за счет получения прибыли от своей деятельности, а не за счет дотаций государства. "В нашей стране есть множество других отраслей, где требуется финансовая поддержка, и они намного более важны для населения", -- высказывается господин Ильичев.

Спортивный интерес
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге