«Америнканка», «чеканка», «карась» и другие дворовые игры с мячом
Весной самое время, позвав соседей по дому или даче, выйти с мячом во двор. Не хватает людей на две команды? Хватит и двух-трех товарищей, готовых играть с вами до захода солнца. «Советский спорт» напоминает о лучших дворовых играх. КВАДРАТ Это одна из немногих дворовых игр, чье название было унифицировано на всей постсоветской территории. Но вот с правилами «квадрата» совершенно другая история. Даже в пределах одного города они разнились. Правда, были и единые нерушимые понятия. Для игры требуется минимум четыре человека. Мелом расчерчивается большой квадрат, поделенный на четыре более мелких, на каждый квадрат заходит по игроку, а в центре рисуется круг, в котором и происходит вбрасывание мяча. Цель игры – «защищать» свой квадрат, отбивая мячи, которые туда попадают, на чужую территорию. При этом желательно поднять мяч в воздух, «почеканить» его для собственного удобства и уже в изощренной форме, определенной частью тела, лупить по квадрату соперника. И так происходит до того момента, пока кто-нибудь не ошибется – не сможет отбить мяч или же забьет его сам себе. За ошибку начисляются штрафные очки, количество которых зависит от того, какой удар нанес соперник: Удар ногой – 1 очко; Через себя – 2 очка; Коленом – 3 очка; Головой – 5 очков; Задницей – 10 очков. Удар задницей обычно тут же отправлял соперника в нокаут. После него оправлялись лишь настоящие профи. Сколько очков давали за удар причинным местом, не знаю. Но помню, что владелец квадрата, на который упал мяч после этого страшного по своему безрассудству удара, выбывал из игры. Автор этого безумного трюка тоже не сразу продолжал игру. Обычно он прыгал минуты две на пятках, пытаясь прийти в себя. Много штрафных «очей» начислялось и за удары в свой собственный квадрат или за пределы поля. В некоторых городах были особо изощренные правила, по которым провинившийся должен был чеканить мяч столько раз, сколько «стоил» нанесенный по квадрату удар. «Голову» нужно было отбивать 5 раз, «колено» – 3, и т.д. Действовал в «квадрате» и свой кодекс честной игры. Например, считалось дурным тоном заходить на квадрат соперника, если только не отбиваешь отскок от своего квадрата. Нельзя было «печатать» – вместо удара наступать на мяч в чужом квадрате, чтобы у соперника не было никакой возможности отбить его. Покатившийся мяч переигрывался. За несоблюдение принципов Fair Play могли дать в «пятак». «Черта! Черта! Да я вам говорю – была ЧЕРТА!!!» – если вы ничего не смыслите в «квадрате», то вряд ли поймете всю трагедийность этого возгласа. Во дворе не было никаких технических средств типа теннисного «соколиного глаза». Поэтому все споры решались при помощи голосовых связок и красноречивой жестикуляции. Если мяч попадал в черту, то в большинстве трактовок правил он считался спорным и переигрывался. В других трактовках засчитывался как попавший на территорию квадрата. Иногда одна такая «черта» могла стать причиной ссоры или даже небольшой потасовки. Игра обычно велась до 20-и или 21-го штрафного очка. Если на «квадрат» стояла очередь, то вылетавшего сразу заменял новый игрок. Такая игра могла длиться бесконечно. Была и опция командной игры – два на два. И вот тут уже можно было проявлять чудеса взаимопонимания. Обычно такие пары наигрывались годами. С хорошим партнером можно было лететь в космос и идти в разведку. ТРИ БАНАНА, НАВЕСЫ, ДЕЛЬФИН, КАРАСЬ И Т.Д. У этой игры так много названий, что проще называть ее «Навесы» или «Навесной» - не ошибетесь и будете поняты в каждом российском дворе. Для нее требуется не меньше трех лоботрясов, мяч и некое подобие ворот, которыми могут стать стена гаража, два кирпича, стволы березок и т.д. Классическим «цу-е-фа» определяется вратарь, а двое других – счастливые представители амплуа «чуваки в поле» – разыгрывают мяч так, чтобы один с навеса другого мог ударить по воротам. Цель – забить гол. У каждого только по одному касанию (некоторыми правилами разрешалось чеканить мяч), поэтому требуется исключительная концентрация. Иначе мяч летит мимо ворот или выше, и тогда уже форвард-неудачник становится в «раму», а радостный экс-вратарь идет в поле, чтобы наклепать своему преемнику. Особым шиком считались многоходовые комбинации, когда «чуваки в поле» по пять минут перепасовывали мяч, не давая ему опуститься на землю. Игра заканчивалась, когда один из участников пропускал заранее оговоренный лимит голов. В классическом варианте игры за гол начислялась одно очко. В продвинутых версиях более ценными считались удары через себя, издали, «ножницами» или головой. За них начисляли больше очков, и, к тому же, промахнувшийся игрок имел полное право не вставать в «раму» – «чисто рисковал пацан!» Были в этой игре и маленькие хитрости: например, вратарь, выбивая мяч, мог засадить в игрока так, чтобы мяч отскочил за лицевую линию, и тогда уже «засаленный» становился в ворота. Но профи на такую удочку не попадались – обычно они тусовались подальше от ворот, предпочитая душевное спокойствие и длительные розыгрыши мяча в воздухе. КОЗЕЛ Нестареющая классика дворового спорта. В этой игре участвуют минимум двое. Выбирается подходящая стена, на которой обозначаются ворота – «от этого красного кирпича и до угла», – и вперед! Первый бьющий целится в ворота, а второй игрок, не подрабатывая отскочивший мяч, первым же касанием должен отправить его туда же. Если позволяют обстоятельства, то можно «кинуть подлянку» сопернику – ударить по мячу так, чтобы он отскочил куда-нибудь в соседний двор, откуда попасть по воротам нет никакой возможности. По сути дела– это соревнование в хитрости, требующее к тому же знания законов физики и геометрии. Этакий бильярд с мячом. Когда один из игроков промахивался, ему присваивалась одна буква из слова «козел» или какого другого – в зависимости от того, какое название игры было в ходу. Всего пять промахов – и ты уже полноценный «козел». Если играли более двух человек, то соревновались до тех пор, пока не оставался один игрок с недобранными буквами. Именно он и объявлялся победителем. Есть и командный вариант – два на два. Правила те же, только «свой» удар игроки одной команды делают по очереди, а позорное «обзывательство» вешается сразу на обоих проигравших. ЧЕКАНКА Суть игры – держать мяч в воздухе всеми частями тела (кроме рук) столько времени, насколько хватает мастерства и выносливости. В простой версии игры соперники договариваются о верхнем пределе – например, 300, 400 или 500 раз – и чеканят по очереди, пока один из них не набирал нужное количество очков. Существует и более изощренный вариант, когда игра делится на несколько этапов. Сначала нужно 10 или 20 раз «набить» мяч ступней, потом коленом, кулаком и головой. На втором этапе то же самое нужно сделать в обратном порядке. Затем наступает финальная стадия: мяч перебрасывается со ступни на колено, с колена на кулак, с кулака на голову – и то же самое в обратной последовательности. Кто первым пройдет все этапы, тот и победитель. «Чеканщики» пользовались во дворе непререкаемым авторитетом – им одалживали лучшие велосипеды для езды по району, а некоторым даже давали чипсы. Все для мастеров! АМЕРИКАНКА, 300 Эта игра наиболее близка к своему прародителю – футболу. Толпа праздно слоняющихся подростков делится на две примерно равные команды. Бросив жребий, определяют, какая из команд будет первой атаковать, а какая – защищать ворота. Атакующие бьют с одиннадцатиметровой отметки по воротам, причем отправлять мяч прямиком в сетку вовсе не обязательно. Удар в штангу, перекладину или крестовину ценится гораздо выше. Такие «комбо-удары» позволяют набрать большее количество очков, а мастер, владеющий ими, получают почетный титул «монстра», и слава о нем ходит по всем окрестным дворам еще недели две. Команды меняются местами, как только защищающаяся команда выбивает мяч за пределы штрафной. Игра ведется до 300 очков – отсюда и альтернативное название «300». Но обычно все заканчивается раньше – когда участники процесса начинают понимать, что разросшегося стада, толкающегося у ворот, уже хватает, чтобы сыграть в полноценный футбол. Самый распространенный вариант начисления очков выглядит следующим образом: «Чистый» гол – 10; «Грязный» гол (если мяч залетел в ворота от рук вратаря) –5; Мяч с игры – 15; Штанга – 50; Перекладина – 100; Крестовина – 150; Как и большинство дворовых игр с мячом, «американка» велась либо «на интерес», либо «на жопу». Проигравшие становились спиной к бьющим и получали мячом по мягкому месту – с такой силой, с какой позволяла победителям совесть.