На Урале массовые спортивные мероприятия стали коммерческими
Кошелек или финиш Свежий пример - прошедший недавно в Екатеринбурге марафон "Майская гроза". За возможность пробежать в фирменной майке 10 километров по центру города участник должен был выложить 1600 рублей, за дистанцию в три километра - 1400. Для инвалидов, пенсионеров и студентов предусматривались скидки. Организаторы поясняют: стартовые взносы идут на оплату работы судей, питание волонтеров, изготовление медалей и футболок, нагрудных номеров, микрочипов, выступление художественных коллективов и так далее. В итоге на старт вышли 1457 человек, и только на сборах от бегунов организаторы спортивного мероприятия, по нашим подсчетам, получили около двух миллионов рублей. Плюс перечисления спонсоров и муниципалитета (администрация города активно поддержала проект, нацеленный "на пропаганду спорта и здорового образа жизни"). - Раз люди готовы платить за участие в таких мероприятиях, значит, они нужны. К тому же каждый спортсмен помимо положительных эмоций получает сувенир, - пояснили в министерстве спорта региона. В мире бизнес на бегунах процветает давно, причем с обоюдной выгодой. Участники марафонов, а их число достигает 40 тысяч, рассчитывают выиграть солидные призы: к примеру, победители марафона в Дубае получают 183 тысячи евро, в Сеуле - 73 тысячи. А организаторы считают доходы: взносы за участие начинаются от 100 евро. Призовые марафоны в России начали проводить мировые компании, производящие спортивное снаряжение. Сначала они организовали в Москве бесплатные забеги, затем подхваченная массами затея плавно переросла в коммерческие проекты, где те же бренды выступают в качестве соорганизаторов-спонсоров. Спонсорский пакет подобных марафонов достигает 40 миллионов рублей. Московский марафон, который проводится шесть лет и собирает до 14 тысяч участников, приносит организаторам, по оценкам экспертов РБК, около 20 миллионов рублей чистой прибыли, при том что затраты составляют 30 миллионов. Уже набрали популярность марафоны в Сочи, Омске, Казани. Свою нишу в беговом бизнесе намерен занять и Екатеринбург. Коммерциализация массового спорта неизбежна, считают предприниматели, чиновники и даже сами спортсмены. Ведь меценатов, готовых регулярно поддерживать любителей бега, все меньше, а бюджетных денег на регулярные массовые состязания всегда не хватает. На границе Европы и Азии - Такие проекты все равно стимулируют развитие популярных видов спорта, а также привлекают инвесторов и продвигают регион как центр спорта и туризма. На марафоны собирается множество участников из других городов, стран. Приезжают известные персоны. И в итоге это способствует развитию не только спорта, но и территории, индустрии туризма, - пояснил корреспонденту "РГ" министр физкультуры и спорта Свердловской области Леонид Рапопорт. По задумке местных властей, забег должен стать одним из международных брендов, обеспечивающих городу мировую известность Впрочем, в министерстве не согласны, что масс-старты всецело отданы на откуп бизнесу. В пример приводят два знаковых федеральных проекта, в которых участвуют сотни тысяч уральцев, - "Кросс наций" и "Лыжня России". На организацию первого, по данным ведомства, из областного бюджета было выделено не менее пяти миллионов рублей, свою лепту внесли и муниципалитеты. Лыжня потребовала не меньше вливаний. Но здесь серьезно вложились спонсоры, предоставив, в частности, дорогостоящие призы - автомобили и снегоходы. По данным министерства, всего в нынешнем году на Среднем Урале будет проведено 4000 соревнований по летним видам спорта. В общей массе мероприятия с коммерческой составляющей - капля в море, их доля менее двух процентов. Но, если брать во внимание число участников, картина меняется ровно наоборот. Только в Екатеринбурге нынешним летом запланировано 10 платных марафонов, организаторы которых предполагают собрать не менее 14 тысяч бегунов. В финале спортивной феерии - международный забег "Европа-Азия". Именно этот проект, который активно поддерживает мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, три года назад стал первым платным массовым мероприятием на Урале. По задумке местных властей, забег должен стать одним из международных брендов, обеспечивающих городу мировую известность. Поэтому для продвижения марафона прилагаются усилия, сравнимые с пропагандой ЧМ-2018. Недавно в центре города недалеко от электронных часов, отсчитывающих время до начала мундиаля, запустили хронометр, отбивающий минуты до старта "Европы-Азии". Письма с приглашением участвовать в забеге глава Екатеринбурга отправил мэру Канн Дэвиду Лиснарду и послу Швеции в РФ Петеру Эриксону. От последнего уже получено согласие с уточнением, что он даже оплатил вступительный взнос. Километр-рубль В 2016-м "Европа-Азия" собрала пять тысяч любителей бега. Правда, в отличие от приглашенных звезд и именитых спортсменов, отзывы обычных уральцев в соцсетях были не слишком восторженными. На одном из популярных форумов горожане писали: "Когда я понял, что регистрация стоит 1800 рублей, то пошел в магазин и за эти же деньги купил удочку. А дистанцию пробежал рядышком с участниками"; "Если брать установленные тарифы, то формула "Мама, папа, я - спортивная семья" сравнима по стоимости с прожиточным минимумом"; "Откуда такие цены? Вот в Омске поучаствовать в марафоне стоит 500 рублей". Именно непрозрачность финансовой схемы мероприятия и размер вступительного взноса вызывает недовольство у обычных жителей. Калькуляцию марафонов корреспонденту "РГ" не согласился раскрыть ни один из их организаторов, ссылаясь на то, что "очень многое зависит от обстоятельств". Поделился расчетами только Виктор Гроховский, один из организаторов и вдохновителей "Майской прогулки" - популярного в Екатеринбурге массового пешего мероприятия. - Когда мы начинали в 1984 году, взнос участников был символический - один рубль. Сейчас тариф поднялся в 200 раз, но и смета мероприятия - на четырех листах. В нее включены все расходы - от изготовления значков для участников, покупки воды до оплаты работы службы безопасности, врачей, судей. Муниципалитет внес минимум, поэтому пришлось брать кредиты и взимать взнос по 200 рублей с человека. Думаю, даже при этом "прогулка" не окупится, но нельзя лишать людей радости, - говорит Гроховский. Возможно, завышенный размер стартового взноса отпугнет какую-то часть потенциальных участников. Однако зависимость между этой суммой и количеством спортсменов не прямая. Весомый приз за победу - стимул понятный. Но, оказывается, не меньше вдохновляет возможность воплотить в жизнь олимпийский принцип: главное не победа, а участие. К примеру, каждый бегун уже на старте марафона "Европа-Азия" получает банан и медаль оригинального дизайна. "Хорошая "фишка", которая привлекает людей", - считает один из организаторов мероприятия. И неважно, что стоимость сувенирной медали включена в регистрационный сбор. Главное - спортсмен-любитель вернулся домой с наградой и результатом бега, зафиксированным в официальном протоколе, а это стимул для него отправиться на очередной марафон за новой медалью.