Зарождение яхтингаНазвать точную дату зарождения парусного спорта во Владивостоке сложно. Под парусом ходили с первых дней основания города. Но это был не яхтинг. Это была жизнь с её необходимостью в грузовых и пассажирских перевозках. Но в то же время парус украшал, развлекал, воспитывал характер. Наверное, поэтому для многих местных жителей жизнь без паруса не имела смысла.Доподлинно известно, что одним из первых яхтовладельцев был купец и городской староста Яков Лазаревич Семёнов, построивший для себя парусное судно и назвавший его в честь жены «Эмилия». Прогулки на яхтах и парусных лодках были любимым занятием и элементом воспитания детей в семьях бесстрашного китобоя и морехода Отто Васильевича Линдгольма, предпринимателя и мецената Михаила Ивановича Шевелёва, семейств Альберсов (совладельцев торгового дома «Кунст и Альберс») и Бринеров и др. В начале XX века в городе уже был яхт-клуб около Адмиральской пристани, правда, с сомнительной репутацией. Как писала газета «Океанский вестник», «в 1907 году здание около Адмиральской пристани, носившее вывеску „Яхт-клуб“, представляло увеселительное заведение с оркестром девиц, доступных для всех и во всякое время суток». Рядом была устроена лавочка, шлюпочная мастерская, а по всему берегу валялись яхты, шлюпки, снасти вплоть до городских пакгаузов. Городская администрация считала существование такого клуба нежелательным для города. В 1908 году появилось Владивостокское общество спорта, одной из задач которого было наведение порядка в спортивной жизни города, где доминировали конный спорт и футбол. Уже в 1909 году «Океанский вестник» отмечал оживление деятельности яхт-клуба: «увеличилось количество русских яличников, а в праздничные дни на бухте Золотой Рог снуёт масса парусных яхт». Правда, в одной из заметок о парусном спорте газета сетовала, что среди яхтсменов, катающихся по бухте в праздничные дни, редко увидишь подростков. «А вот за границей, да и в Европейской России подростки принимают самое живейшее участие как в подготовительных к гонкам катаниях, так и в самих гонках». Обследование, проведённое летом в 1910 году, показало, что на всей территории Приморской области от Владивостока до Камчатки был только один яхт-клуб — Владивостокский. В его составе на 1910 год насчитывалось 43 члена и 14 кандидатов. Основная масса членов клуба — сотрудники торговых домов «Кунст и Альберс», «И. Лангелитье», Добровольного Флота, пароходной компании «Бринер и Кузнецов» и др. Парусные состязания проходили по двум маршрутам: малому — по бухте Золотой Рог, и большому — в Амурском заливе. В гонках принимали участие не только лодки яхт-клуба, но и Морского ведомства и частных владельцев. Благодаря деятельности этого яхт-клуба во Владивостоке парусный спорт стал нормой жизни, а не только развлечением. Однако, судя по немногочисленным информационным сообщениям в сохранившихся газетах и документам, парусный спорт всё-таки не был широко развит. Владивостокцы больше внимания уделяли ипподрому, футболу и хоккею. Спасибо ОлимпиадеБольшое развитие парусный спорт в Приморье получил после Великой Отечественной войны. В 1948 году была проведена первая парусная регата Дальнего Востока, в которой приняли участие спортсмены Владивостока, Иркутска, Хабаровска, а также представители Краснознамённого Тихоокеанского флота. Победителем стал спортсмен «Водника» Евгений Жуков. Во второй половине 1940-х годов несколько дальних переходов по Амурскому и Уссурийскому заливам совершили флотские спортсмены. В начале 1950-х любители парусного спорта начинают приобретать однотипные суда для проведения соревнований. С 1952 года начинают проводить соревнования на первенство Приморского края. Однако приморские яхтсмены, что называется, варились в собственном соку. Сказывалась удалённость и, как следствие, невозможность выезжать на всероссийские соревнования. Появилась даже такая форма, как заочное участие во Всесоюзных парусных соревнованиях. В 60-е годы регаты, в том числе и квалификационные для получения спортивных разрядов, появились и на Дальнем Востоке. В 70-е годы приморские яхтсмены начали выходить далеко за пределы залива Петра Великого: сначала вдоль побережья Дальнего Востока вплоть до Чукотки, а в 80-е годы к иностранным берегам.«Регулярные зарубежные плавания начались в 1984 году, — вспоминал в своей книге патриарх парусного спорта в Приморье Евгений Иванович Жуков. — Сначала это были визиты по вызову в Японию. Японские яхты, а позднее после „открытия“ Владивостока и из других стран, стали приходить к нам в гости. Кроме гостевых визитов появились приглашения на участия в соревнованиях. Более других запомнились океанские гонки Австралия — Япония, в которых дважды успешно выступила яхта ДВВИМУ „Командор Беринг“ с капитаном Гамановым В.Ф. Большое плавание совершил экипаж капитана Попова В.Н. на „Пульсаре“ (построенном в Польше) вокруг Европы, а позже из Владивостока на Гавайские острова и затем на американский континент. Стали почти регулярными плавания „Блюза“ из ДВО РАН с неутомимым воспитателем юных яхтсменов Роговцом В.Г. в Японию. Это не просто прогулки через Японское море, а прибытие наших юношей для участия в гонках, где Максим Логутенко стал победителем японского первенства, а в 1999 году выиграл первенство среди яхтсменов разных стран на гонках в Австралии». Именно на 80-е годы пришёлся пик развития и популярности парусного спорта. Только во Владивостоке действовало несколько яхт-клубов — «Водник», ТОФ, ДВВИМУ, «Труд», ДВО РАН, ВБТРФ. — В 80-е годы детское отделение яхт-клуба «Труд» насчитывало около 150 человек и располагало 75 швертботами различных классов, — вспоминает известный яхтенный капитан Рудольф Любаров. — Проводилось много юношеских регат. Имея свою оздоровительную базу на мысе Песчаном, в районе бухты Мелководная и в посёлке Лозовый, на тёплом озере постоянно организовывались оздоровительные лагеря, как в летнее время, так и зимой. Единственной проблемой было то, что не хватало тренерских кадров.В канун Летних Олимпийских игр-88 во Владивостоке появились новые спортивные сооружения, а также были реконструированы уже имеющиеся. В том числе гребные базы и яхт-клубы. Для проведения акклиматизации спортсменов во Владивосток приехали команды по многим видам спорта, в том числе по гребле и парусу. Местные спортсмены получили возможность посостязаться с лучшими яхтсменами страны.А затем наступили лихие 90-е. Инфраструктура приходила в упадок, детские парусные школы закрывались, яхт-клубы превратились в стоянки частных катеров и яхт. Жизнь — это парусОгромная заслуга в том, что парусный спорт в Приморье выжил и активно развивается, принадлежит Михаилу Ермакову — президенту Приморской федерации парусного спорта, командору яхт-клуба «Семь футов» и самое главное, большому энтузиасту парусного спорта. Без моря, солёного ветра и шума парусов Михаил Ильич не представляет себя. В его кабинете даже висит патент на собственный девиз: «Жизнь — это парус».— Это девиз всей моей жизни, — говорит Михаил Ермаков. — Парус, если вдуматься, очень сложная штука. Почему кто-то в регатах приходит первым, а кто-то последним? Как ты поставишь и настроишь паруса, так и пойдёт твоя яхта. Так же и в жизни. Все зависит только от тебя. И от того, как ты настроишь свою жизнь. На рубеже столетий Михаил Ермаков на базе парусно-гребной базы объединения профсоюзов «Труд» создал яхт-клуб «Семь футов». И за короткое время сделал его одним из лучших в стране. Сегодня «Семь футов» самый большой яхт-клуб на Дальнем Востоке, который объединяет более 400 взрослых спортсменов и около 100 учащихся детской парусной школы. Парусный флот клуба насчитывает около 150 швертботов, более 70 крейсерских яхт, половина из которых активно принимают участие в проводимых регатах. Это современная марина, которой могут позавидовать даже зарубежные яхт-клубы, есть мастерская по ремонту матчасти и парусная мастерская.— Мне не раз доводилось бывать во многих яхт-клубах страны, и могу с уверенностью сказать, сегодня это первый парусный клуб России, — такую оценку яхт-клубу дал в своё время президент Всероссийской федерации парусного спорта Александр Котенков. В 2002 году по приглашению яхт-клуба «Семь футов» Владивосток посетил тогдашний президент Международной федерации парусного спорта (бывшая ISAF, сейчас World Sailing), член Международного Олимпийского Комитета Пол Хендерсон, который оценил акваторию Амурского залива и базу яхт-клуба. — Мы покатали Хендерсона по акватории, и он был просто потрясён нашими условиями, — рассказывает Михаил Ермаков. — Особенно его поразило то, что такая уникальная акватория буквально в центре города. Пол сказал, что нам сам Бог велел проводить во Владивостоке крупнейшие международные регаты уровня чемпионата мира и Олимпийских игр. В честь приезда президента ISAF специально организовали регату «Кубок Пола Хэндерсона» среди крейсерских яхт и среди юношей. Хендерсон отметил высокий уровень подготовки приморских яхтсменов и лично вручал награды победителям и призёрам регаты на церемонии закрытия. Золотая молодёжьВоспитанники детско-юношеской парусной секции яхт-клуба «Семь футов» побеждают на всех городских, краевых и региональных соревнованиях. В середине мая в Сочи завершился заключительный этап Кубка России, с которого воспитанники клуба привезли три золотых медали в разных классах. Выступавшая в классе «Лазер-радиал» Мария Кислухина отобралась на Чемпионат мира-2017.— Маша Кислухина — наш бриллиант, — говорит Михаил Ермаков. — Лидер молодёжной сборной России. Мы надеемся увидеть её через три года на Олимпийских играх в Токио. Надежды также возлагаем на пару Константин Носов/Александр Гайдаенко, занявшую 1-е место на этом же Кубке России в классе «49er». Кроме этого, приморская пара Илья Гайдаенко/Богдан Шабаев, заняв первое место в классе «420», получила право на участие в Первенстве Европы-2017, а «оптимистчики» Мария Шилакина и Никита Истратов отгоняли регату на призы города-героя Севастополя и отобрались на VIII Летнюю Спартакиаду учащихся России-2017.— Если раньше я награждал только своих ребят из «Семи футов», то сейчас на подиуме появляются воспитанники яхт-клубов МГУ им. Невельского и «Алые паруса», — говорит Михаил Ермаков. — Вообще, интерес к парусному спорту в крае растёт. Пусть не теми темпами, как нам хотелось бы, но всё больше детишек приходит заниматься парусом. Но кубки и медали не главное. Важно, что мы даём мальчишкам и девчонкам возможность полюбить море и закаляем их характер. Шахматы на воде В яхт-клубе «Семь футов» сейчас оживленно. До первых стартов остались считанные дни, и яхтсмены спешат подготовить лодки к новому парусному сезону. От того, как ты поработаешь сейчас, зависит будешь ли ты летом гоняться в море или исправлять недоделки на берегу.— На зиму с яхты снимается мачта, в контейнер убирается весь такелаж. Соответственно весной все достаём и собираем, — рассказывает Алексей Паньков, капитан яхты «Ритм». — Смотрим состояние корпуса после зимовки. Яхты достаточно старые, по 30−35 лет, поэтому надо следить за состоянием киля и регулярно делать мелкий ремонт. Так как киль из чугуна, а он ржавеет со временем, приходится шкурить, шпаклевать, красить. Раз в 7 лет желательно и весь корпус красить. Потом ставим мачту, проводим бегучий такелаж, осматриваем его и решаем, что надо менять. Делаем осмотр огнетушителей и пиротехники. Если просрочены, покупаем новые. Аптечку обязательно проверяем.Комплектуем спасательными жилетами, кругом с бросательным концом. Проверяем радиостанцию, устанавливаем аккумулятор. Проверяем GPS. Проходим технический осмотр и только потом выходим в море.Для многих парусный спорт — хобби, потому заниматься подготовкой яхты они могут лишь в свободное от работы время, по вечерам и в выходные дни. И что ещё важнее, тратят на это увлечение не только личное время, но и немалые деньги.— Парус — дорогое удовольствие. Мы даже шутим, что по затратам яхтинг сравним с «Формулой-1», — говорит яхтсмен Илья Полищук. Шутки шутками, а один комплект парусов (грот, стаксель, спинакер) на лодку класса «Конрад 25R» стоит около 300 тысяч рублей и хватает его максимум на 3−4 сезона. Плюс ещё такелаж бегучий (фалы, шкоты), комплект от 40 000 рублей, и стоячий такелаж (ванты, бакштаги, ахтерштаг) около 45 000 рублей. И тут вспоминаются слова легендарного парусного капитана Евгения Жукова: «Парусный спорт всегда считался элитным во всём мире из-за высокой стоимости яхты, оплаты места стоянки, эксплуатационных расходов и был доступен только богатым людям, считающих престижным быть владельцем прогулочной или круизной яхты. Для спортивных яхт финансовое положение их хозяина не менее значимо. Внешние параметры яхты: её водоизмещение, размеры, форма корпуса и площадь парусов, т. е. её соответствие классу, ещё не гарантия равных ходовых качеств этого сооружения с другими яхтами. Жёсткость корпуса, чистота обработки корпуса, окраска подводной части, качество парусов (ткань, форма) и другие нюансы, требующие дополнительных финансовых вливаний при создании яхты и при подготовке этого сложного спортивного инвентаря (точнее аппарата) к борьбе со стихией и соперниками помогут опытному и талантливому гонщику достичь Олимпа».К сезону готовятся не только лодки, но и спортсмены. Физическая форма для яхтсмена важна не меньше, чем для представителей других видов спорта. Так что долгое межсезонье яхтсмены проводят в спортивных залах. А ещё за теоретическими занятиями. Ведь парусный спорт — это целая наука. Или, как говорит Михаил Ермаков, шахматы на воде. — Это в других видах спорта побеждает тот, кто быстрее пробежал, выше или дальше прыгнул, и условия проведения соревнований практически везде одинаковые, — отмечает яхтсмен. — В парусном спорте всё сложнее. Мало того, чтобы яхта была хорошо подготовлена. Надо ещё знать основы метеорологии, уметь правильно оценивать погодные условия и учитывать их в тактике гонок. Ты смотришь на море, оно вроде везде одинаковое. А матёрый яхтсмен знает, где есть усиление ветра, а где нет, где какие течения. Очень много нюансов, знание которых и приводит к победе. Зарубежные стартыНекоторые приморские яхтсмены уже успели открыть новый сезон — за границей, в частности, в корейском Пусане. Именно здесь в конце апреля, ежегодно проходит битва на Суперкубок Пусана (Busan Super Cup) больших яхт. География участников этих соревнований охватывает Россию, Южную Корею, Китай, Малайзию. Причём наша страна представлена именно экипажами из Приморского края, из двух морских городов — Владивостока и Находки, в которых наиболее активно развит парусный спорт. Соревнования проходили в двух зачётных группах — Open и ORC. В зачётной группе Open лодки гонялись по треугольнику, в ORC — проходили две петли. Гонщики из Приморья настолько поднаторели и прочувствовали капризную корейскую погоду, что второй год подряд занимают призовые места во всех зачётных группах. По этому поводу сами яхтсмены шутят, что Busan Super Cup — это выездной Кубок Приморского края на корейской воде. Самое главное достижение гонок в Пусане: команда яхты First из Находки стала абсолютным чемпионом. Впервые за всю историю проведения этой регаты российский экипаж завоевал переходящий Суперкубок Пусана. А в начала мая пришло приятное известие из Таиланда. Экипаж Валерия Диченко, представляющий яхт-клуб «Семь футов», занял 3-е место в классе Platu в 13-й регате Top of the Gulf Regatta. Гонки проходили с 4 по 8 мая на базе яхт-клуба Ocean Marina в Паттайе.— Регата выдалась очень интересная! В отличие от прошлого года были разные ветра, как по силе, так и по направлениям. Было над чем поломать голову, — поделился впечатлениями капитан Валерий Диченко. Ни недели без регатыНовый парусный сезон в Приморье откроется 31 мая первой гонкой в рамках Кубка Владивостока, которые затем будут проходить каждую среду. Всего в календаре соревнований Приморской Федерации парусного спорта в этом году больше 30 регат в разных классах.— По количеству регат нам нет равных в стране, — говорит Михаил Ермаков. — Крейсерские яхты за три летних месяца проведут 16 мероприятий. У юношей 10 регат, не считая выездных. 12 соревнований в календаре у кайтсёрферов и виндсёрферов. Добавим к ним 6 мероприятий по буерному спорту, которые мы провели этой зимой. Итого — 38 соревнований. Безусловно, главная регата в году — Кубок залива Петра Великого для крейсерских яхт. Это самая длинная (почти 500 миль по Японскому морю) и самая представительная регата. Участие в Кубке принимают спортсмены со всего Дальнего Востока, а также из Иркутска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Вдобавок, регата проходит в статусе чемпионата России для яхт класса «Конрад 25 R», что даёт шанс спортсменам получить звания мастеров. Ежегодно яхт-клуб «Семь футов» дарит Владивостоку настоящий праздник парусного спорта — международный парусный фестиваль «Кубок Семь Футов», который включает соревнования среди юношей в классах «Оптимист», «Кадет», «Лазер», «420», «470», «29» и другие, международный матч-рейс 2-й категории ISAF и гонки флота среди крейсерских яхт. Ещё одна популярная регата, имеющая долгую и славную историю — Кубок Адмирала Геннадия Невельского, которую проводит Морской университет. Как и Кубок залива Петра Великого, Кубок Невельского проходит в самых красивых уголках приморского побережья, в том числе по акватории единственного в стране морского заповедника. Не менее насыщенный и интересный сезон ожидается у детей и юношей. 26−28 мая регата «Паруса нашей надежды» соберёт всех юных яхтсменов Владивостока. После неё — традиционная гонка «Паруса России» 12 июня. Затем — межрегиональные соревнования «Кубок залива Петра Великого в классе «Оптимист». И это только начало!

Поднять паруса!
© Дальний Восток