Войти в почту

Путеводитель Море Северная Пальмира считается парусной столицей России, но вместе с тем город, как ни парадоксально, "далек" от моря. Яхт-клуб Санкт-Петербурга взял на себя благородную задачу: вернуть яхтинг горожанам, продемонстрировать его доступность и показать красоту этого вида спорта прямо в историческом центре. О планах рассказала управляющий директор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Елена Соловьева, единственная в мире женщина, обошедшая Северный полюс на парусной яхте. -- Без преувеличения можно сказать, что вы -- легендарная женщина: в 2010 году ваш экипаж яхты "Петр I" был отмечен Национальной премией "Яхтсмен года" в номинации "Лучший дальний спортивный поход", а в 2014 году уже вы победили в номинации "Лучший организатор парусных соревнований". Как вообще вы занялись яхтингом? -- В 2003 году мне подруга предложила принять участие в международном проекте Atlantic Challenge. Я попробовала и поняла: парус -- это образ жизни и особая культура, и это мое. В 25 лет, в составе российской команды на яхте "Петр I", я обошла вокруг Северного полюса. Тогда мы установили мировой рекорд, преодолев этот маршрут за одну навигацию без ледокола, только при помощи ледовых карт, прогнозов и сопровождения берегового штаба. В этой экспедиции, которая длилась 109 дней, я участвовала в качестве старшего помощника капитана. В 2011 году занялась организацией регат и менеджментом различных парусных проектов -- в частности, организовала международную регату из Петербурга до Земли Франца-Иосифа, в которой приняли участие 18 яхт из Финляндии, Эстонии, Германии, Польши. Затем были и другие мероприятия. В составе команды яхт-клуба я готовила и российские, и международные регаты, крупнейшие из которых -- Nord Stream Race, Extreme 40, Sailing Champions League. -- Сегодня одна из целей яхт-клуба -- это развитие парусного спорта в Петербурге. А зачем это делать, если город и так морская столица? -- Столица морская, но большинство горожан отрезаны от морской культуры и всех видов отдыха на воде. И необходимо сделать море доступным для большинства петербуржцев. Активно развиваясь с 2007 года, яхт-клуб получил дополнительный импульс в 2013 году, благодаря усилиям командора Владимира Любомирова, а генеральным партнером клуба стала компания "Газпром". С его помощью мы организовали и провели множество соревнований как для взрослых, так и для детей, организовали Парусную академию и создали настоящую корабельную верфь. За пять лет мы достигли больших результатов: наш город попал в восьмерку парусных столиц мира, все это, конечно же, работает на популяризацию парусного спорта, но этого недостаточно. -- Каким образом вы планируете продвигать яхтинг и привлекать людей в яхт-клуб? -- Наверное, в свой выходной день немного людей отправится за город, чтобы посмотреть регату. И мы переносим соревнования в центр Петербурга, к Петропавловской крепости. В этом году привезем в исторический центр города две международные регаты -- Sailing Champions League и World Match Racing Tour, в двух этих регатах участвуют наши команды, и зрители могут прийти и поддержать их. Яркое зрелище можно будет наблюдать и с мостов, и с набережных, и с пляжа Петропавловки. К слову, на пляже будет устроена яхтенная деревня, с удобными трибунами для зрителей, на больших экранах будет транслироваться 3D-трекинг гонок, опытный комментатор расскажет обо всех тонкостях парусных гонок, а в записи лучшие моменты покажет федеральный телеканал "Матч". Главное -- чтобы нам в эти дни повезло с погодой, чтобы и петербуржцы, и туристы могли отдохнуть на фоне мчащихся парусников. И если после этого шоу петербуржцы захотят попробовать себя в яхтинге, то наш клуб готов стать их воротами в морскую культуру. -- Многие воспринимают этот вид спорт как дорогостоящий и сложный, он не ассоциируется с доступным отдыхом. Кроме того, считается, что для занятий яхтингом необходимые специальные знания. Это действительно так? -- Полагаю, что эти стереотипы следует разрушать. Мы ведь не только показываем яхту, мы даем возможность "попробовать" яхту, море и скорость. Например, в нашей парусной школе Profisail можно арендовать яхту на час-два вечером и прокатиться с друзьями или поучаствовать в парусных гонках. Парусный спорт вполне сопоставим с занятиями горными лыжами: час аренды яхты обойдется в 800 рублей на человека, как и часовая аренда подъемника на склоне. При этом в стоимость услуги входит и работа инструктора, высококлассного опытного специалиста. Хотите драйва? Отлично, организуем ваше участие в регате. Собрались в зарубежный круиз? Поможем с опытным шкипером. Решили заниматься профессионально? Подготовим, научим, поможем сдать экзамены и получить необходимые документы. Сегодня возможности нашего яхт-клуба и школы Profisail позволяют организовать профессиональное сопровождение для непрофессионалов, вплоть до участия в регатах самого высокого класса. Замечу, что этот вид спорта подвластен любому возрасту: можно заняться яхтингом в 40 или 50 лет и стать чемпионом мира, а можно впервые в пять лет прийти в нашу Парусную академию, начать ходить на парусной лодочке "Оптимист" и "заболеть морем" навсегда. Удивительно, но лишь малая часть горожан, проживая в морской столице, имеет какое-то представление о парусном спорте. Мы же хотим сделать образ парусной яхты столь же привычным для петербуржцев и гостей города, как и автомобиль на дороге. -- То есть сегодня база яхт-клуба "Санкт-Петербург" позволяет все это? -- Да, безусловно, но мы можем предложить и больше. Мы видим наш клуб как парусный центр, куда люди могут прийти с семьей или друзьями и комфортно провести время. Компанией отправиться на пару часов на яхте, оставив детей осваивать виндсерф или кайт, а вернувшись, посидеть в нашем ресторане. Мы располагаем широкими возможностями для работы по разным направлениям. К примеру, можем организовать семинар по тимбилдингу, на котором коллектив узнает лучше друг друга, возникнут и окрепнут связи между всеми участниками. Выход в море сближает людей, раскрывает их с разных, самых неожиданных сторон. Кроме школы Profisail, у нас есть виндсерф- и кайт-станция, марина на 100 яхт, вместимость которой будет увеличена до 300, рядом верфь исторического судостроения, где возводится реплика знаменитой "Полтавы", Академия парусного спорта (сегодня там около 500 учеников), есть проект "Малыш", рассчитанный на детей 4-5 лет. У нас есть и программа сейл-тренинга "Надежда морей", и в этом году студенты четырех городских вузов, помимо выходов в Финский залив, планируют участие в знаменитой регате учебных парусников The Tall Ships Races. -- По сути, вы говорите о клубном движении. -- Так и есть. Сейчас мы на новом этапе, но вместе с тем возвращаемся к нашим истокам. В 2007 году единомышленники Владимир Любомиров, Виктор Лось и Дмитрий Лычев создали клуб в классическом понимании этого слова: сообщество людей, увлеченных одной целью, место, где можно встретиться и дружески пообщаться. Клуб должен расти и развиваться, что сложно сделать без новых участников. В этом году планируем учредить регату на приз яхт-клуба "Санкт-Петербург", сделать традиционной гонку выходного дня. А членам нашего клуба предлагаем программу привилегий, благодаря нашим партнерским соглашениям с рядом международных яхт-клубов, общественных организаций и компаний-партнеров. В планах -- строительство нового здания, которое нам поможет в полной мере реализовать все наши идеи. Дмитрий Маракулин

Яхт-клуб поднимает паруса
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге