Голевой момент
Экономика спорта Государственные вложения в организацию чемпионата мира по футболу в 2018 году уже составляют 638,8 млрд рублей. Представители бизнеса верят: они отобьются. Когда и как это должно произойти и кто заработает на мундиале, узнавала корреспондент BG Влада Гасникова. Расходы на проведение чемпионата мира по футболу из федерального бюджета составляют 638,8 млрд рублей, это данные от 31 января: в этот день в постановление "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" правительство внесло изменения, увеличив сумму на 19 млрд рублей. Очевидно, что цифра может меняться еще неоднократно. 638,8 млрд рублей -- это деньги, которые пойдут на строительство и реконструкцию стадионов и более мелких спортивных объектов, тренировочных баз, временную инфраструктуру безопасности стадионов в девяти городах, за исключением Петербурга и Москвы, а также на организационные расходы. Матчи мундиаля пройдут в 11 российских городах: Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Сочи. Мероприятия уровня и масштаба Олимпиады или чемпионата мира по футболу -- это двигатель экономики, глобальный катализатор развития не только самого спорта, но и производства, сферы услуг, IT, телекоммуникаций и связи, уверен заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос" Дмитрий Трофимов. Его компания строит периметр безопасности и реконструирует кассовые павильоны в "Лужниках". "Мало возвести только стадион или арену -- нужно обеспечить всю сопутствующую инфраструктуру: транспортные развязки, гостиницы, рекреационные зоны. Кроме того, нужно внедрить решения комплексной безопасности спортивных объектов, прилегающих к ним территорий и транспортных узлов. Сначала экономика "работает" за счет строительства, подготовки спортивного объекта, затем в режиме его эксплуатации, ну и, конечно, во время самой активной фазы -- проведения матчей и соревнований. Прямо или косвенно -- но события уровня чемпионата мира затрагивают практически все сферы производства и услуг. Загружаются производственные цепочки -- от металлургических и бетонных заводов до карьеров по добыче песка", -- рассказывает господин Трофимов. Частный капитал в любой стране проведения чемпионата мира (ЧМ) традиционно финансирует проекты инвестиционно понятные и привлекательные при долгосрочном планировании: гостиницы, аэропорты, отдельные объекты электроэнергетики, говорит директор департамента консалтинга, исследований и оценки S.A. Ricci Александр Морозов. "На долю частных инвесторов приходится не более 30% от инвестиций в чемпионат мира, остальные расходы берет на себя государство. Российские инвесторы и девелоперы, мыслившие самое большое среднесрочными масштабами -- до пяти лет, долгое время отдавали предпочтения более маржинальным (офисы, торговые центры) проектам. Подготовка к чемпионату, а также девальвация национальной валюты, экономическая стагнация и внешнеполитическая напряженность постепенно меняют отношение инвесторов к гостиничным проектам. Вместе с тем важно отметить, что качественные гостиничные объекты обладают повышенной экономической устойчивостью, и именно поэтому во всем мире готовая работающая гостиница считается идеальным инвестиционным вложением", -- говорит господин Морозов. В момент проведения самого чемпионата на трансляциях спортивных событий и рекламе будут зарабатывать broadcast-компании, непосредственно на площадках -- кейтеринговые, клининговые и транспортные компании. Учитывая количество новых и реставрированных стадионов, гостиниц, дорог и аэропортов, работы предстоит достаточно, более того, эти объекты могут стать постоянными клиентами для аутсорсинговых компаний, полагает пиар-менеджер ГК "Персональное решение" Валерия Краскова. "Охранники, грузчики, строители дорог, уборщики и другой рабочий персонал будут востребованы постоянно. По московской статистике hh.ru, потребность в рабочих уже выросла на 64% по сравнению с прошлым годом. Так что можно с полной уверенностью говорить, что бизнес по аренде грузчиков и разнорабочих способен озолотить своего обладателя буквально за одно лето", -- считает она. Пиво -- один из главных атрибутов футбольной культуры, поэтому для индустрии в целом мероприятия этого профиля -- время больших возможностей. Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам АО "САН ИнБев" Ораз Дурдыев рассказывает, что во время чемпионатов мира по футболу потребление пива возрастает примерно на 5%. "Несмотря на это, во время Кубка Конфедераций FIFA 2017, мы не ожидаем большого роста продаж, ведь соревнование является пусть и генеральной, но репетицией", -- говорит господин Дурдыев. По его словам, спонсорство ЧМ -- это очень дорогостоящая маркетинговая активность: с точки зрения не только самого контракта, но и размера дополнительных инвестиций в экономику страны в рамках его организации и продвижения. Компания-спонсор тратит деньги на организацию публичных просмотров матчей, оборудует Beer Gardens -- двухэтажные зоны для отдыха болельщиков на территории стадионов, проводит в городах -- участниках чемпионата праздничные мероприятия, поддерживает официальные события мундиаля -- жеребьевку и празднование круглых дат до начала соревнований, проводит розыгрыш билетов на матчи. Взамен она получает доступ к многомиллионной аудитории футбольных болельщиков -- производитель Bud получает уникальное право на продажу пива на стадионах. Традиционно считается, что больше всего на чемпионатах мира зарабатывает туризм. "Неоспорим рекорд Германии, которую в связи с чемпионатом в 2006 году посетило больше 2 млн туристов. Успех Германии, безусловно, связан с возможностями безвизового передвижения в рамках Евросоюза. Однако туристические потоки и иностранные гости не способны окупить ЧМ в краткосрочном периоде. Позитивный эффект приводит к увеличению турпотока иностранцев в год проведения мероприятия: число гостей страны в Бразилии, обычно составлявшее около 5,5 млн человек, в год проведения ЧМ выросло до 7 млн", -- приводит статистику Александр Морозов. Если наплыв посетителей мундиаля не отпугнет туристов, которые не интересуются футболом, то в городских отелях может случиться дефицит номеров -- и тогда будет расти стоимость проживания, рассказывает директор по развитию Nevsky Hotels Group Дмитрий Барановский. В преддверии чемпионата активно продаются квартиры в центре города под организацию хостелов и апартаментов, наблюдает руководитель межрегиональной жилищной программы "Переезжаем в Петербург" Николай Лавров. "В спальных районах города практически в каждом новом доме открываются магазины разливного пива со столиками, телевизорами на стенах и лицензиями кафе и спортбаров, увешанные футбольной символикой, для заработка на трансляции матчей в период чемпионата. В центре города, вокруг Невского проспекта, за последние два месяца закрылось по "техническим причинам" масса популярных небольших кафе и ресторанов -- возможно, на реконструкцию. А возможно, хозяева выгоняют арендаторов, чтобы самим заработать на чемпионате", -- предполагает господин Лавров. Стоимость поездок на такси накануне и во время чемпионата вырастет как минимум на 30%, прогнозирует генеральный директор ООО "Эверест 8800" (партнер Uber в России по подбору водителей) Сергей Муравьев. "Особенно такое повышение коснется Москвы и Петербурга, в остальных городах возможен чуть меньший рост. В это время возникнет ситуация массового превышения спроса над предложением, что и станет катализатором динамического роста цен. После чемпионата стоимость услуг такси уменьшится, но она уже не будет на том низком уровне, на котором находится, например, сейчас", -- говорит господин Муравьев. После чемпионата По подсчетам S.A. Ricci, около 65% инвестиций в проведение ЧМ-2018 -- более 420 млрд рублей -- вкладывается в строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов. "Фактически эти деньги инвестируются в будущее страны. Чемпионат пройдет, а новые дороги, отремонтированные и построенные больницы и поликлиники, аэропорты и гостиницы останутся и будут служить долгие годы. Нельзя забывать и о таком трудноизмеримом показателе, как имидж страны, повышение ее авторитета и привлекательности для бизнеса, туризма, развития экономических связей. Например, считается, что получение права на проведения чемпионата мира 2014 года способствовало включению Бразилии в состав БРИКС", -- настаивает Александр Морозов. Обращаясь к мировому опыту, он не отрицает, что дорогостоящий стадион, построенный специально для мундиаля, может остаться невостребованным. "В Южной Корее средняя посещаемость сопоставима с российской -- 11,5 тыс. человек. Стадионы Jeonju World Cup Stadium, Seoul World Cup Stadium, Suwon World Cup Stadium, где играют ведущие корейские клубы, работают достаточно эффективно. Гораздо печальнее судьба стадионов Daejeon World Cup Stadium, Incheon Munchak Stadium, Gwangju World Cup Stadium, Busan Asiad Stadium. Расходы на содержание стадионов (около $2 млн на каждый) легли на плечи городских муниципалитетов", -- приводит цифры господин Морозов. Рустем Ахмадинуров, профессор социологии из Российского государственного социального университета, обеспокоен судьбой стадионов в Саранске и Калининграде. "Там нет топовых команд уровня премьер-лиги и нет больших футбольных традиций. В Москве, Петербурге (несмотря на весь позор с затянувшимся строительством) или Казани, я думаю, что построенная инфраструктура будет востребована и оправданна, даже с экономической точки зрения. Опыт проведения масштабных мероприятий в Сочи и Казани показал, что даже большие спортивные объекты инфраструктуры, построенные к Олимпиаде-2014 и Универсиаде-2013, не простаивают, а вполне хозрасчетны и дают импульс развития спорта высших достижений в данных городах и стране в целом. Я имею в виду хоккейный и футбольный клубы "Сочи" и многочисленные достижения спортивного Татарстана", -- поясняет он. Профессор подчеркивает: если сравнить затраты на подготовку к Олимпиаде в Сочи, то пока официальные расходы на мундиаль значительно меньше, а ведь чемпионат даст импульс развитию сразу 11 городов России. Судьба спортивного наследия российского мундиаля во многом зависит от качества планирования и управления региональных властей, ратовавших за проведения чемпионата в их городе. Дмитрий Трофимов из "Астероса" считает, что инвестиции в спортивные сооружения вернутся: стадион может и должен стать широкопрофильным центром спортивной и общественной жизни горожан. "Его инфраструктура должна обеспечивать универсальность использования, как, например, сейчас это происходит с "Казань Ареной". Только планировать эксплуатацию, загрузку, конкретные мероприятия площадки нужно еще на этапе проектирования", -- уверен господин Трофимов. Крупные спортивные объекты позволяют городам выходить на новый уровень организации всех мероприятий в городе, полагает Валерия Краскова. "Как показывает опыт Сочи, жизнь после крупного события существует. Красная Поляна и олимпийские объекты привлекают до полумиллиона туристов за сезон, а это постоянная дополнительная занятость населения. Наличие таких объектов может стать дополнительным стимулом для генерации событий в данном конкретном месте", -- говорит она. Руководитель филиала детской футбольной школы "Юниор" Надежда Беспалова не разделяет энтузиазма коллег: по ее мнению, оставшаяся после чемпионата мира по футболу инфраструктура может быть полезна только в виде дорог, вокзалов и аэропортов. "Спортивные объекты по большей мере пустуют, искусственно привлекая на свои площадки различные мероприятия", -- считает госпожа Беспалова.