Войти в почту

Футбол на краю света: звезды "Зенита" сыграли на "Приразломной"

16 июня в 23:30 на канале НТВ состоится премьера документального проекта "Первые в Арктике" о беспрецедентном футбольном матче с участием игроков "Зенита" на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом море. Фильм расскажет о жизни футбольного клуба и первых нефтяников российского арктического шельфа. На съемки уникальной игры за полярным кругом удалось попасть руководителю "Р-Спорт" Василию Конову. Артем Дзюба и Кирилл Набутов приехали в Морской учебно-тренажерный центр имени адмирала Макарова почти в одно время. Дзюба – традиционно с шуточками не для печати, Набутов – традиционно серьезный и сосредоточенный. Нам троим предстояло пройти тренинг по курсу "покидание вертолета под водой". Сразу скажу, что побывать на "Приразломной" в Арктике было мечтой у моей жены, которая раньше имела отношение к нефтяной промышленности. Я же о существовании платформы узнал буквально за несколько дней до того, как поступило предложение слетать вместе со звездами "Зенита" на платформу и посмотреть, как футболисты гоняют мяч с обычными работягами. Согласно легенде (кстати, правдивой), даже босс "Зенита" Алексей Миллер примерял спецодежду, и его в вертолете-тренажере "бросали" на дно бассейна и наблюдали – выплывет или нет. Так было и с нами. Бросали, переворачивали, тренировали. В какой-то момент нам даже так понравилось, что Артем попросил повторить, хотя первая реакция была не такой радостной, более того – панической. "Когда вертолет перевернулся, началась паника. Когда тебе нечем дышать, тут уже все равно – переворачиваешься ли ты до конца на 180 градусов под водой или нет, ты просто стараешься вытолкнуть окно и вылезти из кабины. Конечно, неприятно, когда не до конца понимаешь, как все это делать, как правильно дышать, как удержаться, когда везде залило", - делился впечатлениями Дзюба. Ну и как отказать игроку сборной России? Еще разок нас в тренировочной капсуле скинули на дно бассейна и отправили сдавать костюмы. В итоге всем вручили свидетельства (действительны до 21 июля 2021 года!) о том, что сможем, если что, покинуть вертолет под водой. Про сами курсы можно написать много и отдельно, но лучше всего пройти тренинг самому. Если будет возможность – не отказывайтесь. Через два дня после тренинга "Зенит" прибыл в Москву, выиграл Суперкубок и 24 июля 2016 года рано утром в холле "Ритца" счастливчики, которым предстоял суточный марш-бросок Москва-Варандей-Приразломная-Варандей-Санкт-Петербург (а у меня еще и Санкт-Петербург-Москва – пять перелетов за сутки), обсуждали победный матч и спокойно пили кофе. Самым дисциплинированным оказался Семак, за ним подтянулись Жирков, Дзюба, Ломбертс, Кокорин, Лодыгин. Минут через 20 мы уже мчались в микроавтобусе в аэропорт, где нас ждал чартер. Спортивный комментатор Кирилл Набутов, главный редактор агентства "Р-Спорт" Василий Конов и нападающий санкт-петербургского "Зенита" Артем Дзюба (справа налево) во время тренировки в Морском учебно-тренажерном центре имени адмирала МакароваЗачем вообще футболисты полетели в Арктику? Здесь нужно вспомнить любопытный исторический факт. 17 июля 1962 года, когда первая советская атомная подлодка К-3 достигла под водой Северного полюса и смогла всплыть в полынье, первое, что сделали подводники, высадившись на лед – сыграли в футбол. Тем самым символично всему миру было сказано: "Мы - хозяева Арктики!" С тех пор в футбол в Арктике играли регулярно – этим "баловался" и экипаж первого советского атомного ледокола "Ленин", и моряки с атомного ледокола "Арктика" (кстати, первого в истории судна, достигшего Северного полюса в надводном плавании), и много кто еще. Сегодня, спустя более чем 40 лет, Россия вновь решила продемонстрировать всему миру свое первенство в освоении этого региона. Поэтому и было принято решение провести на самой северной в мире стационарной нефтедобывающей платформе "Приразломная" первый в истории товарищеский мини-футбольный матч между "Зенитом" и вахтовиками "Газпром нефти", сумевшими дать России первую нефть на арктическом шельфе. За завтраком в самолете Сергей Богданович сказал, что ему вся эта затея понравилась с самого начала. "Я так-то не любитель приключений, но тут ждал с нетерпением возможности побывать в уникальном месте", — добавил Семак, который в тот момент еще не знал, что будет в футбольном матче в Арктике выступать в роли арбитра. Футболисты санкт-петербургского "Зенита" на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом мореВо время игры Семак примет крайне спорное решение и даст пенальти за нарушение на Дзюбе – совсем неочевидное, по мнению многих на платформе. - Пенальти на Дзюбе ты четко поставил. Никаких сомнений не было? - Конечно, никаких сомнений не было, что там ничего не было (смеется). - А зачем тогда поставил? - Ну, это уже вопрос игры – телевидение, болельщики, и они должны были видеть, что такое семиметровый, увидеть Лодыгина в деле. Ребята должны были забить – для них это праздник. Кокорин тут же добавляет, что Семак в роли арбитра отработал достойно, не хуже Карасева. Но это было позже. Самолет совершил посадку в аэропорту "Варандей", время на переодевание, паспортный контроль. Жаль, что сейчас штампики не ставят, формально мы территорию России вроде как покидаем – по крайней мере, с пограничными постами имеем дело. За полярным кругом, в Арктике нас уже ждала платформа "Приразломная", на которую вертолеты летают как маршрутки. Первое, что попросили сделать после прибытия на платформу – убрать телефоны и не фотографировать. Телефон убрал, но фотографировать пытался. Не получилось: бдят неустанно…Футболисты санкт-петербургского "Зенита" во время матча на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом море На "Приразломной" каждого ждала каюта, сменный комплект одежды и обуви, вариант спецовок, в которых ты обязательно должен ходить, каска. Требования к безопасности – строжайшие. После презентации на вертолетной площадке новой формы "Зенита" на сезон-2016/17 (сотрудники "Приразломной" стали первыми из 15 миллионов болельщиков петербургского клуба, увидевшими новую форму) зенитовцы отправились на экскурсию по платформе. Для игры футболистов и нефтяников на "Приразломной" построили настоящее футбольное поле с искусственным покрытием. "Покажите газон представителям Перми! Пусть такой газончик себе постелют, там же играть невозможно, прям мучения", – Дзюба направо и налево сыпал замечаниями и шутками. Дзюба, конечно, совершенно спокойно может заканчивать с футболом и становиться звездой "Камеди" - потенциал сумасшедший. Вахтовым методом нефтяники проводят на платформе до двух месяцев. Сложно себе представить, как это возможно – в замкнутом пространстве, без мобильной связи (ее нет там, как нет и интернета в свободном доступе). Очевидно, что работа эта тяжелая не только физически, но и психологически. "Много людей видел, которые работают в тех или иных сферах, так что многое знал, но не знал, что они подолгу, по 30 дней здесь. Наверное, следующие двухнедельные сборы будут казаться нам как один день", – восхитился вахтовиками Жирков. "Я не представляю, я бы там уже повесился. Мы ездим на сбор за рубеж на 14 дней, и последние три-четыре дня даются сложно. А тут много чего запрещено, ничего нельзя, все очень строго, постоянно в напряжении – очень трудно. Надо отдать им должное, потому что это непростой труд", – добавил Дзюба. Потом вышли на поле и ахнули. На самом деле: посреди водной глади, на нефтяной платформе, вдруг поле. Зеленое, с воротами и специальным катером за бортом, который должен улетевшие мячи собирать (кстати, всего за время матча за борт вылетели 7 мячей). Чтобы построить такую красоту, 11 человек, в том числе 6 промышленных альпинистов и два специалиста по искусственной траве, монтировали поле в течение 5 дней. Для этого на платформу ледоколом из Мурманска было доставлено более 30 тонн материалов. За эти 5 дней была расчищена и адаптирована выбранная площадка, произведена антикоррозийная обработка поверхности, сделана выравнивающая подсыпка, положено искусственное травяное покрытие, установлены фермы мячеуловителей, натянуты страховочные тросы и сети, произведена подсыпка всей поверхности поля песком и резиновой крошкой, установлены ворота и нанесена разметка. Футболисты санкт-петербургского "Зенита" во время матча на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом море От "Приразломной" в команды попали: Максим Дубровин, Антон Бырылов (у него Дзюба любимый футболист), Дмитрий Смыков, Андрей Староста и Ильдар Бикмухаметов (автор крылатой фразы, что плохому футболисту инстаграм с соцсетями мешает). Накал в матче был сумасшедший. Дзюба завелся даже не с полоборота, а едва увидев гол Кокорина, который был в другой команде (ребят поделили пополам на равных с вахтовиками). Уже когда эмоции утихли, на борту самолета по пути в Санкт-Петербург Дзюба сказал: "Изначально пытался получать удовольствие. А в итоге получал удовольствие Кокорин, потому что он бил по воротам непрофессионала. Конечно, он практически с любой позиции бьет – все залетает. У их команды преимущество было с профессиональным вратарем (Лодыгиным). Я думаю, что в таких играх надо, чтобы оба вратаря профессиональных стояли. Чтобы было как-то ровно, потому что Саня мог и поиграться, но он все туда бьет. Конечно, непрофессионалу тяжело брать такие мячи, поэтому когда счет стал 4:0 или 5:0, уже пришлось включаться. Мы хотели постепенно разыгрывать, старались играть в традиционный футбол, а они старались играть в "бей-беги". Но я все равно получил удовольствие". "Я надеюсь, что люди получили наслаждение, эмоции. Надеюсь, что никто не воспринял это слишком серьезно, и когда люди допускали ошибки – ничего страшного, это нормально. Дзюба очень серьезно отнесся к этому, и был зол, когда кто-то допускал ошибки. Я смеялся над ним (смеется)", – включился в разговор Нико Ломбертс. Футболисты санкт-петербургского "Зенита" во время матча на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом мореКокорин же продолжал травить – завтра все спросят в раздевалке что и как, скажем, что обыграли Дзюбу! Команда Кокорина, как вы уже поняли, выиграла. После матча футболисты отправились в кинозал платформы, где встретились с теми, кто болеет за "Зенит" на шельфе Печорского моря в 1630 километрах к северу от "Петровского". "Мероприятие было просто на высшем уровне, – не скрывал эмоций участник матча, инженер "Приразломной" Андрей Староста. – Особенно было круто, когда мы после матча с командой обнялись и танцевали по кругу в знак победы. Сами ребята из "Зенита" просто супер - пообщался с Кокориным, Жирковым - отличные, спокойные, простые ребята, нет никакой звездности, как у наших некоторых артистов эстрады". Футболисты весь обратный полет также делились впечатлениями. Резюме Лодыгина было исчерпывающим: "Вот что бы я делал в выходной? Отдыхал бы, а тут за один день я слетал в Арктику, сыграли с людьми, которые тут работают, и они тоже получили удовольствие. Все было круто". "Надо тут зимой каток на поляне залить и сказать друзьям из СКА, чтобы готовились! Я, правда, как корова на льду, но в воротах могу, как лев буду! И Широкова позвать, он хорошо играет", – добавил Дзюба. Мы уже прилетели в Питер, ребята разъезжались по домам. "Если у меня будет автобиография, я начну ее с предложения, что я - Нико Ломбретс - один из немногих бельгийцев, кто побывал в самом далеком и экстремальном месте, где живут люди". Что такое "Приразломная" Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) "Приразломная". Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Футболисты санкт-петербургского "Зенита" после окончания матча на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом мореВ настоящее время Приразломное является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года. С тех пор потребителям северо-западной Европы отгружено уже более 4 миллионов тонн нефти. Все скважины, которые бурятся на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения — 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает "мокрый" способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает практически мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования. "Приразломная" работает в соответствии с принципом "нулевого сброса": использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину или вывозятся на берег для утилизации. Футболисты санкт-петербургского "Зенита" на нефтедобывающей платформе "Приразломная" в Баренцевом море