Железная птица мира. Путешествие вокруг света за 50 дней

Через Атлантику Экспедиция «Вокруг Земли-2017» поставила перед собой очень сложную задачу – обогнуть планету за 50 суток на вертолёте Bell 407. В этом путешествии участвуют два отважных пилота Максим СОТНИКОВ и Марчин ШАМБОРСКИ (Польша) и штурман Наталья СОТНИКОВА. Их приключение началось 17 апреля 2017 года с российского аэродрома Конаково Тверской области. Лётчики уже пролетели 15 стран, преодолев 36 тысяч км пути. По дороге домой они приземлились в Новосибирске. «Мы не первые российские пилоты, которые решили совершить кругосветное путешествие, – рассказал руководитель экспедиции, чемпион мира и России по вертолётному спорту Максим Сотников. – Идея возникла пять лет назад во время подготовки к чемпионату мира по вертолётному спорту, который проходил в Польше». Эта экспедиция приурочена к пятидесятилетию первого перелёта на вертолёте через Атлантику, который совершил русский лётчик Игорь Сикорский. К слову, известно лишь 13 кругосветных перелётов на вертолётах, которые закончились удачно. Миссия этой экспедиции – сделать вертолётный спорт популярным. «Летать по России и Европе просто и приятно, – рассказывает штурман экспедиции Наталья Сотникова. – Везде нас встречали друзья. Основные трудности вызвал полёт через Америку. Дело в том, что в воздушное пространство США российским летательным аппаратам вход закрыт, а вернуться домой мы могли только через Аляску. К счастью, нашему польскому лётчику удалось добиться разрешения на перелёт. Но во время пребывания в Америке за нами неустанно следили радары. Когда из-за погодных условий приходилось менять маршрут, нужно было звонить в Вашингтон – спрашивать разрешение». Особо сложным, по словам лётчиков, оказался перелёт через Атлантику: низкие температуры, шквалистый ветер, высокая степень обледенения. «Мы все летели в гидрокостюмах и спасательных жилетах, – вспоминает второй пилот экспедиции Марчин Шамборски. – На высоте жуткий холод, необходимо топить печку по максимуму. Погода быстро меняется, там сильный ветер, и пот бежит ручьём. Конечно, управлять вертолётом в таком состоянии очень трудно. Атлантика стала для нас настоящим испытанием, зато у меня в жизни не было таких потрясающих каникул». ДТП на краю земли Они застряли на неделю в одном из маленьких городков Аляски. Зато успели за это время побывать на золотых приисках и ощутить на себе тяжкий труд старателей. Позже во время полёта они застали за трапезой огромного белого медведя. Зверь, казалось, был не менее удивлён этой встречей. Но самым необычным стало ДТП, когда трактор на краю земли столкнулся с вертолётом. «Вы только представьте, огромный пустой аэродром, площадь которого 300–400 га, – рассказал Максим Сотников. – На нём стоит наш единственный вертолёт, на котором мы утром планируем продолжить путь. Но за два часа до вылета нам звонят по телефону и сообщают, что один из аэродромных тракторов врезался в наш вертолёт, когда чистил снег. Мы думали, что это конец, ведь вертолёт создание хрупкое». К счастью, трактор просто оторвал ступеньку, поэтому ремонт занял только полдня. Вертолётная жизнь полна романтики и опасностей, но идут в этот спорт единицы. Сейчас им занимаются военные, люди из ДОСААФ и бизнесмены, которые имеют деньги, время и желание. «В Новосибирске впервые приземлилась кругосветная экспедиция, которая популяризирует вертолётный спорт, – говорит депутат Законодательного собрания НСО, мастер спорта и чемпионка мира по вертолётному спорту Ирина ДИДЕНКО. – Встречать таких замечательных людей и прекрасных спортсменов – это великое событие. А для меня они – дорогие друзья, спортивная семья и близкие по духу люди. Основное препятствие для развития вертолётного спорта сегодня – нехватка техники. Необходим государственный заказ на спортивные вертолёты».

Железная птица мира. Путешествие вокруг света за 50 дней
© АиФ-Новосибирск