Порошенко хочет контролировать правосудие
Составы Верховного суда и Конституционного суда Украины должны быть обновлены. Но большинство кандидатов — старые знакомые, которым благоволит президент Порошенко. На Украине не только не наблюдается прогресса в росте независимости судебной системы, но и по-прежнему свирепствует коррупция. После проведения тщательного отбора Высшая квалификационная комиссия судей на Украине представила 319 кандидатов для обновленного Верховного суда. С момента свержения президента Виктора Януковича и революции на киевском Майдане в начале 2014 года реформаторы призывают дать новую жизнь судебной системе, чтобы сделать невозможным до настоящего времени частое использование прокуратуры, судей и других ведомств против политических противников, а также победить всепроникающую коррупцию. Но в реальности при президенте Порошенко Украина практически не добилась прогресса, президент, как и его предшественники, хочет контролировать систему правосудия. Реализация принятой в июне 2016 года судебной реформы практически топчется на месте, группам граждан и противникам президента приходится иметь дело с федеральной службой безопасности СБУ или с генеральным прокурором Юрием Луценко: Порошенко настоял на кандидатуре главы фракции его партии, который также был свидетелем на его свадьбе, на должность генерального прокурора, хотя у Луценко не было юридического образования. Бывший министр внутренних дел, глава фракции БПП Юрий Луценко (слева), назначенный новым генеральным прокурором Украины, и президент Украина Петр Порошенко на заседании Верховной рады Украины Вызывает сомнения и процедура обновления состава Верховного суда, высшей инстанции для всех уголовных дел, а также дел, касающихся гражданского права, административного права и экономических процессов. Когда бывший судья Михаил Жернаков изучил представленные общественным интеграционным комитетом кандидатуры, результат оказался печальным: 79 из 319 якобы образцовых судей в прошлом участвовали в политических процессах, поддерживали противоправные действия свергнутого президента Януковича или игнорировали постановления Европейского суда по правам человека. Или, продолжает Жернаков, они владели «большими банковскими счетами, домами, оценивающимися в миллионы, квартирами или люксовыми автомобилями, которые никак не смогли бы позволить себе приобрести на официальные доходы». Бывшие адвокаты президента или кандидаты его партии Но уполномоченная комиссия проигнорировала большинство данных о скомпрометированных кандидатах. Из 120 вышедших в финал кандидатов в Верховный суд 30 человек «были скомпрометированы в прошлом, не являются независимыми или, предположительно, коррумпированы», как говорит Анастасия Красносельская из Центра противодействия коррупции. Теперь Высший совет юстиции Украины собирается решить, кто из 120 кандидатов займет места в Верховном суде и будет утвержден Порошенко. Влияние Порошенко на систему правосудия, как и прежде, колоссально. Бывший председатель киевского Апелляционного суда Антон Чернушенко уже в августе 2015 года заявил, что Порошенко и его заместитель главы администрации президента оказывали на него давление при вынесении судебных решений, касавшихся президента. Президент и заместитель главы администрации президента опровергли это. 13 из 16 членов комиссии по предварительному отбору судей считаются близкими президенту или его окружению. Аналогичная ситуация — в Высшем совете юстиции, ответственном за все назначения и увольнения судей на Украине, их повышения и наказания. Многие члены совета юстиции — бывшие адвокаты президента или же выставляли свою кандидатуру в его партии. Председатель Игорь Бенедисюк, бывший судья российского военного суда, позволил президенту Порошенко специально так изменить закон, чтобы он мог остаться во главе совета юстиции. Некоторые члены совета подозреваются в коррупции. Павел Гречковский, например, был задержан в сентябре 2016 года: тогда он якобы получил первую часть требуемой взятки в сумме 500 тысяч долларов, чтобы повлиять на судебные решения. Гречковский и сегодня остается членом совета и как член дисциплинарной палаты судит о добросовестности других судей. Плохо дела обстоят и с независимостью Конституционного суда. «Порошенко контролирует некоторых судей Конституционного суда, видимо, с помощью компрометирующих сведений», — говорит бывший судья Жернаков. Согласно кассовой книге бывшей правящей Партии регионов, судьи Конституционного суда в 2010 году получили взятки в размере 6 миллионов долларов за одно постановление в пользу тогдашнего президента. Но генеральный прокурор Луценко отказывается начинать расследование против предположительно коррумпированных судей Конституционного суда. Судьи не могут быть привлечены к ответственности за свои постановления. Подконтрольный Порошенко совет юстиции тоже не пойдет против них. Должность комиссара по правам человека вакантна уже несколько месяцев О предстоящей замене 18 судей Конституционного суда Порошенко позаботился заранее: он сам отобрал выборную комиссию из шести судей Конституционного суда. Шесть судей были утверждены парламентом, которым также управляет президент. Так, и председатель парламента, и председатель судебной комиссии были выбраны Порошенко. В августе вступил в силу закон о Конституционном суде, который «в будущем также подчинит суд политическому контролю», говорит бывший судья Жернаков. Должность комиссара по правам человека вакантна уже несколько месяцев. Кандидаты в преемники не являются, как предписано, опытными правозащитниками, это три парламентария. Кроме того, Порошенко отвергает возможность избрания комиссара путем тайного голосования, как это делалось раньше. Не менее важно то, что Порошенко, хотя и обещал это ЕС и Международному валютному фонду, отказывается начинать независимое судебное разбирательство по обвинениям в коррупции высокопоставленных политиков и чиновников, которое было бы полностью неподконтрольно другому, в значительной степени дискредитированному суду. Акции протеста в Киеве Разработанный реформаторами законопроект о независимом антикоррупционном суде с 1 февраля лежит в парламенте. Даже в этом вопросе Порошенко отказывается от советов. Хотя с 2016 года украинские чиновники обязаны обнародовать свои активы, ответственное за контроль ведомство работает неэффективно. Из около миллиона деклараций на имущество, поданных за 2105 год, ведомство «не рассмотрело в итоге и 40», по словам активистки Красносельской. Созданная с западной помощью антикоррупционная организация НАБУ готова действовать, но у нее ограничены полномочия. С 2016 года НАБУ направила 75 обвинений в коррупции в суд, но процесс начался только в трети случаев. Реформаторы, указывающие на недостатки, сталкиваются с противодействием властей В марте 2017 года был арестован Роман Насиров, прежде депутат от партии Порошенко, а затем глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, под контролем которого находились миллиардные суммы. Насиров подозревался в коррупции в объеме, превышающем 70 миллионов долларов. Кроме того, он является гражданином Великобритании. Ему принадлежат несколько квартир в Лондоне: английское правительство предоставило улики украинцам. Но уполномоченный киевский суд отказывается принимать материал к сведению. Реформаторам, которые обращают внимание на недостатки судебной реформы или борьбы с коррупцией, часто приходится сталкиваться с властями. Ведущие активисты антикоррупционного центра оказываются под давлением явно политически мотивированных процессов, инициируемых спецслужбой СБУ, как, например, компания, которая изобличает разницу между данными в декларациях чиновников и их реальной собственностью. Андрей Садовый — мэр Львова и лидер оппозиционной партии «Самопомощь», которая представила законопроект по созданию антикоррупционного суда. В середине марта генеральный прокурор Луценко угрожал Садовому обвинением в преступлении и возможным отстранением от должности за предполагаемое нарушение: халатность при утилизации мусора.