Николай Горелов: Однозначного рецепта по возвращению российского велоспорта на мировой уровень быть не может
Итоги завершившегося в норвежском городе Берген чемпионата мира по велоспорту на шоссе в беседе с корреспондентом "Стадиона" Александром Барминым подвел заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР Николай Горелов: - Главным героем чемпионата, мне кажется, можно смело назвать словацкого велогонщика Петера Сагана, который первым в истории чемпионатов мира выиграл групповую гонку в третий раз подряд. До него бельгийцу Эдди Мерксу и испанцу Оскару Фрейре также удавалось трижды побеждать в этой самой престижной дисциплине, но не подряд, а в "разбивку". Трассы в Бергене устроители "накрутили" изрядно. Конечно, нужно искать новые варианты для популяризации и усиления зрительского интереса, но не стоит доводить дело до абсурда. С групповой гонкой – порядок: всё прошло интересно и зрелищно. Но с гонкой на время - "разделкой" - перестарались. Ушли далеко от классических критериев для трасс этой дисциплины. Главное в "разделке" - скорость!!! Но, крутизна гор и ширина дороги были такими, что при самой минимальной скорости - 10 км в час – при езде в гору нужно было буквально цепляться плечом за стенку, чтобы вписаться в серию поворотов на 180 градусов. Даже четырёхкратный чемпион мира немец Тони Мартин ничего не смог с этим поделать. Было ещё одно странное новшество. Вероятно, с той же целью – усиления зрелищности. Перед горой, напротив трибуны со зрителями, выложили красную ковровую дорожку длиной метров двадцать, на которой спортсмены меняли "равнинные" велосипеды с рулем-рогаткой на обычные, предназначенные для групповых гонок. Получился своеобразный дуатлон! В итоге меняли велосипеды не все участники, дабы не потерять драгоценные 10-15 секунд. Процедура не обязательная, проводилась по желанию. С моей точки зрения в гонке на время не должно быть никаких пауз. Для этого есть другой вид спорта - триатлон! Хотя данный эксперимент оказался сомнительным, совершенно очевидно, что организаторы усиленно работают в поисках усиления зрелищности соревнований, с целью "раскручивать" этот вид спорта. Пять лет назад командную гонку дипломатично вновь ввели в программу чемпионатов, но своеобразным образом и неуклюже. Ввели "гонку по клубам"!!!. В чемпионате соревнуются страны, а вот в командной гонке - клубы. Нонсенс! Совсем недавно на конгрессе УСИ в Бергене избрали нового президента международной федерации – француза Давида Лапартьена. Одновременно признали, что. интерес к гонке по клубам невелик, и с 2020 года ее опять исключают из программы. Кадры, как известно, решают всё. Не открою Америку, если скажу, что очень важны высокий профессионализм тренеров и поддержка велоспорта в регионах. И в первую очередь - велоспорта на шоссе, принёсшего в своё время наибольшую славу стране. Однозначного рецепта по возвращению российского велоспорта на мировой уровень быть не может. Проблема глубинная, сложная - слишком "увязли". Дорогу осилит идущий, но под лежачий камень вода, как известно, не течет. Дальнейшие действия, разработка антикризисной программы – дело рук руководства Федерации, её активистов и тех, кто трудится непосредственно на дороге. Такая же участь постигла Курск, Омск, Чувашию. Копировать работу ведущих велодержав невозможно, да и не имеет смысла. Нужно в соответствии с реальными финансовыми возможностями найти свой путь решения этого сложнейшего процесса организации данного дела в стране. Россия – страна громадная.Заинтересованные лица и губернии найдутся. В велоспорте, как и в любом другом виде спорта, должны быть свои "маячки", показывающие выдающиеся результаты. От этого многое зависит. Но нужно помнить и о том, что "одна снежинка - это ещё не снег, а одна дождинка -еще не дождь". Так что успехами одной Ольги Забелинской не прикроешься. С декабря прошлого года Федерацию возглавил трёхкратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов. Надеюсь, что у него получится. Во всяком случае хочется ему этого пожелать. Важно, чтобы он побыстрее договорился с инвесторами....