Кампания «Яблока» перешла от войны к бюджету

Объявлен второй сбор подписей в поддержку Григория Явлинского «Яблоко» решило провести еще одну всероссийскую кампанию в поддержку основателя партии Григория Явлинского, которого намерено выдвинуть в президенты. «Яблочники» хотят завлечь россиян «новой бюджетной политикой», рассказывая о ней во время пикетов и собирая попутно подписи граждан. Партия таким образом рассчитывает создать «электронную базу» своих сторонников. Летом «Яблоко» собрало более 107 тыс. подписей за вывод российских военных из Сирии. Бюро «Яблока» в пятницу решило провести еще одну агиткампанию в поддержку Григория Явлинского, которого партия выдвинет кандидатом на президентских выборах в марте 2018 года. Партийцы намерены вновь устраивать пикеты для сбора подписей, чем они занимались летом, собирая подписи граждан за вывод российских военных из Сирии. Теперь россиянам будут рассказывать о «новой бюджетной политике», реализовать которую обещает партия, если ее основатель станет президентом страны. Суть «новой политики» — в справедливом распределении бюджетных доходов между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением, пояснил членам бюро зампред «Яблока» Николай Рыбаков, возглавляющий избирательный штаб партии. Кампания пройдет в 40 регионах, причем не только в региональных столицах, но и в малых городах, а также на селе. Жителям будут рассказывать, что можно было бы сделать конкретно в их городе, если бы в стране была иная бюджетная и налоговая политика. В предыдущую, антивоенную кампанию, «яблочники» рассказывали, что можно было бы сделать, если бы военные расходы не были столь велики. В связи с этим бюро «Яблока» предписало всем региональным отделениям сообщить в федеральную штаб-квартиру о тех проблемах, которые острее всего воспринимаются местными жителями. На базе этой информации будут изданы специальные листовки, буклеты и брошюры прицельно для каждого из 40 регионов, где пройдет кампания. В первую кампанию, которая прошла в 55 городах, «яблочники» распространили более 1 млн листовок и собрали более 107 тыс. подписей за то, чтобы вывести военных из Сирии. Все, кто подписался, получат от партии в ближайшее время «открытки в знак благодарности», пообещал господин Рыбаков. Теперь гражданам, ознакомившимся с «яблочным» вариантом «бюджетной политики», предложат поставить подпись в поддержку Григория Явлинского как будущего кандидата в президенты. Бюро рассчитывает, что подписей и на сей раз будет более 100 тыс. Кампания начнется в середине октября, чтобы к середине декабря иметь «электронную базу» своих сторонников, включая электронную почту и домашний адрес. Таким способом «Яблоко» рассчитывает снять проблемы со сбором подписей, которые по закону партия обязана будет представить в Центризбирком для регистрации кандидата. Напомним, в 2012 году кандидат Явлинский не был зарегистрирован из-за большого числа «забракованных» подписей. Правда, в прошлую кампанию кандидат от непарламентской партии должен был представить 2 млн подписей, в нынешнюю — 100 тыс. Зампред партии Сергей Иваненко считает, что подписная кампания должна, как и первая, иметь политическую составляющую. Активисты «Яблока» должны «дать обществу ответ: как партия будет решать проблемы ликвидации олигархического доминирования, повышения уровня жизни». Антивоенную подписную кампанию «яблочники» провели под названием «Время вернуться домой». Слоган для второй кампании пока не придуман. Один из вариантов, названных членами бюро,— «Бюджет — это твои деньги», но решение оставлено на усмотрение партийных технологов. «Необходимые для регистрации 100 тыс. они соберут»,— заявил “Ъ” глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, который уверен, что предварительные агиткампании слабо повлияют на электоральный рейтинг Григория Явлинского. «Для электоральной экспансии нужно вести более яркую кампанию, для чего “Яблоку” нужен другой кандидат, но это невозможно по внутрипартийным причинам»,— считает эксперт. Виктор Хамраев

Кампания «Яблока» перешла от войны к бюджету
© Коммерсант