Олег Попцов: Нужно показывать, во что верить, чего ждать и к чему стремиться
Одним из «отцов-основателей» нового телевидения считается Олег Попцов. В 1990 году он стал президентом ВГТРК и с нуля создал телеканал. А в 2000– 2005 годах был генеральным директором «ТВ Центра». Сегодня 83-летний Олег Попцов — один из миллионов зрителей российского телевидения. Но, в отличие от остальных зрителей, он оценивает его и как профессионал. — Олег Максимович, хорошим тоном считается вообще не смотреть «ящик». Или, пропрыгав весь вечер с канала на канал, стонать: «Смотреть нечего!» — Не соглашусь. Есть очень неплохой канал «Культура» — он имеет свой рисунок. Я слежу за «Россией 1», он, на мой взгляд, один из лучших сегодня. Телевидение становится все более открытым. Дискуссионные передачи о политике — «60 минут», «Право голоса» — многомерны, в них заметна свобода слова. — Неужели и пожаловаться не на что? Даже на обилие крика и скандалов на экране? — Это не слишком украшает телевидение. Но отказаться от скандалов сложно — они стали нормой общения и в жизни. Изъяны я вижу в другом. Например, избыток одних и тех же лиц на разных каналах в общественно-политических программах. Только недавно произошло относительное обновление собеседников и у Владимира Соловьева, и у Романа Бабаяна. Но нет каких-то открытий, передач, заставляющих — именно заставляющих — думать. В музыкальных программах тоже много шаблона. Исключение разве что «Голос», «Удивительные люди». В информационных программах должна быть какая-то загадка, чтобы зритель вставал и думал: «А почему...» Не хватает культуры мысли, новых проектов, классной режиссуры, поиска. Не хватает театральности, которая так необходима телевидению. — Может, и каких-то тем не хватает? — Прежде всего — темы молодежи. Она потому и ходит на митинги, что только там говорят о том, что ее волнует. Надо создать цикловую передачу, в которой проблемы молодежи будет обсуждать сама молодежь. Не хватает показа интересных дел, которые являются гордостью страны, которые меняют философию и настроение общества. — Например, каких? — Нашего участия в ситуации с Сирией. Надо показать, как это все вызревало. Это вызов, который наша страна не побоялась бросить. Другое такое дело — преодоление последствий санкций. Я бы хотел увидеть программу, которая бы раскрыла суть санкций. Программу о том, как остановить русофобию. Телевидение должно показывать, как российское дело выигрывает атаку — на оппозицию, на Исламское государство... Люди должны видеть, во что они должны верить, чего ожидать и к чему стремиться. Такие передачи делают людей патриотичнее, прозорливее, умнее. — Все-таки задача телевидения — в этом, а не в погоне за рейтингом? — Рейтинга надо добиваться. Но нельзя делать это за счет дешевки, рассчитанной на массовую безграмотность. Во главе угла должно стоять содержание, программное наполнение. Нужно заражать зрителей интересом к культуре, профессионализму, формировать их убеждения и взгляды. Тем, кто этого делать не может, лучше с телевидения вообще уйти. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!