Комментаторы, исследователи общественного мнения и политологи едины в своем мнении. С легким налетом возмущения они отмечают «сдвиг вправо» в Австрии, где победивший на выборах Себастьян Курц (Sebastian Kurz) от Австрийской народной партии, вероятно, станет новым канцлером. Что мог бы в действительности означать «сдвиг вправо»? «Быть правым», «быть левым» — это категории, которые, правда, ранее были частью политических будней, но в сложном мире глобализации им больше нечего делать. Они вводят в заблуждение. Открытость, способность осуществлять инновации, степень свободы — вот что важно. Имеет ли место сдвиг «вправо», если такой политик, как Курц, хочет так обезопасить внешние границы, что нуждающиеся в защите беженцы будут прибывать в Европу на поселение только контролируемым путем, а те, у которых нет шансов на получение здесь убежища, будут своевременно отправлены назад? Является ли политика «правой», если Курц так же, как Еврокомиссия или же министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер (Thomas de Maizière), хочет ввести в Европе более четкие общие стандарты помощи претендентам на статус беженца, чтобы в соответствии с этим уменьшить расходы в собственной стране и воспрепятствовать так называемой вторичной волне миграции в ЕС? Является ли политика «правой», когда кто-нибудь требует введения более жесткого наказания за тяжкие уголовные преступления и бόльших возможностей отслеживать террористическую деятельность, чтобы предотвратить теракты? Является ли политика «правой», если партии, которые, хоть и поддерживают европейскую идею, с помощью дополнительных пунктов хотят подправить свод правил ЕС? «Сдвиг вправо» — абсурдная категория. Политика может быть или правильной или неправильной. И миграционная политика Курца в основном правильна, потому что она делает упор на контролируемую миграцию и разоблачает действующую защиту внешних границ ЕС как химеру. Феномен Курца, который взлетел как ракета, олицетворяя собой стремление австрийцев к «новому началу» в политике, дает импульс дебатам о расстановке буржуазно-консервативных партий в Европе. Но это искусственные дебаты, с помощью которых «эксперты» на телевидении и такие теряющие популярность политики из ХСС, как генеральный секретарь Андреас Шойер (Andreas Scheuer), привлекают к себе внимание. Это искусственные дебаты, потому что каждая страна — особый случай со специфической структурой в том, что касаетмя географии, состава населения, политической организации и культуры. Нельзя сравнивать страны без учета данных факторов. И для тех, кто победил на выборах, нет единой европейской модели. Но есть общий для Европы вывод: в таких разных и благополучных европейских странах, как Германия, Финляндия или Австрия, всеобщая потребность в социальной справедливости и равных возможностях в настоящее время меньше, чем потребность в безопасности и порядке. Это своевременно не поняли ни кандидат на пост канцлера Германии от СДПГ Мартин Шульц (Martin Schulz), ни канцлер Австрии Кристиан Керн (Christian Kern), представляющий Социал-демократическую партию Австрии. Государственная квота 50% Пока еще не ясно, кто в конце концов будет править Австрией. Коалиция социал-демократов и популистской Австрийской партии свободы возможна так же, как и союз консервативной Австрийской народной партии и Партии свободы, или новая версия большой коалиции. Но решающим для успеха нового правительства будет то, насколько ему удастся снова сделать Австрию способной к будущему развитию. Благополучная Австрия за прошедшие годы стала громадной стройплощадкой реформ: «хромающая» производительность, крайне низкое количество новых предприятий, 50% квота государственных расходов, чрезмерно регулированный «промысловый устав», устаревшая пенсионная система, отсутствие инноваций, бессмысленные дотации типа «премия роста инвестиций» или «бонус занятости» при хорошей конъюнктуре. Бенефициарами такой системы являются разросшаяся бюрократия, закосневшая федеральная система и теневое правительство, созданное Промышленной палатой и Палатой труда — великолепная клика социальных партнеров, которые десятилетиями пытались укрепить статус-кво. Курц намерен приложить все усилия для того, чтобы изменить это. Он одним махом полностью изменил свою партию, теперь может полностью модернизировать свою страну. Курц может стать канцлером получше Меркель. Кристиан Керн тоже хочет сломать старую систему, но с ограничениями. Если он сохранит пост канцлера и создаст коалицию с Партией свободы, ему придется сначала выиграть начинающиеся бои за власть внутри глубоко расколотой социал-демократической партии Австрии. Несмотря на все внутреннее сопротивление, у Австрии есть потенциал стать реформаторской моделью для Европы, примером успешного превращения зарегулированной экономики в динамичную и инновационную. При этом преимуществом Австрии является то, что ее экономика меньше и гибче по сравнению с инертной экономикой Франции или Италии. К тому же в Австрии благоприятная конъюнктурная обстановка. Экономика бурлит, как и десять лет назад, в стране зафиксирована самая большая занятость с 2011 года. Конечно, это не заслуга последнего правительства, это прежде всего привлекательная мировая конъюнктура. Но поразительно сильная экономика предлагает как никогда ранее благоприятную среду для радикальных реформ. Курц или Керн должны воспользоваться моментом. Австрийская партия свободы стала более умеренной А что перемены в Вене будут означать для Европы? Новое правительство под руководством Курца или Керна и с участием Партии свободы заметно осложнит жизнь Меркель и президенту Франции Макрону: Вена будет требовать от Берлина и Брюсселя бόльшей жесткости и одновременно активно препятствовать мечтаниям Макрона о еврозоне, к которым, кстати, критически относятся и Меркель и Свободная демократическая партия Германии. Впрочем, и Австрийская партия свободы будет поддерживать усиление интеграции в вопросах обороны и охраны границ. Именно поэтому сегодня немыслимо отношение к Австрии как к парии в ЕС, как это было 17 лет назад: тогда дипломатические контакты с Веной были ограничены из-за участия в правительстве Австрийской партии свободы. Обе стороны кое-чему научились, что ЕС «повзрослел», а Австрийская партия свободы стала более умеренной. Но новое правительство Австрии предлагает ЕС и возможности. Австрия могла бы в будущем благодаря смеси из более современной экономической политики и более строгой миграционной политики стать передаточным механизмом между Брюсселем и такими странами в ЕС, как Вышеградская группа, которая, кажется, все больше отдаляется от ЕС. Таким образом, разрыв между Центральной и Восточной Европой и остальными странами Евросоюза мог бы стать меньше. Если бы удалось остановить медленный процесс эрозии отношений между Востоком и Западом, Австрия могла бы стать якорем стабильности для Европы.