«Глубокий ум»: как лучшие игроки мира стали проигрывать программам
Pixabay / Stevebidmead Последняя версия компьютерной программы-чемпиона AlphaGo за несколько дней стала, возможно, лучшим игроком в настольную игру Го в истории. В дальнейшем это позволит разработать «сверхчеловеческие» программы, способные превзойти своих создателей во много раз, говорится в блоге компании-разработчика Deep Mind. Го была выбрана не случайно — это древняя игра для победы в которой требуется высокий уровень абстрактного мышления. Ранее Deep Mind — группа программистов и ученых работающих под патронажем Google — написала первый в мире алгоритм, сумевший победить сильнейших игроков в Го. Ход камнем Го была изобретена свыше трех тысяч лет назад и считается одной из самых популярных настольных игр в мире — в нее играют около 27 миллионов человек. Как и в шахматах, в нее играют на квадратной доске, но фигура лишь одна — фишки двух цветов - «камни». С их помощью игроки окружают противника и стараются занять как можно большую территорию. Если в шахматы машина впервые оказалась сильнее 20 лет назад (в 1997 году суперкомпьютер Deep Blue разгромил в серии из шести партий 13-ого чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова), то Го долгое время оставалась неприступной крепостью человеческого разума. Количество возможных комбинаций в ней просто немыслимо, больше числа атомов во Вселенной. Это исключает победу простым перебором допустимых вариантов, на чем основываются шахматные программы. Но Deep Mind удалось создать совместить работу нейросети со скриптами и создать версию самообучаемой программы Alpha Go, готовой к борьбе с самыми сильными игроками. В октябре 2015 года ей проиграл чемпион Европы Фань Хуэй, через год свое поражение пришлось признать одному из лидеров мирового рейтинга Ли Седолю, а в мае 2017 года алгоритм одним махом уделал шесть лидеров мирового рейтинга, включая игрока №1 Кэ Цзе, лишив его приза в размере 1,5 миллиона долларов. Без помощи человека Но даже версия расколовшая лучших из лучших не сравнится с новым нейросетевым «франкештейном» AlphaGo Zero — новый алгоритм выиграл у своего цифрового коллеги все 100 партий. Это стало возможным благодаря отказу от опыта, накопленного человеком за предыдущие три тысячи лет игры в Го. Все версии программы использовали нейросеть — компьютерный алгоритм подражающий работе человеческого мозга. Но в последний раз разработчики отказались от загрузки доступных данных по ранее сыгранным партиям. Программа самостоятельно обучалась, играя со старыми версиями. Не пытаясь подобрать выигрышный вариант в базе данных, алгоритм выработал свой стиль игры и уникальную стратегию для каждой партии. Программа училась побеждать у самого сильного игрока в мире — самой себя, с гордостью пишет глава Deep Mind Демис Хассабис AlphaGo больше не ограничена пределами человеческого знания. Демис Хассабис По его словам, в будущем «гениальная» нейросеть принесет пользу всему человечеству. Например, ее алгоритмы помогут сократить энергопотребление, исследовать новые революционные типы материалов и даже рассчитать формулы лекарств для ранее неизлечимых болезней. «Главная угроза» Сфера применения искусственного интеллекта кажется почти безграничной, но будущее в котором «Скайнет» станет реальностью пугает даже людей, работающих в высокотехнологичных бизнесах. Стремительное развитие искусственного интеллекта может закончится третьей мировой войной, полагает изобретатель и инноватор Илон Маск. Он неоднократно называл ИИ главной угрозой человечеству и наиболее вероятной причиной конца света. В своем открытом письме, подписанным 116 экспертами из разных стран мира, Маск призвал запретить исследование и применение автономных боевых систем. Способ доказать свою точку зрения на вредоносность ИИ Маск выбрал оригинальный — один из его стартапов OpenAI занят разработкой нейросетей аналогичных AlphaGo, только главный враг выбран другой — игроки в Dota 2. Это одна из самых популярных многопользовательских игр, уже ставшая важной частью индустрии киберспорта — крупнейшие турниры по Dota 2 имеют призовые фонды в миллионы долларов, а участники моментально становятся звездами игрового сообщества. Бот, призванный победить лучших «дотеров» мира, начал свои «тренировки» в марте 2017 года. 10 августа, после тысяч виртуальных боев, он одолел игрока с самым высоким рейтингом среди людей. В ходе игры, нейросеть, контролирующая бота, не только самостоятельно выучила самые успешные стратегии, но и добавила новые приемы, удивившие даже опытных киберспортсменов. Другая точка применения ИИ в империи Маска — его электрокары Tesla. Сейчас ведутся работы над созданием автопилота, способного почти полностью автоматизировать управление машиной. Автопилот даже без помощи пассажира будет понимать, куда его надо доставить, похвастался изобретатель в своем Twitter в воскресенье. В большинстве случаев он даже не будет вас спрашивать(куда ехать) Илон Маск.