Войти в почту

«Медведев может пойти в контратаку». Володин на пороге создания «своего» правительства

Второй год работы Государственной думы седьмого созыва начался с перетасовки кадров. По словам собеседников «ФедералПресс» в нижней палате парламента, депутаты активно переходят из одного комитета в другой (кто-то даже в добровольно-принудительном порядке), проводится глубокий анализ результатов и, главное, эффективности работы каждого парламентария и каждого комитета. Это, говорят источники, – подготовка к масштабному реформированию структуры Думы. «До конца года перекраивать в плане структуры комитеты не будут, – сообщает собеседник агентства в ГД. – В правительстве ждут отставок, и под новых людей будут формироваться узкопрофильные комитеты». Об этом же сегодня написал один из Телеграм-каналов «Кремлевский рейтинг». Речь идет о том, что Вячеслав Володин планирует привести структуру думских комитетов и комиссий в соответствие со структурой правительства – как по количеству, так и по профилю. «Комитеты и комиссии Думы станут в этом случае узкопрофильными и будут отвечать за взаимодействие с конкретными министерствами и ведомствами», – отмечает автор сообщения. По мнению генерального директора Коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского, в происходящем заметен «легко узнаваемый управленческий стиль Володина: он не боится менять структуру вверенного ему участка работы, чтобы добиться большей ее эффективности». «Аппарат и структура комитетов и комиссий ГД создавались еще в 90-е годы и фактически в другой стране. Они элементарно в каких-то вещах не соответствуют требованиям времени. Были изменения, но они, скорее, носили конъюнктурный характер. Нет ничего странного в том, что руководитель нижней палаты парламента хочет сделать работу и депутатов, и аппарата более эффективной», – отмечает политолог. Политолог Аббас Галлямов в идее спикера Госдумы тоже не видит ничего плохого. Он полагает, что, «если структура парламента будет совпадать со структурой правительства, то со временем это приведет к тому, что направления профессиональной специализации депутатов будут совпадать с направлениями специализации правительственных чиновников». «Диалог исполнительной власти с Думой станет более профессиональным, – уверен эксперт. – Пока же от чиновников периодически приходится слышать жалобы, что депутаты, мол, “ничего не понимают”. Реформа позволит начать движение в направлении решения этой проблемы, ведь очевидно, что связана она вовсе не с умственными способностями депутатов, а с тем, что границы их специализации не совпадают с границами специализации представителей правительственных структур». По мнению генерального директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, «реформа Госдумы действительно назрела». «Во-первых, по всем соцопросам, депутатам не доверяет население, а Госдуму считают одним из самых бесполезных органов госвласти. Во-вторых, переформатировав ее “под себя”, Володин приобрел серьезный ресурс, однако утратил интерес к нему со стороны других структур власти. Поэтому реформа ГД в логике связки Госдума–правительство – очень правильное решение. Тем более если в аппарат парламента будет введено еще больше “володинских” людей», – отмечает Гращенков. Как раз от истинных целей Вячеслава Володина и зависят сроки начала реформы, которые пока даже в стенах Думы остаются неизвестными. Иначе говоря: чего хочет спикер – лучше контролировать правительственных чиновников или влиять на них? Политолог Илья Гращенков считает, что логичнее всего объявить о реформе в феврале, «чтобы к марту уже иметь понятную структуру». А что будет после президентских выборов, каким будет новое правительство (и по структуре, и по составу), доподлинно неизвестно. Нельзя быть абсолютно уверенным и в том, что главой кабмина снова станет Дмитрий Медведев. «В этой связке Володин и “его” ГД смогут начать игру с чистого листа. А в рамках подготовки такой реформы спикер действительно сможет предложить будущему избранному президенту какую-то свою модель устройства нового кабмина, – считает Илья Гращенков. – Возможно, что реформа будет и вовсе перенесена на поствыборное время, но какая-то важная ее часть будет обсуждаться до выборов. Просто непублично». Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, полагает, что «синхронизация структур Думы и правительства усилит контроль нижней палаты над министерствами». «Поскольку Володин смог перетянуть на себя право законодательной инициативы, и Дума сейчас не просто штампует законы, которые ей правительство подсовывает, министерствам придется договариваться с Думой, с советом Думы (читай – с Володиным)», – уверен эксперт. Договориться же со спикером любому министру будет нелегко, считает Дмитрий Журавлев. «Имея в руках комитетов контрольный аппарат, а в своих руках – пряник и кнут по отношению к каждому министерству, Володин получит конкретную возможность влиять на политику того или иного министерства – это и есть парламентский контроль. Сделав это, Володин сделает еще один шаг к усилению самостоятельности и влияния Госдумы и себя как председателя, при этом ни на секунду ничего не меняя в законодательстве: никто не говорит об увеличении прав Думы и ущемлении прав правительства. Но фактически роль Думы будет усилена», – говорит Журавлев. Исключить, что такая система приведет к конфронтации между правительством и Госдумой, нельзя. Если быть точнее, то эта конфронтация возможна только между спикером и главой кабмина – будь то Дмитрий Медведев или кто-то другой – и только в одном случае, – считает Дмитрий Журавлев. «Если Дума начнет требовать наделения ее полномочиями по утверждению всех членов правительства, тогда Медведев пойдет в контратаку – это ущемление его прав», – уверен политолог. Фото: kremlin.ru