Ещё

Секреты национального кода: русский мир от Ирана до Кот-д-Ивуара 

Секреты национального кода: русский мир от Ирана до Кот-д-Ивуара
Фото: РИА Новости
Сергей Стефанов
"Русский мир — это не цвет кожи, как вы сами можете наблюдать, это не какая-то религия, это общество, которое объединяет людей с общим мышлением", — говорит мне колоритный темнокожий кот-д-ивуарец. Его окружили русские красавицы в народных костюмах, и все терпеливо исполняют просьбы фотографов и «селфистов» запечатлеть это красочное единство.
Гости и участники из 75 стран приняли участие в XI Ассамблее Русского мира, которая прошла во время празднования Дня народного единства 3-4 ноября. Главная тема форума — «Идеи Русского мира для мира». Выработка новых идей в XXI веке происходит в условиях непростой международной обстановки — неприкрытого давления, санкций, демонизации образа России на Западе. Так уже и раньше бывало в истории, и главный вопрос — это сплочение русского мира. Над этим размышляли участники форума — лидеры организаций соотечественников, политики, духовенство и педагоги, деятели науки и культуры, представители разных национальностей и континентов.
Местом проведения ассамблеи был выбран Нижний Новгород. В 1612 году именно под стенами древнего нижегородского кремля Минин и Пожарский сформировали народное ополчение, освободившее Москву от поляков.
Xl Ассамблея Русского мира в Нижнем Новгороде. 3 ноября 2017
"Русский мир — это русский язык"
Уроженец Кот-д-Ивуара Аду Яо Никэз после того, как его отпустили фотографы, рассказал мне немного о себе. Впервые приехав в Москву в 2002 году, он знал русский язык только по названию. Сейчас он — доцент кафедры международного права и президент Ассоциации иностранных студентов России.
"Что такое русский мир? Я его связываю, конечно, с собой, потому что в русский мир входит тот, кто в первую очередь знает русский язык, — улыбается Аду. — Если вы не знаете языка, то не можете ассоциироваться с русским миром".
Аду уверен, что русский язык — это уже язык и его детей, и будущих внуков. Спрашиваю, а что он видит общего между Африкой и русским миром. Тогда он начинает вспоминать историю.
"Западная политика — это капитализм, производство, прибыль. От этого страдают развивающиеся страны. Мы, к сожалению, стали жертвой этой политики. Вспомните историю Африканского континента. Сначала арабская работорговля, дальше европейская работорговля, потом колониализм, сейчас неоколониализм. Понимаете? Вот что представляет из себя Запад, с моей точки зрения. С другой стороны, наша российская ассоциация — это свободное мышление, свобода выбора, — говорит Аду, пытаясь подобрать нужные слова. — В России живут разные люди. Пожалуйста, развивайся как хочешь. Вот это та свобода, которую Запад не дает развивающимся странам".
Пушкин и в Африке «наше все»
На ассамблее журналисты, собравшиеся у зала пленарного заседания, постоянно «выцепляют» кого-нибудь для пресс-подхода. И получается, что главные герои — участники форума — это преподаватели, учителя. Вот, например, основатель русской школы «Грамота» в Монреале Татьяна Кругликова рассказывает о достижении этого учебного заведения, где число учащихся с 30 человек в 1994 году выросло сейчас до 600 — все дети от трех до 11 лет. А после уже Зейнаб Моаззен-заде, преподаватель русского языка в Мешхедском университете имени Фирдоуси (Иран), делится своим опытом. Радуется, что иранцы проявляют интерес к русскому языку.
"Сейчас в трех городах Ирана преподают русский язык: в Тегеранском университете, в нашем вузе и еще в одном. К нам ежегодно поступают 25-30 студентов, приходят на кафедру. Сама я 15 лет назад впервые приехала с мужем в Россию. Он был аспирантом здесь, а первая моя специальность — преподаватель персидского языка, но мы полюбили русскую литературу и начали изучать русский язык", — рассказывает гостья из Ирана.
Разговор касается русских классиков. «Пушкин — это не только ваше все, он и наш, это уже мировое достояние», — подчеркивает Зейнаб. Так или иначе, но все здесь говорят об одном: всех — и русских, и иностранцев — объединяет и соединяет русский язык.
К слову, фонд «Русский мир» ежегодно организует поставки новых учебников русского языка и литературы в дальнее и ближнее зарубежье. В один только Таджикистан с начала прошлого года было передано полмиллиона учебников из России. Участники форума отмечали интересный момент: число людей, говорящих по-русски, за пределами России сейчас уже чуть ли не больше, чем в самой России.
Католический монах отец Себастьян из бенедиктинского монастыря в Австрии. 3 ноября 2017
"Миру — мир"
Традиционно идеям Русского мира был присущ глобальный характер, что, собственно, и дало направление основной дискуссии — идеи для мира. Эксперты вспоминали и знаменитую формулу «Москва — Третий Рим», определявшую Русь крупнейшей христианской державой после падения Византии, и идею построения коммунизма в XX веке, увлекшую за собой, несомненно, значительную часть человечества.
Президент общества «Франко-российский диалог», князь , напомнил о демографическом прогнозе относительно численности жителей России к концу XX века — более 500 миллионов человек — и заключил, что «никто больше, чем наша страна, не пострадал от войн и смут».
"Наша задача сегодня — не противопоставлять себя миру, а найти ту самую идею Русского мира для мира. А она простая — миру мир, — заявил в ответ председатель Верховного совета Приднестровской Молдавской республики Александр Щерба. — Мир без войны, без агрессии, без давления, мир без желания насадить свою волю принуждением или силой оружия. Это мир многонациональный и многоконфессиональный. Наша задача в рамках Русского мира — задавать истории четкий понятный вектор, вектор развития".
На уникальный российский опыт добрососедства разных народностей и конфессий, интегрированных в русский мир, обратили внимание и представители мусульманской общины. Замглавы подкрепил этот тезис конкретным примером.
"Наша мусульманская община в городе Пушкино в Подмосковье решила сделать подарок православным и организовать перед Пасхой субботник — убрать прилегающую территорию храма. Они пришли к нам за благословением, рассказали про их идею, и мы их, конечно, благословили. И вот после пятничной молитвы эти люди, 70-80 человек, все вышли и, несмотря на дождливую погоду, на сырость, убрали территорию храма… Мне запомнилось высказывание священника, сказавшего в тот день: «Для меня Пасха началась уже сегодня», — рассказал Аббясов.
Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов
"Мы можем предложить этот наш опыт добрососедства, межрелигиозного диалога — модель, которая вырабатывалась веками, — резюмировал мусульманский лидер. — Наша сила в том, что каждый этнос в стране несет свою уникальную культуру. Только сохранение этого многообразия культур и народов позволит русскому этносу полноценно заявить о себе на международной арене".
Русский мир: «пышная крона и корни»
Митрополит Нижегородский и  для наглядности представил ситуацию в виде метафоры, назвав Россию «огромным деревом с мощным стволом и пышной кроной». Ствол — это русские, крону составляют многочисленные народности и народы. Западной политологией, оговорился Георгий, это древо жизни «не вписано в систему координат», а именно непонятно, как такая огромная территория может быть одной страной, как русские «впитали» в себя столько народов.
"У этого великого древа есть еще корни, а корни — это Святая Русь, — продолжил митрополит. — Это те люди, наши предшественники, которые впитали в себя дух Евангелия и сумели привнести в мир согласие, взаимопомощь, жертвенную любовь, и нам нужно сохранять это. Без Святой Руси невозможна никакая Россия, мы должны с вами это понимать".
"Мы готовы поделиться этим своим опытом — жить по совести, честно. Опытом сохранения старины и традиций", — развил эту мысль применительно к теме «идеи Русского мира для мира» глава Старообрядческой церкви митрополит Корнилий.
Вслед за представителем он продолжил говорить аллегориями, предложив собравшимся выражение «духовное импортозамещение». «Нам нужно возвращаться к своим истокам, на свою духовную родину, — сказал Корнилий. — Процесс, который у нас называют „импортозамещением“, — это, как известно, экономический процесс, но я думаю, что он еще и духовный. Это возвращение к своим истокам, к Святой Руси, к истинному православию».
Глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий
Митрополит по традиции поставил в пример старообрядцев, которые всегда являли собой «живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей вразнос».
Присутствовавший на собрании известный итальянский политический и общественный деятель Джульетто Кьеза не без иронии заметил, что «с трудом понимает то, о чем здесь говорят». «Мы на Западе уже не понимаем себя, не помним, кто мы, откуда», — посетовал он, имея в виду отказ европейцев от традиционных ценностей.
Кьеза напомнил одну из последних инициатив британского правительства, попросившего в угоду трансгендерам заменить понятие «беременная женщина» на «беременный человек». «Дискуссия идет о ценностях. Проблемы выживания человечества — это на повестке дня», — сказал итальянец. И добавил: «В юности я был революционером, как и многие, потом стал консерватором. Сегодня быть консерватором — это самый большой революционный шаг, который мы можем сделать».
Своеобразный итог дискуссии подвел председатель правления фонда «Русский мир» , отметивший, что «идеи, которые может предложить наша глобальная общность, лежат на поверхности: они зафиксированы в нашем национальном коде». Это обычные общечеловеческие ценности, которые содержатся и в священных писаниях, — в их истинном, а не извращенном понимании. Это идеи подлинной свободы и веры, подлинного мира и справедливости, подлинной жизни и человеческого достоинства, подлинного суверенитета и независимости страны.
"Вместе бороться за ценности"
Под конец ассамблеи знакомлюсь с еще одним ее участником из дальнего зарубежья. Это отец Себастьян Хацкер, коренной австриец, настоятель прихода Энцерсфельд католического бенедиктинского монастыря в Вене. Что его связывает с русским миром?
"В 2002 году по благословению патриарха Алексия я шесть недель жил в Сергиевом Посаде, чтобы написать дипломную работу, — вспоминает отец Себастьян. — В лавре я собирал материал для дипломной работы о . Меня очень гостеприимно приняли, и с тех пор у меня друзья в России. Еще один собрат нашего монастыря в Вене, его зовут Симеон, сейчас пишет диссертацию про архимандрита Иоанна Крестьянкина, потому что этого святого человека тоже уважают и почитают многие. Симеон в прошлом году был в Пскове, в Печерах… И он даже мне однажды сказал: ты знаешь, я этого не могу здесь, в Австрии, говорить, но в Печерах, в лесу, я оставил часть моего сердца".
По словам отца Себастьяна, очень многие католики-европейцы сейчас «симпатизируют» православной церкви, поскольку она «борется за ценности». И с другой стороны: «нужно помочь и поддержать католиков, потому что они остались одни на Западе из тех, кто еще придерживается христианских ценностей». Об этом католический монах-бенедиктинец и говорил на ассамблее.
Участники Xl Ассамблеи Русского мира в Нижнем Новгороде. 3 ноября 2017
Лучшие моменты Премьер-лиги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео