14 тезисов о корпоративных акселераторах
Дмитрий Калаев: На сайте corporate-accelerators.net собраны корпоративные акселераторы, в реальности же их намного больше. В свой глобальный акселератор grants4Apps Bayer выбирает 3-4 стартапа в год. В финале в Берлине выбираются несколько победителей, и каждого из них курирует свой вице-президент; и из-за этого у проектов больше вес. Длительность акселерационной программы, как правило, в райне 3-6 месяцев (российские реалии). Результатов стоит ждать не ранее, чем через год-два, в зависимости от сложности проекта и отрасли. DB mindbox (акселератор Deutsche Bahn): 120 заявок — 6 выбраны. Примерно такая же конверсия — по России и миру. Успехи акселераторов: YCombinator — Airbnb и Dropbox, ФРИИ — Vision Labs и робот Вера. От партнера важен оффер на входе. Если в акселераторе мусор на входе — то мусор и на выходе (от американского garbage in — garbage out), так что четко формулируйте, кого ждете и что будет после пилотов в случае успеха. Воронка ФРИИ: От 700 до 1000 стартапов подают заявки каждый квартал; по итогу в шорт-лист попадают 100-200 проектов; из них от 50 до 70 приглашают на очные встречи, 40 остается по результатам встреч и примерно 28-30 приглашают в акселератор после проверки юридических документов и службы безопасности. Кривая развития компании и основателя должны быть одинаковыми. Если нет — он там до поры до времени. Другими словами, если у компании есть перспектива вырасти кратно, но основатель не готов меняться, то ничего не выйдет. Методика работы в акселераторе такова. Шаг 1: диагностика. Шаг 2: гипотезы на пилот. Шаг 3: итерирование каждую неделю, проверка каждой гипотезы (срабатывает 20%). Шаг 4: пересборка. И так по циклу. Диагностика компании должна выявить ключевую проблему. При диагностике проект смотрят несколько экспертов, чтобы минимизировать вероятность ошибки. Если second opinion совпало, то все верно => использовать как инструмент. Мерить успех корпоративного акселератора сразу же ростом показателей бизнеса сложно. Метриками успеха акселератора в первый год могут быть количество пилотов и, в частности, успешных пилотов, во второй год и далее — рост выручки и маржинальности. Открытие внутреннего и внешнего акселератора обойдется в 5-15 млн рублей в зависимости от задач. Акселератор со всеми процессами внутри компании обойдется примерно в 30-50 млн рублей в год, но могут встречаться цифры и до 90 млн. Кейс от Вадима Капустина: Х5 хочет стать самым инновационным ритейлером в РФ и растет на 25-30% в год. Нанимают каждый год по 50-60 тыяч человек, так что HR — отдельный стрим. Кто делает: экспертный совет (волонтеры), лидеры инноваций (фулл-тайм люди на инновации, функции — координация и отбор), инновационный комитет. «iВече» — это основной двигатель духа инноваций Х5 (комьюнити). Материалы по теме: «Глупо надеяться на лайки и шеры, если вы не вкладываетесь в раскрутку» – как мы запустили корпоративный блог Как мы запустили технологичное производство в России (и это выгоднее, чем работа с Китаем) Как развивать корпоративные инновации: кейсы, которых на рынке не так много Фото на обложке: Shutterstock.