Войти в почту

Как французские асы эскадрильи «Нормандия — Неман» воевали в Красной армии

25 ноября 1942 года между СССР и Францией было подписано соглашение о формировании эскадрильи «Нормандия» на Западном фронте. Французские асы воевали в составе советских ВВС до апреля 1945 года. В июле 1944 года Иосиф Сталин распорядился назвать эскадрилью в честь реки Неман. Лётчики «Нормандии-Неман» совершили более 5 тыс. вылетов и подбили 273 немецких самолёта. Четверо французских пилотов стали Героями Советского Союза. «Нормандия-Неман» существует до сих пор, символизируя на протяжении 75 лет боевое братство двух стран. Об истории создания и подвигах легендарного формирования — в материале RT. Формирование истребительной эскадрильи «Нормандия» на территории СССР проходило в чрезвычайно тяжёлых условиях. Франция была оккупирована на две трети, а силы сопротивления, которые возглавлял Шарль де Голль, были невелики. К декабрю 1940 года ВВС «Свободной Франции» (позже — «Сражающаяся Франция») де Голля насчитывали около ста летательных аппаратов различного типа. Французские лётчики были вынуждены участвовать в операциях зарубежных армий и пользоваться их самолётами и материально-техническими ресурсами. Почти все пилоты воевали в составе британских ВВС. Летом 1940 года на Туманный Альбион прибыли около 500 лётчиков, техников и обслуживающего персонала. Однако де Голль стремился расширить географию борьбы с нацистской Германией и вывести часть войск из подчинения Лондона. В ноябре 1941 года «Свободная Франция» и Москва достигли принципиальной договорённости о формировании эскадрильи на территории СССР. Официальное соглашение между советским командованием и французским генералом Эрнестом Пёти было подписано 25 ноября 1942 года. Документ под грифом «Секретно» включал 14 пунктов и был составлен в двух экземплярах на русском и французском языках. Соглашение обговаривало условия пребывания французских пилотов, обязанности сторон по снабжению, ряд вопросов связанных с переводом и обмундированием. Эскадрилья «Нормандия — Неман» была единственной воинской частью союзного иностранного государства, которая воевала во время Великой Отечественной войны на территории СССР. Из Тегерана в Иваново Мероприятия по подготовке авиационного подразделения для отправки в СССР начались в феврале 1942 года. На тот момент будущая «Нормандия» называлась истребительная группа №3. Сборы личного состава эскадрильи проходили на Ближнем Востоке. Первые пилоты прибыли на сирийскую авиабазу Раяк в июне 1942 года. Крёстным отцом «Нормандии» считается полковник Красной армии (с мая 1943 года — генерал) Степан Тимофеевич Левандович. Офицер руководил вопросами размещения и материально-технического обеспечения эскадрильи, вёл переговоры с иностранными военными миссиями о поставках авиатехники через Иран и Аляску. 14 сентября 1942 года французская эскадрилья была полностью укомплектована личным составом. 19 ноября французские лётчики были готовы к вылету из Тегерана. 25 ноября пилоты получили иранские визы, 26 ноября — советские. 28 ноября на трёх пассажирских самолётах Ли-2 французов перевезли в Баку, а 29 ноября — в Иваново, где располагалась 6-я запасная авиабригада. Лётчики «Нормандии-Неман» и советсике пилоты обедают на полевом аэродроме Западного фронта РИА Новости 4 декабря приказом командующего ВВС Александра Новикова французская эскадрилья вошла в состав авиации СССР. Иностранное подразделение переходило в полное подчинение советского командования. При этом Красная армия обязывалась обеспечивать пилотов в соответствии с установленными в войсках нормами. Ещё в Тегеране французы, одетые перед перелётом в Баку в летнюю парадную форму, получили овчинные полушубки. На протяжении почти всей войны из-за трудностей со снабжением лётчики носили советские летние комбинезоны и зимнюю форму ВВС. Также французы получали из бюджета СССР положенную им за военную службу зарплату. Почти все деньги переводились в фунты стерлинги и отправлялись в Лондон, где проживали семьи пилотов. От эскадрильи к полку Обучение в Иваново проходили 14 боевых пилотов, два пилота связи, один врач, один переводчик, 25 техников и 17 бортовых стрелков. Административным командиром группы был майор Жозеф Пуликен, тактическим — майор Жан Тюлян. Французская сторона решила назвать эскадрилью «Нормандия», в честь оккупированной немцами северо-западной провинции страны. Французы настояли на том, чтобы лётчики могли носить на форме некоторые национальные знаки отличия и награды. Пилотам эскадрильи разрешили наносить на самолёты трёхцветную символику Франции, но триколор должен был располагаться на обтекателе воздушного винта. Красные звёзды, означающие принадлежность к СССР, были нарисованы на хвосте истребителя и с обеих сторон фюзеляжа. Советское командование выделило «Нормандии» в период обучения двухместные Як-7, бипланы Ут-2 и три Як-1, на которых потом осуществлялись боевые операции. Истребители Александра Яковлева развивали большую скорость (около 590 км/ч), отличались хорошей манёвренностью, но были плохо защищены. В январе 1943 года эскадрилья пополнилась 17 советскими механиками. В марте 1943 года «Нормандия» была переведена в состав 1-й воздушной армии и получила долгожданное боевое крещение на Орловском направлении, где проявила себя как на одно из самых эффективных подразделений. Несмотря на скромную численность, эскадрилья была представлена высококвалифицированными пилотами, в которых остро нуждались советские ВВС. Средний налёт французов составлял 857 часов. В 1943 году аналогичный показатель в авиации СССР был втрое ниже. Советские и французские лётчики во время операции в Восточно-Прусской, январь 1945 года РИА Новости Тем не менее, боевые задания «Нормандия» выполняла не всегда гладко. Одной из причин был языковой барьер. Французы просили отправлять их на «свободную охоту» за вражескими самолётами и не использовать для сопровождения бомбардировщики. Однако советское командование не всегда соглашалось с французами. 13 апреля 1943 года из-за несогласованности с экипажами советских бомбардировщиков погибли три французских лётчика. В июне в «Нормандии» произошли перемены. Эскадрилье передали более совершенные Як-9, а весь технический персонал был заменён на советских специалистов. В середине июля подразделение приняло участие в операции на Курской дуге, потеряв семерых пилотов и сбив 18 немецких самолётов. Во второй половине лета 1943 года «Нормандия» получила пополнение. Общая численность подразделения превысила штатную в три раза. Таким образом эскадрилья превратилась в 1-й отдельный истребительный авиаполк, состоявший из 32 самолётов. Позднее количество машин было увеличено до 40, включая Як-3 и Як-9Т. После очередного пополнения в феврале 1944 года в состав авиаполка входил уже 61 боевой пилот. «Нормандия» была разбита на четыре эскадрильи, и в марте вернулась на фронт. В СССР прибыли пилоты, воевавшие в Северной Африке, а также на стороне оккупационного правительства в Виши, то есть против «Сражающейся Франции». Несмотря на акт предательства, де Голль разрешил некоторым опытным пилотам искупить вину в боях с Германией на Западном фронте. Один из них — Жак Андре — получил золотую звезду Героя Советского Союза. В честь реки Неман Весной 1944 года Красная армия вела упорные бои за освобождение западных регионов страны. «Нормандия» поддерживала наступление Красной армии в Белоруссии и Литве. После небольшой передышки с осени 1944 года французский полк начал воевать в Восточной Пруссии. 21 июля 1944 года народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин за заслуги иностранных пилотов переименовал полк в «Нормандию-Неман» (Неман — река, протекающая в Белоруссии, Литве и Калининградской области). Именно это название знаменитого формирования чаще всего встречается в литературе и СМИ. В канун победного 1945 года на счету «Нормандии — Неман» были 200 сбитых немецких самолётов. Согласно подтверждённым данным, французы совершили 5,2 тыс. вылетов. В 869 боях полк уничтожил 273 вражеских самолёта и повредил 47 машин неприятеля. Последнее сражение «Нормандии — Неман» состоялось в апреле 1945 года. После завершения боевой миссии Сталин подарил 40 французским лётчикам советские самолёты Як-3. 15 июня 1945 года офицеры вылетели из Советского Союза, а 20 июня совершили посадку в Ле Бурже. Один из тех истребителей сегодня находится в Музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. Российские ветераны — механики «Нормандии-Неман» во Франции (Ле Бурже, 2015 год) Twitter © vesti7 Четыре французских лётчика были удостоены звания Героя Советского Союза, один — посмертно. Обладатель Золотой Звезды Марсель Лефевр скончался в июне 1944 года и был торжественно похоронен в Москве на Введенском кладбище, неподалёку от обелиска французам, погибшим в 1812 году. Формирование «Нормандия — Неман» стало символом боевого братства советского и французского народов. Одним из примеров мужской дружбы и беззаветного мужества советских и французских воинов стал трагический случай, произошедший 15 июля 1944 года во время небоевого полёта. В кабину истребителя капитана Мориса де Сейна попал бензин, и он практически потерял зрение. В грузовом отсеке находился механик Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Пилот проигнорировал приказ советского генерала катапультироваться и несколько раз безуспешно пытался посадить самолёт, чтобы спасти жизнь советскому технику. Памятник эскадрилье «Нормандия-Неман» в Иванове © souzveche.ru В августе 2015 года в Иванове был открыт памятник лётчикам и механикам «Нормандии — Неман». Монумент состоит из скульптурных изваяний пожертвовавшего своей жизнью Де Сейна и погибшего вместе с ним Белозуба. Полк-орденоносец Из 99 французских пилотов, которые были направлены в СССР, погибли или пропали без вести 42. Полк «Нормандия-Неман» был удостоен орденов Красного знамени и Александра Невского. Во Франции формирование наградили орденами Почётного легиона и Освобождения. После возращения на родину формирование не было распущено и продолжило существование под прежним названием. В настоящий момент в состав «Нормандии — Неман» входят три эскадрильи. В 2016 году дочь французского лётчика эскадрильи «Нормандия — Неман» Мориса Гидо передала в музей Российского военно-исторического общества награду своего отца. Президент РФ Владимир Путин выразил благодарность Анн-Мари Гидо за этот шаг. Награда французского лётчика эскадрильи «Нормандия — Неман» Мориса Гидо, переданная его дочерью в музей Российского военно-исторического общества в 2016 году. © rvio.histrf.ru «Мы очень вам благодарны за это решение, за доверие и за уважение к нашим общим великим победам. Хочу вас заверить, что с большим вниманием и бережно будем хранить память и о вашем отце, и о его боевых товарищах, о том духе союзничества, братства, который объединял солдат антигитлеровской коалиции», — сказал Владимир Путина на встрече с представителями Российского военно-исторического общества в Кремле. Последний пилот эксадрильи «Нормандия — Неман» Гаэль Табюре скончался в феврале 2017 года во Франции в возрасте 97 лет. Гаэль Табюре © encyclopedia.mil.ru «Он был последним из оставшихся в живых пилотов «Нормандии — Неман», которая была собрана из 99 лётчиков. Почти половина из них погибла в боях: 42 не вернулись», — приводит издание Ouest France слова автора книги об авиаполке Рене Годара. Председатель научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков отметил, что деятельность «Нормандии — Неман» была весьма результативной благодаря высокой квалификации пилотов. Лётчикам было важно воевать за честь своей Родины, поднимая тем самым патриотический дух французского народа. «Конечно, не приходится говорить о каком-либо весомом вкладе «Нормандии» в Победу в виду её малочисленности. Это была скорее демонстрация братства по оружию между СССР и «Свободной Францией». Советский Союз предоставил французам возможность воевать против нацизма здесь и сейчас, а не сидеть в ожидании открытия Второго фронта», — сказал в беседе с RT Мягков. Эксперт полагает, что деятельность «Нормандии — Неман» имела значение не только для Франции, но и для СССР. Москва объединяла «все здоровые и свободолюбивые силы, готовые бороться с нацизмом». В итоге после войны в военно-политической элите Франции осталось немало сторонников Советского Союза.