Непослушная Германия
Есть ли у Ангелы Меркель политическое будущее? Виктор Агаев — из Бонна Эпоха консенсуса в германской политике, похоже, заканчивается -- вместе с эпохой Ангелы Меркель. Почему немецкие политики перестали поступаться принципами, а коалиции -- примирять всех со всеми? Виктор Агаев, Бонн Всего-то два месяца назад почти все медиа мира писали, что парламентские выборы 24 сентября, как и ожидалось, обеспечили Ангеле Меркель четвертый срок канцлерства. В год мучительных торгов по "Брекситу" и шалостей Трампа Германия выглядела как оазис стабильности в Европе, если не в мире. Сегодня Германия собирается проводить новые выборы. На первый взгляд все просто и ясно. Победительница (в ранге лидера партии) тех сентябрьских выборов Ангела Меркель оказалась не в состоянии создать новое правительство. Но дело не только в этом новом правительстве. Как подчеркивает шеф-редактор еженедельника Der Spiegel Дирк Курбьювайт, она "оказалась не в состоянии обеспечить покой и стабильность, которые обеспечивали ей поддержку и популярность все предыдущие 12 лет". Страна тоже чувствует: речь -- об эпохе. Отсюда -- растерянность. Политики явно беспомощны, народ очевидно встревожен, комментаторы все чаще говорят о кризисе, даже о катастрофе. Зловещие слова "Stunde Null" ("час ноль") над портретом печально-задумчивой Меркель украшают обложку того же Der Spiegel, самого популярного немецкого журнала. "Конец меркелизма", пишет все тот же шеф-редактор журнала. Что будет дальше? Новые выборы? Еще одна большая коалиция из двух партий? Или "малая", но из двух, трех, четырех? Говорят и о некоем "договоре о ненападении" между двумя "большими" партиями, но слово "большие" пишут в кавычках, потому что эти партии на глазах теряют поддержку... Впервые за 68 лет существования ФРГ все зависит от президента ФРГ, который по Конституции не имеет права вмешиваться в дела текущей политики. Но главу правительства (канцлера) и выход из тупика, когда нет законно избранного правительства, предлагает именно он. Что предложит сейчас бывший лидер социал-демократов Франк-Вальтер Штайнмайер? Ясно одно -- канцлером страны будет все та же Ангела Меркель. Вот только с каким мандатом -- техническим (до новых выборов) или политическим (как глава коалиции)? Это неясно, но публицист Якоб Аугштайн не удержался, заметив, что канцлер напоминает "некое насекомое, которое выживет при любой катастрофе, включая атомную войну". Ядовито, конечно, но именно такой стиль и такая лексика, непривычные для политкорректной Германии, отражают тот климат, который сложился в стране буквально в последние дни. Расклад Хотя Меркель и видели канцлером после сентябрьских выборов в Бундестаг, их результаты в мире расценили как "тектонический сдвиг". Мало кто сомневался, что он приведет к изменению политического ландшафта и даже политического климата в Германии, Европе и мире. Вот только мало кто думал, что это случится так скоро. Тем не менее предсказания сбываются в каком-то форсированном режиме. Всего-то полтора месяца после выборов, а страна в кризисе, и выхода из этого кризиса не просматривается. Пугает даже не то, что все как-то сильно плохо. Пугает то, что за 68 лет существования ФРГ такой ситуации не было. А немцы такого не любят. Всего-то полтора месяца после выборов, а страна в кризисе, и выхода из этого кризиса не просматривается. Пугает даже не то, что все как-то сильно плохо. Пугает то, что за 68 лет существования ФРГ такой ситуации не было Начать надо с того, что в Бундестаге после сентябрьских выборов оказалось немыслимое количество депутатов -- 709. Семь партий, шесть фракций. Далее. Обе ведущие партии страны -- Христианский союз (ХДС/ХСС) Ангелы Меркель и социал-демократы (СДПГ) -- набрали рекордно мало голосов, а вот национал-популистская и скандальная "Альтернатива для Германии" (АдГ), наоборот, достаточно много, чтобы "мутить воду" и ломать "повестку дня", предлагаемую правительством. Вроде бы все это поддавалось коалиционной рихтовке. Блок Ангелы Меркель (ХДС/ХСС) крупнее остальных фракций, поэтому она имеет право претендовать на роль канцлера. И пусть в одиночку ХДС/ХСС не хватало голосов, чтобы проводить свои решения через парламент, Меркель не в первый раз предстояло искать партнеров по коалиции. Из числа прошедших в парламент сразу были исключены АдГ и "левая" партия -- как слишком радикальные и "нерукопожатные" (АдГ даже больше, чем "левые"). Все остальные казались договороспособными. Оказалось, что это не совсем так. СДПГ была партнером Меркель последние четыре года, но потеряв на выборах почти 2 млн голосов (четверть от того, что было на выборах 2013-го), заявила, что уходит в оппозицию, чтобы вести борьбу с политикой правительства, а значит, вновь обрести свое лицо и возродиться. СДПГ -- старейшая партия Германии -- всегда считалась партией трудящихся. Войдя в 2013 году в правительство консерваторов, она эту репутацию, естественно, потеряла. После этого Меркель, чтобы иметь большинство в парламенте и реально управлять страной, была вынуждена начать переговоры о коалиции с либералами (СвДП) и "зелеными" -- партиями по своей идеологии противоположными. Ситуацию усложняло и то, что нет единства и в блоке братских партий ХДС/ХСС. Баварский ХСС (Христианско-социальный союз) должен постоянно балансировать между интересами всей страны и своими региональными интересами. То есть, по сути, предстояло создать коалицию из четырех партий -- ХДС, ХСС, СвДП и "зеленых". Эту конструкцию журналисты для простоты окрестили "Ямайкой" (цвета флага этой страны соответствуют традиционным цветам этих партий -- черный, зеленый, желтый). Само собой, прежде чем объединяться, члены "Ямайки" решили провести консультации. Это "зондирование" позиций продолжалось чуть больше месяца и в минувшее воскресенье закончилось скандалом. Причем переговоры о создании коалиции, о ее программе и распределении портфелей еще даже и не начинались. Сорвал их лидер СвДП Кристиан Линднер: молодой (38 лет), энергичный и честолюбивый политик громко хлопнул дверью. И кто же виноват? Сейчас вся Германия взволнованно обсуждает два вопроса: кто виноват? и что же теперь будет? Начнем с первого. Можно было бы согласиться с "зелеными" и Меркель, что виноват Линднер, разыгравший зачем-то спектакль. Но с оговоркой: это только часть правды. "Основная проблема в том, что Меркель утратила контакт с реальностью,-- уверен Габор Штайнгард, издатель Handelsblatt -- газеты деловых кругов.-- Меркель не смогла правильно оценить результаты выборов. Не смогла понять, что своей необъяснимой "иммиграционной политикой" ослабила ХДС/ХСС и сделала АдГ массовой партией". АдГ, забрав существенную часть избирателей у ХДС/ХСС, потеснила в парламенте традиционные и умеренные партии. Из-за этого фактически рухнула возникшая после Второй мировой войны "конструкция": все 68 лет страной управляла одна из двух больших "общенародных" партий (ХДС/ХСС или СДПГ, первая дольше и чаще, чем вторая). Малые партии (СвДП, "зеленые", "левые") набирали в лучшем случае около 10 процентов и играли второстепенную роль. Теперь ни та ни другая прежней силы не имеют, и Меркель должна соглашаться на "Ямайку", которая ей явно не по душе. И как с этим быть? В принципе, о том, что "Ямайка" нереальна, эксперты говорили с самого начала. Эти четыре партии по своей природе не способны найти компромисс: собственно, именно поэтому такой коалиции на федеральном уровне в ФРГ никогда и не было. Вдобавок все основные темы современной политики эти четыре партии понимают и хотят решать совершенно по-разному. Так, у "зеленых" на первом месте экология, защита климата, отказ от углеводородов (они признаны губительными для климата), запрет двигателей внутреннего сгорания (ДВС). На съезде перед выборами "зеленые" подтвердили свое требование ввести запрет на новые легковые автомобили с ДВС уже в 2030 году. К слову сказать, это вызов -- "зеленые" хотели бы в этом вопросе на 10 лет опередить Францию и Великобританию. Перед выборами они, между прочим, даже пообещали не входить в коалицию, которая не возьмет курс на окончание "эры ДВС" и не создаст условия для развития "транспорта без выхлопа". ХСС, в свою очередь, не менее ультимативно заявляет, что не войдет в коалицию, которая не заявит о приверженности ДВС. Отказ от них для ХСС столь же неприемлем, как и повышение налогов, облегчение иммиграции или ослабление мер безопасности. "Запрещать ДВС, значит, рубить корни нашего благосостояния",-- уверен лидер ХСС Хорст Зеехофер, премьер Баварии, где расположены заводы BMW и Audi. Ангела Меркель, как и большинство в ее ХДС, считает, что отказ от ДВС необходим, но где-то там, в будущем. Меркель не раз и четко повторяла: "Дизель будет существовать еще много лет, как и бензиновый двигатель", как переходная технология к "экологически чистым" автомобилям. "Но переход может продлиться годы, а то и десятилетия",-- оговаривалась она. Либералы, в принципе, могут найти общий язык в этом вопросе с ХДС/ХСС. Но что тогда делать "зеленым", чтобы не разочаровать свой электорат? Оговорюсь: ДВС -- лишь один из сотни пунктов, которые надо согласовать, прежде чем начинать коалиционные переговоры. И к отношениям с Россией, и к санкциям, к планам модернизации Евросоюза, предлагаемым французским президентом Макроном, все партии "Ямайки" подходят совсем по-разному. А кроме того, новое правительство должно думать и об образовании, иммигрантах, энергореволюции, налогах. И, конечно же, о долгах. Их у ФРГ 2 трлн, а потому она не хочет и не может больше жить в кредит, что создает основные проблемы для финансирования всех социальных, культурных, военных и прочих государственных задач. Невозможно не думать и о беженцах. Это вообще самый "тугой узел" в клубке противоречий. "Зеленые" хотят разрешить беженцам из Сирии и Ирака привозить в ФРГ семьи, поскольку это гуманно и помогает интеграции. Либералы из ХСС в ужасе и против: зачем им тут семьи, они же вроде приехали не навсегда, а только от войны спасались. Война же, похоже, заканчивается. Очень бурные споры вызывает и вопрос о допустимых количествах принимаемых беженцев: 200 тысяч? С родственниками или без? Возмутитель спокойствия Шеф СвДП Кристиан Линднер еще до начала консультаций признавал, что "такая коалиция арифметически возможна, но увязать все "наказы" избирателей разных партий практически немыслимо". Дальнейшие события это подтвердили. Больше месяца ежедневные сообщения о ходе консультаций выглядели как сообщения с фронта. Тут успехи, там пришлось отступить, тут договорились, там никак не могут сойтись. При этом всем ясно, что тянется процесс как-то уж слишком долго. Все чаще стали говорить об угрозах для стабильности страны. Наконец, в минувшее воскресенье Линднер хлопнул дверью, сказав, что лучше не быть в правительстве, чем быть в "неправильном". За месяц консультаций его партнеры так и не смогли отойти от своих предвыборных программ, жалуется Линднер. "Вместо того чтобы говорить о стратегии движения вперед, о концептуальных вопросах, о развитии экономики, образовании, мы перетирали одни и те же темы",-- жалуется Линднер, отбиваясь от обвинений в том, что он все испортил. "Зеленые", с которыми у него больше всего противоречий, уверяют, что "еще немного, еще чуть-чуть" и компромиссы были бы найдены. Но Линднер стоит на своем: зачем жениться, если ясно, что нормальной семьи быть не может? "Мы и дальше будем мусолить одни и те же темы". Так что же дальше? Президент страны (Франк-Вальтер Штайнмайер) начал консультации со всеми семью партиями, входящими в парламент, включая "левых" и АдГ. После этого он должен предложить Бундестагу кандидатуру на пост канцлера. Нет сомнений, что это будет Ангела Меркель. Других имен пока нет. Если в двух турах она не получит абсолютного большинства, то в третьем туре все решит простое большинство. Если Меркель его получит, то может попытаться создать правительство, войдя в коалицию либо с "одумавшимся" СвДП, либо с "зелеными". Если же она большинства не получит, то президент может поручить ей создание правительства меньшинства. Правда, такой ситуации в истории ФРГ еще не было, и прецедент тревожит. Без стабильного большинства не может быть стратегического планирования. Есть риск, что для реализации каждого решения правительству придется искать "соучастников" в Бундестаге, а это возможно далеко не по всем вопросам. Партнеры Меркель в Европе не скрывают опасений из-за того, что Германия стала менее предсказуемой, а авторитет Меркель явно померк. "Германия -- не та страна, которая может позволить себе правительственный кризис. Ее роль в мире слишком велика",-- сказал немецким журналистам глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн. "Франция обеспокоена создавшейся ситуацией",-- говорит Макрон, наиболее однозначный и влиятельный единомышленник Меркель. Он опасается, что кризис в ФРГ замедлит проведение необходимых ЕС реформ и принятие необходимых решений. Прежде всего речь о переговорах с Великобританией, миграционной политике, формировании военно-промышленного союза, о котором договорились на прошлой неделе министры обороны. Многие в ФРГ выступают за проведение новых выборов, но их проведение раньше конца февраля нереально. Это значит, что страна еще 3-4 месяца будет без правительства. Сейчас Меркель и ее кабинет считаются исполняющими обязанности, а значит, никаких принципиальных решений принимать не могут. Но еще важнее другое: а что дадут эти новые выборы? Что ждать от выборов? Ничего хорошего, если верить опросам. ХДС/ХСС и СДПГ потеряют еще больше сторонников. Либералы (СвДП), как ни странно, могут получить больше, чем в прошлый раз, правда, Линднер уже говорит, что на "Ямайку" не пойдет и после новых выборов. Но самое главное и пугающее -- АдГ получит еще больше мест в Бундестаге. Сложность тут также и в том, что все партии теперь хотят избегать ситуаций, когда решения в парламенте принимаются при поддержке АдГ. То есть даже в тех случаях, когда АдГ вроде бы и не "против" всех, нужно как-то так сделать, чтобы она не была и "за". Ситуация становится все более шизофреничной, хаос и растерянность могут только усилиться. Президент Штайнмайер постоянно дает понять, что против новых выборов, и пытается подталкивать всех к компромиссу. Одно из решений в этом направлении уже просматривается в руководстве СДПГ. За спиной своего председателя Мартина Шульца и как бы без его участия товарищи думают о возможности заключения некоего "договора о ненападении" между СДПГ и правительством Меркель при принятии основных международных решений. Иначе говоря, речь о том, что СДПГ не будет блокировать решения правительства, направленные на усиление ЕС и роли Германии в мире. По этим вопросам у СДПГ и бывших членов "Ямайки" нет противоречий. Впрочем, это только начало -- консультации президента с лидерами партий и Конституционным судом должны продолжаться всю следующую неделю.