Войти в почту

«В небе безопаснее». Пилот – о рабочих буднях, молниях и аплодисментах

Водители такси или автобуса не кажутся такими героями, как пилоты. Зачастую по окончании полёта им даже хлопают, как совершившемуся подвигу. Однако сами пилоты считают свою работу обычной и признаются, что не понимают, зачем им аплодируют, ведь они попросту даже не слышат этого из своей кабины. Командир экипажа одной из уральских авиакомпаний Сергей Панченко рассказал «АиФ-Челябинск» о трудовых буднях, суевериях, о том, как могут повредить птицы, почему самолеты заходят на второй круг и многом другом. Дарья Дубровских, «АиФ–Челябинск»: Знакомая многим картина - после посадки самолёта некоторые пассажиры начинают аплодировать. Как к этому относитесь, вам приятно? Сергей Панченко: Хлопай - не хлопай, нам в кабине не слышно, что происходит в салоне. Если проводники не забудут, то расскажут потом. Кстати, по их словам, в последнее время чаще стали аплодировать. Видимо, люди больше стали бояться, начитавшись всякой информации и насмотревшись фильмов-катастроф. - Бояться не стоит? Какова вероятность поломки самолёта в воздухе? - В воздухе уже поздно бояться (смеётся). Случаи поломки в воздухе редки, а то, что ломается, в основном не несет никакого вреда и чинится сразу после приземления. В основном, самолёты падают из-за усталости пилотов. В небе, как на дороге: водитель отвлёкся, заснул – произошла авария. Поэтому у нас строгое ограничение по рабочему времени – максимум три взлета и три посадки в сутки. Перед первым рейсом всегда проходим жёсткую медкомиссию, где проверяется здоровье физическое и психологическое. - Перед полётом есть ли какие-то предписания, например, что нужно есть или пить? - Самое главное – хорошо отдохнуть, выспаться. Ограничений в еде нет. Важно, чтобы в полете оба пилота ели разную пищу. А то вдруг несвежая плюшка попадется - один отравится, другой будет в строю. - В каждой профессии есть свои суеверия. Слышала, что некоторые пилоты не бреются перед сложным рейсом или же не любят фотографировать самолет, на котором полетят. У вас как с этим? - Никак. Я православный, мне не до суеверий. Самая главная примета: летчик жив – полет удался. - Смешная шутка. Знаю, что вы за штурвалом 20 лет. Наверняка, бывали какие-то нештатные ситуации? Может, экстренные посадки? - Недавно летели в Сочи, проводники доложили, что пассажиру стало плохо с сердцем, я принял решение садить самолёт в Воронеже. Но, слава богу, на борту оказался врач и всё обошлось. - А дебош часто устраивают на борту? Просятся ли пассажиры зайти к вам в кабину? - Мы напрямую не контактирует с пассажирами, в этом плане всё ложится на плечи проводников, не простая, конечно, у них работа. Пассажиры в редких случаях просятся в кабину, пишут сообщения на листках. Но доступ в кабину пилотов категорически запрещен, дверь очень прочная и всегда закрыта. В моей практике был случай, когда мужчина с разбега пытался вломиться в кабину, но у него ничего не вышло. Спасибо пассажирам, которые скрутили его и привязали в кресло. Попотеть им пришлось тогда, конечно. Это было пару лет назад в бизнес-классе, летели из Москвы. Пилот в таких случаях не имеет права открывать дверь – это первое условие безопасности пассажиров. Как выяснилось потом, мужчина был психически не здоров и летел вместе с матерью в клинику на очередную реабилитацию. - У многих людей случается паника, когда самолет начинает трясти. Насколько опасны турбулентность и воздушные ямы? - Аварии редко происходят из-за воздушных ям или, так называемых, болтанок. Зона турбулентности – это стандартное явление, когда, по-простому говоря, холодный воздух смешивается с теплым, и самолет начинает трясти. Пилоты стараются избегать такой неровной дороги, изменяя высоту, однако это не всегда удается. Как правило, турбулентность длится 50-60 километров. - Что будет, если молния ударит в крыло самолета? - Крыло не отвалится, если вы об этом (улыбается). Может нарушиться работа оборудования, но самолет имеет многократное резервирование. Так что это не фатально, долетит он в любом случае. А наземные службы уже будут разбираться, почему пилот полез под молнию. - А птицы? Они могут привести к поломке? - На скорости 400-500 км/ч даже песчинка становится серьезным орудием повреждения. Птицы чаще всего встречаются на взлёте и посадке. Если она попадет в двигатель, то может вывести его из строя, но еще раз повторю – самолет имеет многократное резервирование. - Приходилось наблюдать, как самолет заходит на второй круг, для чего это нужно? - Второй круг – это штатная ситуация для пилота. Каждый пилот часами отрабатывает этот маневр на специальном тренажере, поэтому боятся здесь нечего. Причины могут быть самые разные, например, погодные условия, будь то боковой ветер или туман. Уйти на второй круг безопаснее, потому что в воздухе с самолетом ничего не случится, потому что он са-мо-лёт – сам летает. - Легче летать днем или ночью? - Легче - в хорошую погоду. Время суток особо никак не влияет. Ночью хорошо видны огни посадочной полосы, а днем лучше видно другие объекты. Затруднительно, когда землю окутывает туман. - Как часто вас не бывает дома? - Меня постоянно нет дома, в частности летом. - А как жена реагирует? - Жена уже привыкла. Её нервирует уже, когда я дома. Шутка.

«В небе безопаснее». Пилот – о рабочих буднях, молниях и аплодисментах
© АиФ