"ПРОРЫВ ГОДА" и "ПРОЕКТ ДЕСЯТИЛЕТИЯ"
Понятно, что сейчас голова ходит кругом, переполненная тревожными мыслями о предстоящем Исполкоме МОК, судьбе нашей олимпийской сборной. Ситуация настолько серьезна, что она затмевает даже итоги жеребьевки финальной стадии чемпионата мира по футболу. Однако жизнь не ограничивается только этими событиями при всей их нынешней сверхважности для отечественного спорта, она куда шире и иногда другие дела, кажущиеся незначительными, тем не менее, требуют к себе внимания. Например, к зданию яхт-клуба "Крестовский остров", что в Санкт-Петербурге. Вдруг стали настаивать на его сносе (видимо, понадобилась территория, где оно расположено), что фактически означало закрытие школы парусного спорта. И это при том, что в нашей стране, претендующей на звание великой морской державы, количество детских парусных секций и центров и так ничтожно мало. Наверное, так и случилось, если бы не нашелся человек, проявивший заботу о питерских детях, жаждущих познать с ранних лет романтику гонок под парусами, в ветер и шторм, не на словах, а на деле. Он настоял на передаче помещения школы на баланс города, и теперь его считают ее крестным отцом - государственного бюджетного учреждения "Спортивная школа "Крестовский остров". Пора назвать этого человека. Иван Александрович Громов, глава администрации Петроградского района города. На церемонии чествования лауреатов национальной премии "Яхтсмен года-2017", учрежденной 9 лет назад журналом "Yacht Russia", ему была вручена премия "Прорыв года". "Наш вид далеко не в центре внимания разных спортивных, да и государственных, структур и хорошо, что есть люди, пусть их не так много, которым понятны и близки заботы яхтсменов. Громов среди них, его поступок мы считаем знаковым", - говорит инициатор появления этой престижной премии, глава международной ассоциации яхт класса "Дракон", мастер спорта международного класса Василий Сенаторов. Напомним, что в свое время он работал в системе ОКР и союзного Госкомспорта. Вручением премии подводились итоги очередного парусного сезона в стране. Он принес несколько впечатляющих результатов нашим яхтсменам – как в олимпийских классах, так и в других, не менее значимых, гонках, связанных с многодневными морскими испытаниями. Скажем, петербурженка Ирина Грачева в компании со шведским шкипером отважилась совершить сложнейший double-handed переход по маршруту Бермуды–Плимут, в ходе которого они превзошли прежний мировой рекорд скорости для прохождения этой дистанции. Ирину авторитетное жюри, в которое входил известный наш яхтенный капитан, олимпийский призер и двукратный чемпион мира Виктор Потапов, и признало "Яхтсменкой года-2017". В споре за столь почетный титул она обошла Стефанию Елфутину, бронзового призера Олимпиады-2016, неоднократной чемпионки мира и Европы среди молодежи. Отвечая на вопрос о ближайших планах, Грачева скромно так ответила: "Готовлюсь к одиночному плаванию-переходу через Атлантический океан". Представляете – одна в бушующих бескрайних водных просторах, и никого рядом!.. Кстати, на церемонии еще раз прозвучало про одиночное плавание, его намерен осуществить в 2018 году, приняв участие в кругосветной гонке "Golden Globe Race 2018", ярославец Игорь Зарецкий. Впрочем, ему это не в диковинку, опыт есть, ведь на счету волжанина есть грандиозная победа (он добился ее первым из россиян) в трансатлантической одиночной парусной регате "Jester Challenge 2010". Ну а кто стал обладателем приза "Яхтсмен года-2017"? В этой номинации жюри склонилось в пользу Игоря Рытова. За какие заслуги? Он в качестве капитана привел к победе свою команду "Богатырь" в знаменитой регате "Rolex Middle Sea Race", преодолев дистанцию в 600 миль. На этом Рытов "не успокоился", дружный коллектив "богатырей" украсил минувший сезон еще и золотыми финишами в Евролиге и на чемпионате Европы - 2017 в классе "Melges 20". Самого Игоря Рытова не было в зале, он в эти дни в Атлантике готовится к очередным парусным марафонам. Его имя как победителя огласил заслуженный тренер России и Украины Владимир Болотников. Любопытно, что в его успешной тренерской практике подготовка яхтсменов… Доминиканской республики и олимпийской сборной Аргентины. Полагаю, здесь нелишне сказать, что соотечественник Марадоны, присутствовавшего в минувшую пятницу на жеребьевке чемпионата мира по футболу, Сантьяго Ланге выиграл Рио-2016 золотую олимпийскую медаль. Что и говорить, востребованы и весьма успешны в мировом парусном сообществе советские/российские специалисты – в Австралии (Виктор Коваленко), Италии (Валентин Манкин), Латвии (Александр Музыченко) и других странах. Так и хочется процитировать лермонтовские строчки: Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Не напоминает ли это ситуацию в фигурном катании, сколько наших именитых тренеров разлетелось по белу свету… Обязательно назову еще одного лауреата, ведь он не один год проработал в здании ОКР, являясь президентом Всероссийской федерации парусного спорта. Это Георгий Шайдуко, серебряный призер Олимпийских игр 1996 года в классе "Солинг", чемпион и обладатель Кубка мира, чемпион Европы, СССР и России. Он удостоен премии "За вклад в развитие парусного спорта". В эти дни Шайдуко вместе с Александром Зыбиным находятся на Бермудах, где во вторник, 4 декабря, наш экипаж "Звездного" стартует в регате с участием практически всех сильнейших гонщиков мира в этом классе. Наконец автора этих строк привлек Александр Ежков, обладатель специального приза "Проект десятилетия". И было за что. По инициативе Александра Викторовича, безумно влюбленного в парусный спорт, и на его личные средства 10 лет назад группой отечественных конструкторов была разработана новая яхта, благодаря чему в России появился новый и самый массовый национальный класс - "эМ-Ка". Это, как было заявлено на церемонии вручения национальной премии "Яхтсмен года", действительно одно из главных событий сезона, а сама церемония, кстати, была посвящена приближающемуся 300-летию парусного спорта России, у истоков которого стоял Петр Первый со своим Указом от 12 апреля 1718 года об учреждении "для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства потомственного Невского флота", которым предписывалось "…научить подданных без страха плавать по морю и любить его". Еще раз процитирую Лермонтова: Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Не правда ли, эти строки о мятежном парусе, просящем бури, как будто в бурях есть покой, отвечают замыслу Петра 1. Но они же, образно говоря, ложатся в деяния, отмеченные как "Прорыв года" и "Проект десятилетия". Только смелым (добавим еще - ищущим, романтикам, настоящим труженикам-энтузиастам) покоряются моря. Михаил ШЛАЕН