Войти в почту

«Жили и худо, и бедно! Считали каждую копейку, а не медали и кубки»

«Профессиональные спортивные клубы Пермского края уже десять лет живут, а точнее пытаются выжить, по системе софинансирования из краевого бюджета 50 на 50. То есть клубы должны обосновать предоставление субсидий из краевой казны предоставлением документов о привлечении внебюджетных доходов на такую же сумму, Желание позапрошлого губернатора Олега Чиркунова были понятны: сбросить непосильную ношу с краевого бюджета и перераспределить краевые деньги на организацию культурных мероприятий и фестивалей в том числе. Губернатор Виктор Басаргин тоже закрывал глаза на то, что у пермских спортивных клубов не все в порядке с финансированием. Его встречи с клубами можно пересчитать по пальцам одной руки. Десять лет руководство клубов по-разному решали проблему выживания. Кто-то кредитовался, чтобы пережить до получения субсидий, кто-то играл на трансферном рынке, кто-то занимал, кто-то закладывал собственную недвижимость. Жили и худо, и бедно! Считали каждую копейку, а не медали и кубки. Итог – за десять лет клубы так и не научились жить по схеме 50 на 50, и я, как депутат, слышу от президентов клубов вполне резонные вопросы: почему мы до сих пор работаем по схеме 50 на 50? Если посмотреть на лидеров клубных турниров и чемпионатов, то большинство из них – клубы, которые так же финансируются из бюджета субъектов, но без жесткого регламентирования доказательства привлечения внебюджетных доходов. Еще немаловажный вопрос: с учетом того, что снижение затрат на профессиональный спорт – это федеральный тренд, как клубам выживать дальше? Закрываться? В 2017 году на спорт высших достижений в Пермском крае было запланировано в краевом бюджете 381 млн рублей, а на 2018 – уже 362 млн, и планируется постепенное снижение ежегодно на 5 %. Получается, что клубам надо сокращать расходы, но экономить уже не на чем! Ситуация в экономике не самая лучшая, найти спонсоров все сложнее и сложнее. Вместе с тем, десять лет софинансирования не привели практически ни один клуб к пониманию и осознанию того, что просьбами «Дай! дай!» денег не заработать. Надо привлекать к работе в клубах профессиональных квалифицированных и сертифицированных спортивных менеджеров. Я затруднюсь назвать пермский клуб, который делал бы это на постоянной основе. Поэтому и работа по поиску спонсоров и зарабатыванию на своем основном виде деятельности ведется по старинке силами директоров, президентов, финансовых директоров. Увы, понимания, что профессиональный спорт не в последнюю очередь – бизнес, пока нет. У каждого клуба есть учредители, совет директоров, но складывается ощущение, что это – простая формальность, и главное для клубов – пролоббировать увеличение бюджетной поддержки через депутатов или напрямую у правительства. Пусть дадут, а там будем жить и как-нибудь зарабатывать и как-нибудь доказывать внебюджетные поступления. Отношение краевых депутатов к клубам очень избирательное. Если депутат – болельщик футбольного клуба «Амкара», проголосует за выделение дополнительной субсидии «Амкару». Если депутат – болельщик баскетбольного клуба «Парма», то поддержит баскетболистов вплоть до переговоров с правительством и губернатором. Болельщиков «Молота-Прикамье», «Прикамья» или «Пермских медведей» в органах власти не видно, поэтому, думаю, и дела у этих клубов – самые печальные. Игровые результаты пермских клубов напоминают финансовые. С грехом пополам «Амкар» ежегодно решает вопрос выживания в премьер-лиге. «Парма» месяцами не покидает последнюю строчку в турнирной таблице Единой лиги ВТБ. Исключение из правил – «Звезда-2005» и «Пермские медведи» – во-первых, играют в турнирах, где конкуренция ниже, чем в футболе-хоккее-баскетболе, во-вторых, они – самые необременительные для бюджета. Давайте определим, какие клубы важны для края, и дадим им при обосновании клубного бюджета столько денег, сколько планировалось по программе 50 на 50. А дальше – пусть клубы сами зарабатывают. Здесь возникает вопрос оценки эффективности бюджетных вложений. Почему бы не рассматривать финансирование профессионального спорта как инвестпроект, эффективность которого оценивать не только по занятым местам в турнирах и завоеванным кубкам, но и по количеству воспитанников в профессиональных лигах и сборных командах? Это будет стимулировать клубы и федерации создавать реально работающую эффективную систему подготовки спортсменов. То есть – создавать рабочие места для специалистов в сфере спорта и социальный лифт для физически одаренных ребят. Если за определенное количество лет федерация и клубы при поддержке краевого минспорта дадут результат, то – сохранять или даже увеличивать им объем поддержки. Не дадут – снижать или вовсе отказывать. Конечно, привыкшим к самостоятельности большим клубам такая схема вряд ли придется по вкусу. Но если они сами не научились зарабатывать на жизнь или экономические условия делают самоокупаемость невозможной, тогда не обессудьте, у государства есть право и обязанность спросить за эффективность расходования каждой бюджетной копейки. При сокращении расходов на спортклубы, регион точно найдет, куда вложить эти деньги – в массовый спорт или строительство спортивной инфраструктуры. В марте 2018 года минспорта Прикамья будет отчитываться о ходе исполнения госпрограммы по массовому спорту и спорту высших достижений. Чудес не ждем. Мой коллега депутат Илья Кузьмин предложил провести круглый стол по проблемам и развитию спорта в Прикамье, но коллеги по ЗС и правительство края его не поддержали. Безусловно, обсуждение давно назревшей проблемы можно откладывать, но не до бесконечности». Фото автора

«Жили и худо, и бедно! Считали каждую копейку, а не медали и кубки»
© РИА "ФедералПресс"