Спорт с риском для жизни: самые известные аварии в "Формуле-1"
Всего за время существования послевоенной "Формулы-1" погибли 47 гонщиков, среди которых 33 — непосредственно на трассе, десять разбились во время тестов, а жизни еще пятерых пилотов унесли аварии на этапах, не вошедших в зачет Чемпионата мира. Стоит отметить первого гонщика, погибшего в "Ф-1" в самом первом ее сезоне в 1950 году — француз Райан Соммер, двукратный победитель "24 часов Ле-Мана", разбился на домашней трассе в Кадуре. Затем последовали еще 46 смертей, и каждый раз фанатам автоспорта кажется, что очередная гибель на трассе станет последней. "Серебряные стрелы" Эпоха Mercedes началась в "Ф-1" еще задолго до Второй мировой и связана с такими знаковыми именами как Рудольфо Караччола, Альфред Розенбергер, Манфред фон Браухич, Тацио Нуволари и Герман Ланг. Эти гонщики одержали множество побед, прославив штутгартскую марку, однако 1955-й стал переломным моментом для немецкой конюшни, покинувшей "королевский спорт" на десятки лет после трагедии, которая произошла в совсем другом чемпионате. 11 июня 1955 проходила очередная суточная гонка в Ле-Мане. Нанятый три года назад Mercedes в качестве испытателя 49-летний француз Пьер Левег на штутгартском болиде преследовал Jaguar американца Майка Хоторна, шедшего первым и внезапно нажавшего на тормоз, чтобы избежать столкновения с круговой машиной. Левег не успел среагировать, и его машина на скорости более 200 километров в час вылетела с трассы и врезалась в насыпь. Обломки машины полетели в зрителей, а топливный бак взорвался. Всего, по официальным данным, погибли 83 зрителя, 120 человек получили ранения. Сам Левег погиб в ДТП, получив смертельную травму. Авария Пьера Левега Эта авария поставила крест на истории Mercedes в "Формуле-1" и вообще автоспорте на долгие годы. После трагедии глава команды Альфред Нойбауэр объявил об уходе "конюшни", и штутгартский концерн вернулся в автоспорт только в 80-х прошлого века. В "Формулу-1" Mercedes начал возвращаться сначала в качестве поставщика моторов, на которых выигрывались чемпионаты в 1990-х. В 2009-м концерн выкупил чемпионскую команду Brawn GP, и с 2010го звезда Mercedes снова засияла на кокпитах формульных машин, и именно в этой команде самый титулованный гонщик Михаэль Шумахер провел свои последние годы в "Королеве автоспорта". Чемпион мира посмертно Австриец Йохен Риндт является единственным пилотом "Ф-1", который получил чемпионский титул посмертно. Он набрал достаточное количество очков для того, чтобы даже после его гибели ближайшим соперникам не удалось перекрыть его достижение в сезоне 1970-го. Смертельная авария Йохена Риндта в Монце Пилотируя, наверное, одну из лучших машин за всю историю чемпионата — Lotus-72 — во время тренировочной сессии на трассе в итальянской Монце Риндт вылетел с трассы. Его "Лотус" поднырнул под отбойник и врезался в стойку. Риндта отвезли в госпиталь, где медики констатировали смерть гонщика. До конца сезона оставалось всего три гонки, и бельгиец Жаки Икс теоретически мог сократить отставание для того, чтобы стать чемпионом. Однако написать печальную строчку в статистике чемпионов помог напарник напарник Риндта, бразилец Эмерсон Фиттипальди, выигравший один из оставшихся Гран-при. Победный кубок в итоге получила вдова чемпиона "Формулы", Нина Риндт. Экранизированный пожар Благодаря киношникам весь мир узнал еще об одной смертельной аварии в истории "Формулы-1". Однако эта авария со счастливым концом — пилот не только выжил в ДТП, но и вернулся в чемпионат, а потом завоевал еще два титула. Она произошла на фоне соперничества двух кандидатов в чемпионы мира сезона-1976 — на тот момент лидера, южноафриканца Джоди Шектера и австрийца Ники Лауды. Авария, которая была экранизирована в фильме "Гонка", произошла на втором круге трассе Нюрбургринг. Ferrari действующего чемпиона мира вылетела с трассы, ударилась в отбойник, и уже охваченную огнем ее выбросило назад на трек, где в нее врезался Surtees американца Брета Ланджера. Лауду зажало между обломками, пилоты пытались вытащить своего коллегу самостоятельно, однако это заняло много времени, и когда австрийца достали из кокпита, он уже сильно обгорел. Ники Лауда в кокпите Ferrari спустя несколько недель после аварии Пережив аварию, кому и сложную реабилитацию, Лауда вернулся в гонки "Формулы", пропустив всего два этапа. Этот чемпионат в итоге выиграл британец Джеймс Хант, однако Лауда вернул себе чемпионство в следующем году и выиграл еще один титул в 1984-м. Сейчас трехкратный чемпион владеет собственной авиакомпанией и является неисполнительным директором команды Mercedes, которая в своей новейшей истории уже выиграла четыре Кубка конструкторов. Легендарный бразилец Эту аварию могли наблюдать уже и фанаты "Формулы-1" на просторах бывшего СССР — в 1994-м чемпионат транслировали по телевидению в странах развалившегося Союза. Участником смертельного инцидента стал легендарный бразильский пилот, имя которого знают даже те, кто не особо следил за автоспортом — Айртон Сенна. Роковая авария Сенны в Имоле Уик-энд в Имоле унес жизнь еще одного гонщика — в субботней квалификации во время своей третьей гонки в "Формуле-1" погиб 33-летний австриец Роланд Ратценбергер, и опечаленный гибелью пилота Сенна лично поехал на место аварии. До этого, в пятничных тренировках, в тяжелую аварию попал бразилец Рубенс Баррикелло, считавшийся протеже Сенны. В воскресенье на седьмом круге погиб и сам Сенна — его McLaren на скорости более 200 километров в час вынесло в повороте "Тамбурелло" прямо в бетонную стену. Бразилец, завоевавший до этого три титула, погиб на месте. Авария Сенны привела к значительным подвижкам в области безопасности, которые инициировал еще сам бразилец незадолго до своей гибели. И аварий, приводивших к смерти гонщиков, "Формула-1" не знала на протяжении последующих 20 лет. Гоночная семья "Формулы" Француз Жюль Бьянки — потомственный гонщик. Его дед Мауро — трижды чемпион GT, двоюродный дед Люсьен — победитель 24 часов Ле-Мана и экс-гонщик "Ф-1" 1950-х — 60-х. До "Формулы-1" Жюль прошел ряд "младших формул", выиграв несколько чемпионатов и, будучи слушателем академии Ferrari, попал в "Ф-1" в качестве гонщика команды-аутсайдера Marussia и в своем втором сезоне добыл для нее единственное очко за всю историю британской "конюшни" с российской лицензией. Этот же сезон — 2014-го стал последним для пилота: во время дождливого Гран-при Японии Бьянки вылетел с трассы и врезался в спецмашину, эвакуировавшую разбитый болид Адриана Сутиля, попавшего в аварию на этом же участке трассы. Медики на месте аварии Бьянки в Сузуке Француз получил тяжелую травму головы и больше месяца находился в коме. 17 июля 2015 года Бьянки скончался. 17-й номер (под ним выступал пилот) Федерация автоспорта изъяла из обращения. Вне топа "Формулы" Женщины в "Формуле-1" — довольно редкое явление, и представительниц слабого пола, участвовавших в "королевских гонках" в качестве основных пилотов, можно пересчитать по пальцам одной руки, и только одна из них набрала пол-очка. Однако все же одна серьезная авария произошла с гонщицей, которая была тест-пилотом все той же Marussia. Уроженка Мадрида Мария де Вильота в 2012-м пришла в "Ф-1" из кузовных чемпионатов, и 3 июля того же года произошла авария, повлиявшая на ее дальнейшую судьбу. Пилотесса во время очередных тестов британской команды с российской лицензией "поднырнула" под грузовик в боксах на скорости около 60 километров в час. Гонщица с травмами головы была госпитализирована, а на следующий день руководитель "конюшни" Джон Бут сообщил, что де Вильота лишилась одного глаза. Мария де Вильота Испанка прошла реабилитацию после аварии и продолжила свою деятельность в автоспорте в качестве посла комиссии FIA. Она написала автобиографию "Жизнь — это дар", однако скончалась в 2013 году незадолго до презентации книги — причиной назвали кровоизлияние в мозг вследствие ранее полученной травмы. Автоспорт всегда связан с риском, и многие гонщики, особенно тогда, когда о серьезных мерах в области безопасности речи ни шло, гибли в погоне за высокими результатами. И несмотря на очень жестокие современные требования по безопасности иногда все же случаются трагедии, хотя их периодичность со временем все больше увеличивается.