Чувство полёта.Чемпион мира по высшему пилотажу о проблемах авиации
Не олимпийский вид - Михаил Владимирович, почему такой зрелищный вид спорта, как высший пилотаж, совсем не популярен в нашей стране? - Так было не всегда. Ещё в 80-х под Ленинградом, на аэродроме в Лисьем Носу, в День авиации ежегодно проводились показательные выступления. Посмотреть на фигуры высшего пилотажа собирались тысячи зрителей. Репортажи с праздников транслировали по телевидению на всю страну. Молодёжь видела наш пример, «заражалась» небом, подростки записывались в аэроклубы. Но время изменилось, видимо, мы стали неинтересны государству. Нередко слышу высказывания: «А что вы хотите, высший пилотаж ведь не олимпийский вид». Обидно и то, что развитие высшего пилотажа могло бы помочь стране в целом. Ведь раньше в аэроклубах ребята изучали технику, садились за штурвалы спортивных самолётов. Система выпускала тысячи готовых лётчиков, которые были способны быстро переучиться для гражданской и военной авиации. Сегодня от этого наследия мало что осталось. Сотни небольших аэродромов уничтожены. На местах, где были взлётные полосы, выросли коттеджные посёлки. Выгода коммерсантов очевидна: расчищенное поле, твёрдая, не болотистая земля, подведены все коммуникации. Максимальная выгода при минимуме затрат! - Вы - трёхкратный абсолютный чемпион мира. Будь вы футболистом или пилотом «Формулы-1», стали бы звездой и миллионером. А вас знают лишь узкие специалисты и любители. Не обидно? - Обидно не потому, что меня не знают. Жаль, что из-за недостаточной популярности нашего вида спорта всё меньше приходит людей заниматься высшим пилотажем. А тот, кто мечтает летать, не может себе этого позволить, потому что дорого. Наш спорт держится на энтузиастах. Иная ситуация, например, во Франции. Там действует система государственной поддержки спортивных лётчиков, помогающая им быстро и эффективно расти. На соревнования приходят десятки тысяч зрителей, там сотни аэродромов! Поэтому сегодня именно эта страна - один из мировых лидеров. Чемпион без самолёта - Несколько лет назад главный тренер сборной России по высшему пилотажу Виктор Смолин рассказывал мне, что в стране осталось всего четыре отечественных спортивных самолёта Су-26. Ситуация изменилась? - В худшую сторону. Сегодня в сборной нет ни одной летающей спортивной машины, произведённой в России. Производство таких самолётов в стране приостановлено с 1995 года. На нынешнем чемпионате мира в ЮАР наша команда впервые полностью выступала на немецкой технике. Это очень грустно, ведь хочется побеждать на отечественных машинах. - В гражданской авиации ситуация похожа? Россияне летают в основном на «Боингах» и «Эйрбасах»... - В последние годы появились положительные сдвиги, начали выпускать как гражданские, так и военные самолёты. Но утраченного в 90-е годы не вернёшь. - Что должно произойти, чтобы малая и спортивная авиация возродились? - Политическое решение. Руководство страны должно понять, что самолётный спорт нужен государству, что это - средство обучения будущих лётчиков-профессионалов, вопрос национальной безопасности, если хотите! - Правда, что у вас - трёхкратного абсолютного чемпиона мира - нет личного самолёта? - И никогда не было! Это слишком дорого, средняя цена спортивной машины - более 300 тысяч евро. На последнем чемпионате мира я выступал на немецкой «Экстре», которая принадлежит частным лётчикам. Лишь благодаря спонсорам получил возможность тренироваться достаточное количество часов. Столица победителей - Вы испытываете страшные перегрузки. Как удаётся с ними справляться? С годами не становится труднее управлять крылатой машиной? - Наш вид спорта - весьма специфический. Мы учимся филигранно управлять самолётами под воздействием очень больших перегрузок. И чтобы достигнуть совершенства, требуются годы налёта. Потому среди чемпионов последнего времени совсем мало молодых лётчиков. Исключение, пожалуй, лишь одно - это французский пилот Рено Экаль. Он начал летать в 14 лет, в 19 лет уже участвовал в чемпионате Европы. К сожалению, мастер во время полёта в 2010 году трагически погиб. Почти все советские и российские чемпионы завоёвывали золотые медали уже в зрелом возрасте. Кстати, наша страна дала миру семерых абсолютных чемпионов мира по высшему пилотажу. И Петербург можно назвать столицей лётчиков-победителей. Здесь родились и живут абсолютный чемпион мира 1982 года Виктор Смолин, двукратный абсолютный чемпион мира Сергей Рахманин и я. На троих мы завоевали 6 золотых медалей на мировых первенствах. Конечно, к перегрузкам приходится приспосабливаться. У многих спортсменов проблемы с позвоночником, а меня, например, связки на руке беспокоят. Ведь чтобы провести красивый пилотаж, нужны мощные резкие движения руками и плечевым поясом. В советско-российской школе существует прекрасная система подготовки, поэтому пока справляюсь и намерен продолжать выступления. - А часто ли вы были на волосок от смерти из-за непредвиденных ситуаций в воздухе? - Со мной подобных историй не случалось. Всё-таки авиационная техника очень надёжна, существует жёсткий контроль технического состояния самолётов. Знаю, что в 70-80-е годы несколько жизней пилотов унёс спортивный Як-50. У него иногда не выдерживали узлы крепления крыльев. Современные модели гораздо прочнее. Ну а к любым нештатным случаям в небе мы с начала лётного обучения готовы. Знаем, как действовать при любых неисправностях, в том числе при отказе двигателя. - Неужели никогда не бывало страшно за штурвалом? - Да нет, конечно. Вот за рулём автомобиля нередко очень страшно! На земле намного больше шансов встретить дурака, чем в небе. Тем более что мы летаем в трёхмерном пространстве, есть варианты для манёвра. А дорога - это узкая часть двухмерной плоскости, на которой - тысячи автомобилей. Уверяю вас - полёты даже безопаснее, чем простая прогулка по улице. - Недавно грянул скандал в учебном центре авиации «Крылья Невы», где выдавали фиктивные удостоверения пилотов. Какова вероятность попасть на лётчика с липовыми корочками? - То, о чём вы говорите, - просто преступление! Выдавать удостоверения нужно только после прохождения серьёзного обучения. Но проблема получения липовых документов, увы, актуальна во многих областях. Ведь не менее страшно, когда неподготовленные люди получают автомобильные права и представляют огромную опасность на дороге. - К вам никогда не обращались пилоты гражданской авиации, чтобы вы научили их действовать в экстремальных ситуациях? - Несколько лет назад на авиационном форуме разгорелся спор: надо ли гражданским лётчикам уметь выводить самолёт из штопора. Некоторые гражданские пилоты считают, что если выполнять все инструкции, то никогда не попадёшь в чрезвычайную ситуацию. А я уверен, они обязаны уметь справляться с любыми ситуациями! Вспомните трагедию с петербургским Ту-154, которая произошла под Донецком в 2006 году. Тогда пилоты не смогли вывести машину как раз из штопора. Поэтому мы, спортивные пилоты, продолжаем доказывать, что все лётчики без исключения должны владеть основными, базовыми фигурами высшего пилотажа, включая штопор