Уже более двух недель в прокате идёт спортивная художественная драма режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх». Картина о победе мужской сборной СССР по баскетболу над сборной США на летних Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года стала самой кассовой в российской истории. За первые семнадцать дней проката фильм собрал 1,678 млрд рублей, его посмотрели почти 6,5 млн зрителей. Корреспондент «АиФ-Челябинск» пообщался с актёром Александром Ряполовым. Алекандр - уроженец Челябинска, кандидат в мастера спорта по баскетболу, в фильме сыграл одного из игроков сборной СССР Алжана Жармухамедова. Дарья Дубровских, CHEL.AIF.RU: Александр, как вы оказались в киношной сборной? Александр Ряполов: Это можно назвать счастливым стечением обстоятельств, я просто оказался в нужном месте в нужное время. Долго не играл в баскетбол из-за травмы коленного сустава, и вот решил размяться, приехал в спортзал, куда меня пригласил мой друг Саша Белов (сын члена сборной по СССР по баскетболу-72 Сергея Белова – прим.авт), в это время там проходила актерская тренировка. Пока ребята занимались с оператором под кольцом, я пошел бросать штрафные. Через некоторое время ко мне подошел режиссер и сказал, что хочет меня видеть в своем проекте, но конкретики никакой не было на тот момент. - Насколько мне известно, актерского опыта у вас не было, сложно было, наверное? - Продюсеры изначально искали актеров, которые имели баскетбольный скилл, но таких мало. И вот, пока актеры учились играть в баскетбол, я учился актерскому мастерству, у меня был педагог для этого. Безусловно, благодаря моему баскетбольному прошлому, мне помогло то, что я полностью понимал, кого я играю, в какой ситуации находится мой герой. Ко всему прочему на съемочной площадке я много общался с талантливыми актерами, спрашивал у них совета. Например, когда мне нужно было играть какую-то драматическую сцену, я подходил к Владимиру Машкову и говорил: «У нас с вами сейчас диалог, мне хотелось бы понять, как эмоционально его построить». И он подсказывал мне, делился своим опытом, что бесценно. - Вы играли одного из игроков сборной СССР Алжана Жармухамедова. Как вы воплотились в роль и насколько достоверным получился фильм? - Это художественный фильм, режиссер Антон Мегердичев изначально заявлял о том, что баскетбол не будет аутентичным 72 году, поскольку это не интересно было бы смотреть людям, которые не имеют отношения к баскетболу. Поэтому мы сделали баскетбол ярким, зрелищным, атлетичным и благодаря этому положительные отзывы зрителей говорят за себя, народ голосует рублем. Что касается моего героя – у меня рост один в один, как у него – 207 см, похудеть лишь пришлось на 12 кг, перекрасить волосы в черный цвет и поставить карие линзы. - Про отзывы - некоторым родственникам фильм не понравился. Вдова Владимира Кондрашина и Александра Белова даже подали иск в суд на авторов. Что думаете по этому поводу? - Никто не заявлял полное совпадение всех обстоятельств, потому что это не документальный фильм. В 1972 году у спортсменов трусы были на два сантиметра короче, ну давайте, будем докапываться и до этого, и до волос в носу. А то, что родственники возмущаются – имеют право, у нас в стране никогда ничего гладко не проходит. Иск они подали еще до выхода фильма, не посмотрев его. Насколько я знаю, вдова Кондрашина после просмотра картины все же сказала, что у нее нет претензий, ей понравился каким получился Владимир Петрович. - Знаю, что съёмки финального матча длились около месяца, что было самым сложным? - Во-первых, надо было все время находиться в состоянии спортсмена, который играет самый ответственный матч в своей жизни. Потому что, если ты не будешь в этом состоянии, зритель тебе не поверит. А, во-вторых, было тяжело бегать по 12-13 часов и играть в баскетбол. Если баскетбольные люди переживают это все за два часа, то мы снимали по 40 минут, затем 20 минут отдыхали, в это время ты остываешь, а потом снова снимается другой кадр, перестановка камер и ты все время находишься в движении. Кроме того, было жутко неудобно бегать в кедах Converse, в которых играли тогда в Мюнхене в 1972 году. Они очень жесткие – это было просто испытание для ног. Сейчас у баскетболистов обувь намного комфортнее, хотя те люди, тот же самый Иван Едешко, говорит, что конверс это было круто, мягко и удобно. - А какие еще эпизоды тяжело давались? - Игра в Сан-Паулу, которая снималась в Москве в районе МГУ. Съёмки этой сцены проходили ночью в сентябре, когда на улице было +6 градусов. Режиссер говорит нам: «Вы должны показать, что на улице +40», а мы стояли в шортиках, маячках и нас просто трясло от холода. Вдобавок ко всему нас обливали водой, чтобы показать, как мы вспотели и устали. Потом отпаивались чаем с лимоном, у каждого были теплые халаты, укрывались, как могли, спасаясь от адского холода два вечера. - Наверняка, происходили и какие-то казусы? - За четыре месяца съёмок много чего было. Я единственный, кто в баскетбольных сценах снимался с бодимаунтом (конструкция, которая крепится на грудь актера, камера выставляется с таким углом, чтобы актер был виден в кадре – прим.авт). Чтобы во время бега камера не тряслась, снизу стоял оператор и её поддерживал. И вот однажды, когда мне нужно было отдать передачу, я забыл, что под камерой стоит оператор и со всей дури ударил его в грудь, он аж упал. Это была одна из тех ситуаций, когда смех сквозь слёзы. И, кстати, что касается камер, хочу отметить, что баскетбольные сцены снимали шесть камер и шесть операторских групп. Среди них была подвешенная под потолком на тросах камера-паук, аналогичная тем, которые используются на съемках реальных матчей. Этим фильм уникален, так ещё никто не снимал спорт. - «Движение вверх» повлияет на популяризацию баскетбола? - Надеюсь. Мне сейчас пишут многие люди, что они пересмотрели свое отношение к баскетболу, другие говорят о том, что фильм мотивирует их, хочется заниматься еще усерднее спортом и идти к победам. Меня это радует и эмоционально поднимает.