Войти в почту

Перемены в Формуле-1: проблемы и ошибки новых владельцев чемпионата мира

В конце 2016 года сменился владелец коммерческих прав на Формулу-1 — теперь промоутером чемпионата является американская корпорация Liberty Media. Попав в паддок, Чейз Кэри, новый исполнительный директор Formula One Group, заявил, что Liberty видит в «Больших призах» большой неиспользованный потенциал и в ближайшие годы намерена превратить «Королевские гонки» в современное и привлекательное для молодёжи шоу, а также улучшить экономический климат чемпионата. Прошло больше года, первые изменения начали происходить: команды устраивают шоу в новых городах, меняется политика паддока, организаторы пытаются разнообразить уик-энд новыми окологоночными активностями. Но вместе с этим стали заметны и первые ошибки новых владельцев, такие как… … увольнение Экклстоуна Формула-1 в её нынешнем виде — это прежде всего результат труда Берни Экклстоуна, и никто в мире не разбирается в Формуле-1 лучше Берни. Учитывая немалый возраст Экклстоуна, было ясно, что рано или поздно ему придётся уступить свой пост, и сделка с Liberty лишь приблизила этот момент. Но даже после прихода новых владельцев, никто не предполагал, что Экклстоуна выгонят из паддока так бесцеремонно. Чейз Кэри решил, что его команда справится без Берни. В итоге менее чем за год Liberty умудрилась испортить отношения и с командами, и с некоторыми местными промоутерами. … критика промоутеров В марте 2017-го с неожиданным заявлением выступил исполнительный директор Liberty Media Грег Маффей. «Берни интересовало только, сколько денег он получит и какова будет предоплата, — заявил тогда Маффей. — В итоге мы оказались в местах типа Баку в Азербайджане. Они платят нам большой взнос, но не делают ничего для создания стабильного бренда и развития бизнеса». Стоит ли говорить, что эти слова не произвели хорошего впечатления на организаторов Гран-при Азербайджана, который на фоне одинаковых «тилькедромов» стал глотком свежего воздуха? «Я не знаю, как можно комментировать нашу гонку, не побывав на ней, — ответил Маффею исполнительный директор компании-промоутера Гран-при Азербайджана Ариф Рагимов. — Трасса понравилась и пилотам, и телезрителям, и зрителям на трибунах, и прессе. Я понятия не имею, исходя из какой информации можно было сказать такое о нас. Начинать партнёрские отношения с таких фраз — крайне нетактично и неправильно». Учитывая, что национальные промоутеры ежегодно оплачивают немалые взносы за право проведения Гран-при, они в некотором смысле являются потребителями услуги, которую предоставляет Liberty Media. И очень странно, что Маффей, опытный американский бизнесмен, не знает, что критиковать собственных клиентов — недальновидная политика. … непротивление «гало» Почти весь паддок до последнего надеялся, что «гало» — это просто страшный сон, и в конце концов введение защиты кокпита отменят или хотя бы отложат на год. Против «гало» высказалось абсолютное большинство болельщиков и гонщиков, девять команд из десяти голосовали против этой конструкции, но ФИА осталась непоколебима: в стремлении защитить себя от возможных юридических последствий чиновники вынуждают пилотов использовать сырое решение, которое в принципе не может решить поставленные перед ней проблемы («гало» не помог бы ни Жюлю Бьянки, ни Джастину Уилсону, ни Фелипе Массе). Что в этой ситуации сделала Liberty? Прислушались промоутеры к болельщикам? Учли мнение пилотов? Нет, Liberty просто самоустранилась от этой проблемы. … потеря азиатского этапа Гран-при Малайзии-2017 стал последним в 20-летней истории Формулы-1 в этой стране — о прекращении сотрудничества местный промоутер и Liberty Media заявили ещё в апреле. Причиной такому решению послужило падение интереса со стороны зрителей, которых с каждым годом на трибуны приходило всё меньше. Потеря одной-единственной гонки не является для Формулы-1 большой проблемой, но в данном случае есть существенный коммерческий нюанс. В последние годы «Большие призы» ездили в Азию два раза в год: на Гран-при Китая вначале сезона и серию из трёх гонок подряд (Сингапур-Малайзия-Япония) в концовке первенства. В 2018 году Формуле-1 придётся летать в Азию трижды: в апреле в Китай, затем в середине сентября в Сингапур, а после октябрьской гонки в Сочи — в Японию. В полтора раза больше перелётов при сокращении числа гонок в регионе (читай — эфирного времени) на четверть. … слабый диджитал В последние годы Формулу-1 много критиковали за пренебрежение социальными сетями и интернетом. Расширить присутствие «Больших призов» в Интернете — называлось одной из главных задач Liberty Media. Но за прошедший год в этом смысле практически ничего не изменилось. Да, на официальных страницах первенства теперь есть видеонарезки и самые зрелищные отрывки телетрансляции, но они начали появляться там ещё до прихода Liberty. Что же изменилось при Liberty? В честь финального Гран-при Малайзии новые промоутеры выложили в открытый доступ… запись одной гонки 20-летней давности. Это, конечно, неплохо, но и не ахти какой подарок, когда на пиратских трекерах лежат сотни терабайт архивных гонок, документальных фильмов, интервью и подшивок журналов. Большинство болельщиков ожидало чего-то большего. Конечно, основные перемены в плане освещения Формулы-1 как на ТВ, так и в Интернете будут видны только в этом сезоне, но у Liberty было достаточно времени, чтобы представить что-то по-настоящему инновационное. Видео можно посмотреть в «Инстаграме» F1. … нелепое шоу в Остине В попытке сделать шоу ближе к зрителям Liberty Media пригласила на Гран-при США Майкла Баффера, знаменитого конферансье и ринг-анонсера. За полчаса до старта гонки организаторы устроили масштабное представление пилотов — под фирменное произношение Баффера, музыку и фейерверки гонщики (иногда удивляясь ударениям ведущего) прошли по красной дорожке к подиуму. На этом всё — дальше подготовка к старту пошла по стандартному сценарию. Liberty Media поспешила объявить это новой «фишкой», но далеко не все болельщики разделили энтузиазм, а Фернандо Алонсо и вовсе заявил, что это была «пародия на „Инди-500“, при том плохая». Дело в том, что в США есть традиция проводить представление пилотов перед стартом знаковых гонок — «500 миль Дайтоны», «500 миль Индианаполиса» и некоторых других. В Формуле-1 такой традиции нет, и потому церемония с Баффером выглядела как попытка натянуть на «Королевские гонки» стандартный шаблон развлекательных мероприятий. Точно так же неуместно смотрелось выступление DJ Hardwell на подиуме Гран-при Мексики — неужели Liberty считает Формулу-1 серией музыкальных вечеринок с парадом автомобильчиков со странной штукой над кокпитом? Видео можно посмотреть в «Инстаграме» F1. … провал реформы моторов По мнению ряда команд чемпионата, одной из главных проблем Формулы-1 являются чересчур дорогие и сложные двигатели, из-за которых у независимых команд практически нет шансов в борьбе с заводскими. Реформа регламента на моторы стала одной из первоочередных задач организаторов. И несколько месяцев назад Liberty действительно представила концепт реформы регламента: отказ от слишком затратного блока MGU-H, унификация ряда компонентов, а также ограничения определённых узлов по весу и размеру. Эта реформа обсуждалась уже давно, но, как выяснилось, для команд стала сюрпризом — «Мерседес», «Феррари» и «Рено» заявили, что их новые правила не устраивают. Новые моторы должны появиться в сезоне-2021, но пока никто в паддоке не представляет, как они будут выглядеть. … конфликт с «Феррари» После того как Liberty опубликовала свой план реформы технического регламента, а команды сказали, что им она не подходит, «Феррари» пошла ещё дальше: Серджио Маркьонне пообещал, что если Формула-1 не сможет подчеркнуть уникальный характер техники из Маранелло, «Скудерия» покинет «Большие призы». В этом нет ничего нового: «Феррари» регулярно шантажирует организаторов своим уходом. Как повела себя Liberty? Примерно так же, как повёл бы себя Берни — проигнорировала угрозы. Но Экклстоун, работая против «Феррари» или заключая с ней альянсы, всегда знал, что делал, и использовал все рычаги политического давления. Liberty отказывается следовать этой политике и констатирует равенство команд и демократию в обсуждении перемен. Тем не менее, генеральный промоутер и участники опять оказались по разные стороны баррикад, и не факт, что у Liberty достаточно хватки и понимания процессов, чтобы оппонировать объединившимся автопроизводителям — вот уж где опыт Берни точно не был бы лишним. … внезапное снижение призовых В конце сезона команды получили неприятные новости — общая сумма призовых выплат от Formula One Group за сезон-2017 оказалась на 13% ниже, чем годом ранее. “Расходы выросли на 70 млн евро, а призовые снизились — и что нам делать? — задаётся вопросом неисполнительный директор “Мерседеса” Ники Лауда. — Должны были появиться новые идеи на счёт того, как нам генерировать больше прибыли, но я их не вижу. Я слышал, Шон Братчес хочет, чтобы рядом с гонщиками стояли грид-дети. Передирание с футбола — это новые идеи?”. Liberty объяснила снижение призовых выплат новыми инвестициями, которые необходимы компании для анализа нынешнего положения дел и финансирования новых проектов. “Нельзя заработать, не потратив”, — отмечает Чейз Кэри. В этом, конечно, есть логика, но пока самой заметной инвестицией Liberty Media выглядит обновлённый бренд. … новый логотип Презентация нового лого стала, возможно, самым обсуждаемым событием Гран-при Абу-Даби — три полосы, образующие нечто среднее между аббревиатурой F1 и схемой Т-образного перекрёстка, не вызывали бурного восторга ни у пилотов, ни у болельщиков. Тем не менее, Liberty Media продолжает настаивать, что прежний логотип недостаточно узнаваем и не подходит для позиционирования бренда в новых медиа, а вот новый графический образ уникален, он — именно то, что нужно. Загвоздка лишь в том, что новый логотип до степени смешения похож на эмблему одной из марок компрессионных колготок. Хочется лишь добавить, что прежний логотип Формулы-1, что бы там ни думала Liberty, за 20 лет службы успел стать иконой и каждый болельщик «Больших призов» мгновенно узнает летящую F и прозрачную единицу. Но в своём отчаянном (и необъяснимом) стремлении полностью избавиться от наследия Берни Экклстоуна, Liberty один за другим меняет элементы внешнего антуража (и зачастую без положительного эффекта), в то время как реальные проблемы чемпионата по-прежнему не решены.

Перемены в Формуле-1: проблемы и ошибки новых владельцев чемпионата мира
© Чемпионат.com