Войти в почту

Репортаж с первой недели Overwatch League

Франшизная лига Overwatch League едва запустилась, а на просторах Сети начался метеоритный дождь из мнений. Одни утверждают, что это лучшее, что было в киберспорте. Другие считают, что Blizzard надувает пузырь, который в конце лопнет и откатит назад всю индустрию на годы. В это время владельцы клубов устраивают бизнес-встречи со спонсорами, продают рекламу и планируют устройство домашней арены. Для них лига — отличный способ заработать и создать кое-что покруче, чем просто система мэйджоров с наслаивающимися друг на друга квалификациями и анархией как в Dota 2. У нас есть план, и мы его будем придерживаться Роберт Крафт, владелец команды по американскому футболу «Нью-Ингленд Пэтриотс», заходит в небольшую тренировочную комнату. Перед ним выстроились шесть киберспортсменов. Они только что вылезли из-за компьютеров. Крис HuK Лорангер, президент игрового направления Kraft Group, представляет парням босса и главного инвестора со словами: «Думаю, вы хорошо знаете, кто он такой». Рукопожатия, приветствия. Когда все приличия соблюдены, Крафт берёт слово. «Здесь пять трофеев Супербоула, — говорит владелец «Нью-Ингленд Пэтриотс», указывая на чемпионский перстень. — Когда мы купили команду, их было ноль. Надеюсь, у нас есть шанс сделать то же самое с Boston Uprising». Завершал Крафт мотивационную речь хулиганским предложением надрать соперникам задницы под одобрительные ухмылки киберспортсменов. Уничтожить оппонента — кто об этом не мечтает? Перед стартом лиги компания Blizzard собрала все команды на медиа-день. 12 клубов приехали в конференц-зал отеля Sheraton Universal Hotel в полном составе. Кого-то сопровождает менеджер, кого-то — владелец команды. Пресс-конференция каждого участника в общем зале длится 20 минут. За это время нужно представить бренд, состав, а затем ответить на вопросы прессы. Каждый раз весь процесс проходит в разных форматах: от обычного рассказа до презентации. 23-летний Ноа Уинстон, владеющий клубами Immortals и Los Angeles Valiant, устраивает целую презентацию команды из Лос-Анджелеса. На слайдах мелькают спонсоры, список инвесторов, управляющий персонал и снимки важных людей в пиджаках. В завершении основной части Уинстон представляет домашнюю арену — Microsoft Theater. Причём уже построенную. Площадка на 7,1 тыс. мест. Вот только выступать клуб там будет в третьем сезоне, то есть через год. Обычно в Microsoft Theater показывают кино или устраивают церемонии награждения. Киберспорт туда заглядывал лишь однажды. В 2017-м площадка принимала турнир по мобильной игре Summoners War. В 2028 году там будут проводиться соревнования по тяжелой атлетике в рамках очередных Олимпийских игр. Где будут выступать участники Overwatch League в следующем году — один из ключевых вопросов, как и проведение домашних и выездных матчей. Никто пока не знает, как это должно выглядеть и насколько придётся раскошелиться. Владельцы клубов держат язык за зубами. Если они и знают, то ловко прикидываются, будто им невдомёк. Привязка клубов к городам — одна из фишек, которая перекочевала из большого спорта в Overwatch League. В киберспорте обычно клуб строго не идентифицируют по принадлежности к стране или поселению. Все зависит от состава в выступающей дисциплине. Стратегия развития часто выстраивается с опорой на локальный рынок. Если один из составов показывает результат в Европе или Америке, курс можно взять и на покорение международной аудитории. В Overwatch League основной упор идёт на города. Поэтому в Нью-Йорке висит реклама состава New York Excelsior, в Далласе — Dallas Fuel, а в Южной Корее на станции метро — Seoul Dynasty. «У нас есть планы на ближайшие пару лет, как мы будем расти в Далласе. Домашняя арена для выступлений команды — одно из направлений, над которым мы усердно трудимся. Надеюсь, это случится во втором сезоне, но, возможно, и в третьем. Мы работаем в разных частях города, чтобы понять, где будет находиться арена, как она будет выглядеть, какое впечатление создаст. Мы хотим превратить её в особенное место», — рассказывает Майк Руфейл, владелец и основатель Team EnVyUs и Dallas Fuel. Деньги на развитие и участие в Overwatch League он получил от Hersh Family Investment. Владелец компании Кеннет Херш занимается бизнесом в энергетической отрасли. Он часто вкладывается в самые разные стартапы, как и все, кто надеется заработать денег. Есть ли интерес в совместном просмотре матчей лиги? Первая неделя показала, что пока клубы только начинают работать с болельщиками. И пока успешно. «Мы услышали наших фанатов из Университета штата Пенсильвания. Так что мы заказали им футболки и двадцать пицц, чтобы скрасить просмотр соревнований», — говорится в публикации Philadelphia Fusion в «Твиттере». Кроме того, клуб организовал первую встречу с болельщиками, на которую также пришли косплееры, и устроил последующую вечеринку. В Хьюстоне Крис Бакнер, основатель компании FanReact, решил провести своё локальное событие при поддержке компании NGAGE. Он ожидал 100 поклонников Houston Outlaws, а пришло более 600. Ребята просто сидели или стояли и наблюдали за игрой новой родной команды. Для сравнения это больше, чем вместимость Blizzard Arena — 450 мест. Поклонники Boston Uprising собрались в бостонском баре The Greatest Bar. Туда же приехала съёмочная группа телеканала NESN, чтобы снять репортаж (ССЫЛКА: https://www.facebook.com/NESN/videos/1836807299704934/). «Представления не имел, что здесь будет так людно, — говорит один из героев ролика (имя в титрах не указано). — Я большой фанат киберспорта, а ещё я большой поклонник спортивных клубов Бостона. Так что иметь свою киберспортивную команду в городе — круто». Для стран, как Великобритания, где не очень много популярных киберспортивных команд, брендов и игроков, привязанность к городу только помогает. Комментатор Пол Чалонер вместе с агентством Code Red Esports заключил партнерское соглашение с London Spitfire. Компания отвечает за развитие и интеграцию бренда, а также поиск спонсоров и партнёров. Болельщики с первого дня покупки насмехаются над клубом. Как же так Лондон представляет американский менеджмент команды Cloud9, а в составе одни корейцы, которые наверняка и языка-то не знают! Чалонера такое отношение огорчает. Все потому, что организация собрала лучших киберспортсменов. Никого не волнует, что «Челси» принадлежит российскому миллиардеру, а за команду играет кто угодно, но только не британцы. Большинство из них автоматически отправляются из клуба по арендам. Чтобы стать чуточку своими, Чалонер с агентством уже продумал активности, которые помогут киберспортсменам стать англичанами. Но это не значит, что во втором составе не будет британцев. По возможности лучшие игроки получат свои места в команде в Overwatch Contenders и будут представлять город и страну. Отдельный вызов — открыть арену, которая станет лондонским центром развития киберспорта. С появлением Overwatch League Майк Руфейл полагает, что процесс поиска спонсоров стал легче. Всё потому, что компании, которые работают на американском рынке с клубами НХЛ или НБА, знакомы с устройством франшизных лиг. «Я бы сказал, здесь всё формальней, чем что-либо в киберспорте», — утверждает владелец Dallas Fuel. Владелец Dallas Fuel не отрицает существование риска при таких крупных вложениях. Ничего не получится? Возможно. Однако владельцы клубов возлагают большие надежды на Overwatch League в долгосрочной перспективе. «Верю ли, что Overwatch League может помочь индустрии вырасти? Да, думаю, что уже. Overwatch League помогла резкому развитию киберспорта, потому что лига, которую мы сформировали здесь, подаёт пример, каким должен быть киберспорт», — уверен Руфейл. Мы хотим свой ESPN Пит Властелица (Pet Vlastelica) сидит в черном кресле, закинув ногу на ногу. В компании MLG он занимает пост исполнительного директора. Два года назад Бобби Котик, президент Activision Blizzard, приобрёл компанию за $ 46 млн. Властелица перешёл из FOX Sports не сразу, а лишь спустя полгода после покупки. «Мы не изобрели структуру Overwatch, — объясняет исполнительный директор MLG. — Мы посмотрели на то, что хорошо работает в спорте, и привнесли это в киберспорт впервые. В процессе мы привлекли инвестиции. 12 владельцев команд, некоторые из них из традиционного спорта, знакомые с [франшизной] моделью. Они понимают, как привлекать фанатов и других партнёров». Когда компанию только приобрели, Бобби Котик сразу дал понять: MLG должна стать для киберспортивной аудитории тем, чем ESPN является для любителей спорта. Со временем компания собрала большую эфирную команду. MLG набрала профессионалов с телевидения, а также лучших представителей из других дисциплин: Halo, Call of Duty, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive. Тем не менее, у платформы сегменте вещания хватает конкурентов на рынке. Перед стартом первой недели лиги глава киберспортивного направления Blizzard Нейт Нанцер объявил о подписании двухлетнего контракта с Twitch.tv. Подробности сделки по продаже прав не раскрывались. Однако по данным SportsBusiness Daily сумма соглашения составила $ 90 млн. Основные задачи MLG — производить высококачественный контент, продавать его партнёрам и зрителям, а также рассказывать больше историй о командах и игроках. Властелица уверен: популярность киберспортсменов в обществе растёт и отношение к ним меняется. Чмырить за любовь к играм со временем будут меньше. «За те полтора года, что я в компании, я заметил, как изменился диалог, — рассказывает Властелица. — Сейчас про киберспорт пишут больше, чем когда-либо, появляется больше историй игроков и возможностей не только для детей, но и для родителей осознать, что есть путь к чему-то великому, играя в игры. И такого всё больше и больше. Среднестатистический человек на улице скажет что-то в духе: «Да здесь нет разницы между тем, кто хочет стать лучшим в видеоигре, и тем, кто хочет стать лучшим в футболе. Это просто другие игры». Мне кажется, сейчас ты слышишь подобные мнения всё чаще. То, что мы стараемся делать — выстраивать отношения с владельцами традиционных спортивных команд и брендами, как HP и Intel. То, что мы стремимся показать каждому: вот это качество, профессионализм, здесь есть деньги, престиж, а на верхушке горы — самое желанное место». MLG пока только разгоняется. Однако картинка с матчей уже поражает качеством. Да и продакшн действительно телевизионного уровня. Рано ругать Об устройстве таких франшизных лиг, как НФЛ, НХЛ, НБА и МЛБ в прессе написано предостаточно. Со стороны некоторые из них выглядят как собственные спортивные государства внутри США. Что известно об Overwatch League? Неофициальная информация о стоимости слотов в лиге — $ 20 млн, продаже прав Twitch.tv — на $ 90 млн. Сотрудники Blizzard и организаторы лиги не комментируют утечки. Поэтому совершенно непонятно, где здесь правда, а где голый вымысел инсайдеров. Вся ответственность ложится на сайты и их источники. Официально известно, что минимальная зарплата киберспортсмена в Overwatch League — $ 50 тыс. В некоторых штатах эта сумма превышает среднестатистический доход. Больше всех денег получает Джей sinatraa Вон из San Francisco Shock — $ 150 тыс. И это помимо 50% отчислений на команду с призовых, которые будут распределяться между самими игроками. Контракты с киберспортсменами длятся год. Есть ли какой-то потолок зарплат? Неизвестно. Как будет осуществляться драфт киберспортсменов? Непонятно. Среди титульных спонсоров изначально представлены Intel и HP. Сколько они выделили денег? Никто не знает. Сейчас к ним присоединилась Toyota. Рекламу бренда можно уже наблюдать на трансляциях. Подробности? Неизвестны. Журналисты и эксперты жонглируют цифрами первой недели, которые ко второй резко упали. Если в первый день собрались в пике около 441 тыс. зрителей, то затем показатель едва достигал 300 тыс., а потом и вовсе упал до 170 тыс. Сейчас он так и держится в диапазоне от 100 до 160 тыс. При этом за первые четыре дня на стримы матчей зашли 10 млн уникальных пользователей, говорится в статистике Blizzard. «Динамика. Не стоит торопиться с оценками, — утверждает исполнительный продюсер студии StarLadder Степан Шульга. — Для любой лиги, для любого проекта, проверка временем. Первичный интерес очень понятен: много шума, всё очень красиво. Но никто не задавал себе и другим вопрос: нужно ли все это зрителю? Существует ли он, в принципе? Только время. Blizzard слишком долго готовилась, чтобы делать оценку по первой неделе. Через месяц, можно построить график, если это экспонента вниз, то беда. Если станет в ровную линию — значит неплохо».

Репортаж с первой недели Overwatch League
© Чемпионат.com