«Дакар-2018»: победа «Пежо», триумф «КАМАЗа», сход Себастьена Лёба
Ралли «Дакар» финишировал уже в 40-й раз, и пока участники постепенно разъезжаются из Кордовы по домам, подведём итоги самой экстремальной гонки планеты. «Пежо» уходит непобеждённой «Пежо Спорт» покидает ралли-рейды после трёх лет полного доминирования. Этим, правда, никого не удивить — до этого четыре года подряд побеждали внедорожники «Мини», три марафона выиграл «Фольксваген», а ещё раньше долгие годы непобедимой оставалась «Мицубиси». Тем не менее, программа выполнила свою функцию: показала технические возможности инженеров группы PSA и реклама на развивающихся рынках Южной Америки и Китая. Формально поводом к уходу стали очередные перемены в регламенте — заднеприводный 3008DKR Maxi с турбодизелем не вписывается в новые правила, и «Пежо» пришлось бы разрабатывать совершенно новую машину. «Для меня это был очень трудный марафон, наверное, самый трудный, даже если вспоминать Африку, — сказал Карлос Сайнс, для которого победа с „Пежо“ стала уже второй на „Дакаре“ — в 2010-м он победил с „Фольксвагеном“. — Организаторы составили по-настоящему требовательный маршрут — даже два последних этапа были очень непростыми. Конечно, я рад и за себя, и за Лукаса (Круса, штурмана — прим. Чемпионата), но также хочу отметить всю команду „Пежо“: 3008DKR Maxi — это, наверное, лучшая машина, которую я когда-либо пилотировал в ралли-рейдах». Теперь в мире ралли-рейдов появится новый лидер — «Тойота» или X-Raid, которая готовит прототипы «Мини», а, может, им станет какая-то частная команда. Так, по слухам, PH-Sport намерена выкупить у «Пежо» прототипы и выставлять их на гонках в частном порядке — после определённых переделок. Сообщают даже, что спонсором сделки может выступить «Ред Булл», а пилотировать машины будут бывшие пилоты «Пежо» — Сайнс, Петерансель и Депре, а также Нассер Аль-Аттия, давно мечтающий сесть за руль французского прототипа. «Дакар» Лёбу не покорился На старте «Дакара» Себастьен Лёб, девятикратный чемпион мира и самый титулованный пилот в автоспорте, появился в 2016 году — завершил карьеру в классическом ралли и проехав пару сезонов в мировом туринге, француз присоединился к «Пежо». Но победить ни на «Дакаре», ни на российско-китайском марафоне «Шёлковый путь» Лёбу по-прежнему не удаётся, и велики шансы, что на этом кампания Себа по покорению ралли-рейдов завершена. В классическом ралли Лёбу и его «Ситроену» не было равных, но ралли-рейды — это совершенно другой вид автоспорта. Здесь иначе строится взаимодействие пилота и штурмана, силы необходимо рассчитывать на две недели марафона и уметь сохранять концентрацию на протяжении многих часов подряд — даже когда за плечами десять дней изматывающей гонки. Кроме того, в ралли-рейдах опыт куда важнее, чем в классическом ралли, и в пустыне прежние победы Лёба не играли никакой роли. За эти три года каждый из пилотов «Пежо» смог чего-то добиться: Сириль Депре одержал первую победу за рулём внедорожника и дважды первенствовал на «Шёлковом пути», Стефан Петерансель выиграл рекордный 13-й «Дакар», а Карлос Сайнс завоевал второго «бедуина» и теперь может похвастаться тем, что первенствовал на машинах двух разных марок. И только Себастьян Лёб за эти три года так ничего и не выграл. Возможно, в будущем Лёб вернётся в ралли-рейды, но сейчас таких планов у него нет: в 2018-м он сосредоточится на программе «Пежо» в мировом ралли-кроссе и отдельных этапах WRC, где выступит за «Ситроен». 15-й триумф «КАМАЗ-мастер» С каждым годом «КАМАЗ-мастер» сталкивается на «Дакаре» со всё более возрастающей конкуренцией — соперники не стоят на месте, да и организаторы совсем не прочь «закрутить гайки» так, чтобы лишить «Синюю Армаду» какого-либо преимущества. Но челнинские «джаггернауты» упорно держатся на вершине: Эдуард Николаев во второй раз подряд выиграл «Дакар», что в последний раз удавалось Владимиру Чагину семь лет назад. Если судить по количеству сходов и поломок, маршрут «Дакара» в этом году оказался намного «убойнее» прошлогоднего. Буквально каждый день с трассы поступали сообщения об очередных неполадках у того или иного экипажа. «Тот темп, который задали Николаев и Вильягра, не выдержала бы ни одна машина на планете. Вопрос был лишь в том, кто сломается первый — человек или машина. „Ивеко“ или „КАМАЗ“», — прокомментировал сражение лидеров Владимир Чагин, 7-кратный победитель «Дакара» и руководитель «КАМАЗ-мастер». На дистанции команда мгновенно действовала как единый организм, и именно это стало залогом победы. На последних этапах партнёры надёжно прикрывали лидера и мгновенно приходили на помощь, став «донорами» запчастей. Именно благодаря этому, когда на 11-м этапе Эдуард Николаев погнул кардан в каменистом русле, экипажу при поддержке партнёров удалось оперативно починиться и сохранить шансы на победу. В то же время к привычным «радостям» «Дакара» добавился колоссальный психологический прессинг: «Вторая половина была сложнейшая, пришлось бороться и с техническими проблемами, и с соперниками, и с трассой, — рассказал позже Николаев. — Когда выигрываешь всего секунду в общем зачёте за два этапа до финиша и конкурент наступает, то психологически, конечно, непросто». Вопросы к судейству По ходу гонки — как и до неё — у участников возник целый ряд вопросов, ответить на которые комиссары внятно не могут. Ещё до старта «Пежо» обвинила организаторов в том, что запрещая экипажам брать с собой карты, они превращают ралли в лотерею, хотя навигация и самостоятельный поиск верного направления — одна из основ этого спорта. «Пежо» на работу с картами потратила много денег и добилась в этом плане существенного преимущества — их соперники против запрета не возражали. Зато представители «Тойоты» и «Мини» выразили недовольство тем, что система подкачки шин из кабины доступна только экипажам на заднеприводной технике — пилотам полноприводных прототипов эта технология запрещена. Дело в том, что гонки в рыхлых песках требуют пониженного давления в шинах — это обеспечивает большее пятно контакта и снижает риск «закопаться». В то же время недокаченную шину быстрее пробьёт острый камень на дороге, а в первой половине гонки таких этапов было множество — песчаные дюны перемежались каменистыми секциями. Так, пилоты «Пежо» прямо по ходу спецучастка могли выбирать себе подходящий режим работы шин, в то время как их главные соперники — Нассер Аль-Аттия и Джиниэл де Вильерс — такой роскоши были лишены. Ещё один странный эпизод произошёл после жалобы Кеса Колена — голландский квадроциклист заявил, что Карлос Сайнс его сбил и даже грозил испанцу уголовным преследователем. И поначалу судьи даже выписали «Матадору» штраф, но очень странный — всего десять минут. Даже со стороны казалось, что комиссары лишь хотели побыстрее утрясти вопрос и вынесли решение для вида — вроде бы и штраф за нарушение, а вроде бы и гонку Сайнсу не испортили. Стоит ли говорить, что решение не устроило никого? Но самое удивительное заключается в том, что уже на следующий день руководитель «Пежо» Бруно Фамен с помощью данных телеметрии доказал, что столкновения не было. Штраф отменили, но почему он тогда вообще был? Почему судьи выносят решение, не разобравшись? Но в этом эпизоде комиссары хотя бы разбирались — в случае нарушения со стороны «Ивеко», главных соперников «КАМАЗ-мастер», никакой реакции от судей не последовало вообще. Инцидент произошёл на предпоследнем этапе гонки — Федерико Вильягра дозаправлял свой грузовик с сервисной машины в зоне нейтрализации между спецучастками. Подобные действия строго запрещены судьями — дозаправка разрешена только на отмеченных в «дорожных книгах» точках. Год назад за такое нарушение все мотоциклисты «Хонды» получили по часу штрафа. А вот два года назад вышеупомянутый Бруно Фамен умудрился избежать снятия с гонки «Пежо» — X-Raid обвиняла французов в незаконной дозаправке, но те каким-то образом доказали, что она была вполне законной. Так или иначе, в случае дозаправки Вильягры никакой реакции судей не последовало вообще, а сам факт нарушения — зафиксированный на видео и находящийся в открытом доступе — вообще никак не был отражён на официальном сайте гонки. «Дакар», каким его все хотят Поклонникам ралли-рейдов жаловаться на нехватку интриги в этом году не пришлось — буквально каждый день хотя бы в одном из классов кипела напряжённая борьба. В последние годы «Дакар» много критиковали за несоответствующую уровню гонки проработку маршрута — вместо больших пространств участников зажали в скоростных прямиках в духе классического ралли, а формулировки в «дорожной книге» вызывали у спортсменов изумление. «В дорожной книге на Т-образном перекрёстке написано: „Поворачивай туда, куда считаешь нужным“. Правда! Так и написано!» — недоумевал в прошлом году Маттиас Валькнер. Но в 2018 году претензий к трассе не возникало — сложнейшие дюны, разнообразные пески, сложная, но понятная навигация. Этот вызов было интересно преодолевать самим пилотам, а потому и борьба получилась более зрелищной. В то же время не может не беспокоить количество травм, которые в этом году получили спортсмены, включая россиян Сергея Карякина и Ивана Шихотарова. Но главное, что все вернулись из Южной Америки живыми, а бригады медиков оказывали своевременную помощь. Впрочем, не только трасса определяет характер гонки — в конце концов его определяют участники. И очень приятно, что экипажи продемонстрировали настоящий спортивный дух, помогали друг другу в трудных ситуациях и оставались людьми. Так, на пятом этапе чех Мартин Коломы из команды «Татры» вытащил лежавший на боку «КАМАЗ» Эдуарда Николаева, а на восьмом этапе Антон Шибалов пришёл на помощь Сергею Вязовичу, чей «МАЗ» застрял в солончаке — и это при том, что все эти команды сражались между собой за позицию в общем зачёте, а пилоты имели полное право проехать мимо — именно таким болельщики и хотят видеть «Дакар».