12 месяцев Решетникова. Как отработал первый год новый глава Прикамья?
7 февраля исполняется ровно год, как Максим Решетников официально приступил к руководству кораблём под названием «Пермский край». Сначала он командовал им в ранге «врио», а в сентябре 2017 года избавился от этой приставки после уверенной победы над статистами на губернаторских выборах. Первый год работы Максима Решетникова на новом месте обсудили с профессором, доктором экономических наук, экс-министром региональной и национальной политики РФ Евгением Сапиро. Команда без одиозных личностей «АиФ-Прикамье»: Евгений Саулович, на ваш взгляд, что можно занести в плюс Максиму Решетникову в первый год губернаторства? Евгений Сапиро: Мне понравилось, что новый губернатор одновременно возглавил правительство, взяв на себя черновую работу и полную ответственность за всё, что делается в крае. С этого же начинал и Виктор Басаргин, но его надолго не хватило. Думаю, что на это решение повлияла работа Максима Решетникова в правительстве Москвы, которое с времён Юрия Лужкова возглавляет мэр. Губернатор оперативно сформировал свою команду (администрацию и правительство), в которой за истекший год не обнаружено одиозных личностей. У предшественника явно в эту категорию входил министр культуры Игорь Гладнев, проявлявший избыточную для его ведомства политическую ретивость. Несколько членов команды Басаргина имели не самую лучшую репутацию с точки зрения финансовой чистоплотности, а назначенный им председатель правительства Роман Панов, не успев занять свой кабинет, был арестован. Новый губернатор снизил до минимума конфликтность с региональными элитами: депутатами регионального Законодательного собрания, руководством Перми, главами муниципалитетов, с руководителями бизнеса. Результат не заставил себя ждать: на выборах в сентябре он получил 82,6 процента голосов. Новая команда качественно провела инвентаризацию наследства, полученного от предшественника. Было завершено строительство терминала аэропорта, успешно продолжили работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры Березниковско-Соликамского промышленного узла, строительство новых веток газопровода. Статус «территории опережающего развития» (ТОР) получил город Чусовой. На основании «инвентаризации» выявили и проблемные вопросы, которые явились основой плана действий Решетникова. Пока эскизного, но с явно выраженными приоритетами. Это создание IT-кластера, проект выхода города Перми к набережной Камы, комплексное развитие Березниковско-Соликамского промышленного узла, социальный проект – совершенствование организации здравоохранения, изменение структуры муниципальных образований края и их управления. Насколько мне известно, значительно улучшено взаимодействие руководства края и краевого центра, в том числе, на самом высоком уровне. Какие мечты не сбылись? –А какие можете назвать неудачи, или даже провалы, в работе нового губернатора? –Уверенно говорю, что неудач, провалов, глупостей не было. Имели место неоправдавшиеся некоторые мои (признаюсь, завышенные) ожидания и просматриваются симптомы вероятных неприятностей. Из неоправдавшихся надежд. Мечталось, что губернатор, юность которого прошла в свободолюбивом, «демократическом» пермском регионе, сумеет убедить федеральный центр, которому подчинены «силовики», что стабильность и порядок в крае обеспечит организация честных, в соответствии с Конституцией, выборов, а не «игра в одни ворота», сопровождаемая полицейским и судебным прессингом. Хотя мне импонируют решительные действия молодого губернатора, имеются признаки того, что некоторые из них не были тщательно продуманы и проработаны, хотя при этом, не требовали срочного решения. Это, например, относится к «пожарному» решению выпрямить только-что построенное шоссе в аэропорт. Или к планам создания президиума правительства, при котором произойдёт деление министров на «первый» и «второй» сорт. Репутация – наше всё –По-вашему, какие главные вызовы будут стоять перед Максимом Решетниковым во второй год губернаторства? –В советские времена был такой лозунг: «Планы партии в жизнь». Губернатор уже на второй год работы должен предъявить своим избирателям и гражданам, что он не только хочет, но и может исполнить свои обещания. А среди них имеются очень даже непростые. Привлекательный проект «выхода к Каме» требует больших ресурсов и тщательной проработки. Допущенные в ходе его реализации ошибки будут законсервированы на века. Создание пермского IT-кластера тоже задача не из простых. Я задавал вопрос о его потенциальной эффективности пятерым будущим его участникам. Двое оценивают его высоко, даже восторженно. Двое сомневаются в целесообразности организации «колхоза», один – категорически против. Но проект обречён на внедрение – его удачно презентовали Президенту, он получил его поддержку и теперь является показателем дееспособности новой команды. Подчеркну, что отчитываться по приоритетным проектам придётся не только перед Президентом, но и гражданами края, не забывая, что при невыполнении обещанного, их разочарование будет вдвое превышать выданный аванс. Возможно, что я не заметил (не услышал), но в планах новой команды я не вижу даже подходов к решению болезненных внутренних краевых проблем: моногородов (кроме Чусовского ТОР), Кизеловского угольного бассейна, Коми-Пермяцкого округа. У команды Решетникова и у него лично имеется ещё один непростой вызов – репутационный. Люди идут за руководителями с энтузиазмом, почти не оглядываясь, если они им верят. И персонально, и как команде. Буквально вчера в Фейсбуке кто-то задал вопрос: «Решетников обещал, что его дети будут жить и учиться в Перми. Он свое обещание выполнил?». Не дождавшись ответа, некоторые блогеры стали обличать губернатора в обмане. Но уже через три-четыре минуты кто-то написал: «учится в такой-то школе, в одном классе с моей дочерью». И тон комментариев сразу изменился, потеплел. Столь же важно, чтобы незапятнанная репутация была у всей без исключения команды губернатора, чтобы к ней не прилипали обвинения в бездушии, недееспособности и финансовой нечистоплотности. По моему разумению, это даже важнее, чем свободный доступ горожан к Каме и далее – к «счастью не за горами». Комментарии Невнятный губернатор Профессор ПГНИУ, заведующий отделом по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра УрО РАН, политолог Олег Подвинцев: «Назвать что-то яркое, значимое и бесспорное, что можно поставить в плюс Максиму Решетникову, как губернатору, сложно. Возможно, в качестве плюса можно выделить лишь отсутствие очевидных и серьезных провалов (наверное, к сожалению, только пока), более или менее оперативное реагирование на вызовы, которые возникали. Но реагирование это сиюминутное, тактическое, по существу никак проблему не решающее. Проблема с дольщиками – яркий тому пример. Оборотная сторона, главный «провал» – отсутствие и внятного образа самого губернатора, и внятной стратегии его команды. Да и команда какая-то, мягко говоря, не очень внятная. Пока это ещё было терпимо, но чем дальше, тем больше будет работать в минус. Поэтому второй год при таком раскладе для Решетникова явно будет хуже, чем первый. По поводу «фишек» ситуация как раз очень показательная. Культурный проект Олега Чиркунова разделил пермяков. Но это означает, что у него помимо активных критиков были свои сторонники и энтузиасты (да и сейчас они ещё остались). «Приземленные» проекты Виктора Басаргина многим казались поначалу в принципе вполне реализуемыми. Что же касается «проектов» Решетникова - будь то «IT-кластер» или «Набережная» (а в реальности радикальная перекройка железнодорожных путей путей в регионе), то, похоже, что в их реальность попросту никто изначально не верит (а по «набережной» не понимают и смысла планируемого). Многие предполагают, что смысл всей этой суеты лишь поддержать репутацию господина Решетникова в Москве. И, к сожалению, для таких подозрений есть серьёзные основания. В стиле трудоголиков Директор «Центра избирательных технологий», политконсультант Людмила Ознобишина: «В заслугу Максиму Решетникову можно занести смену стиля управления – переход в интенсивный формат работы губернатора и его команды. Здесь уместно сравнить с бизнес-структурой, когда для достижения цели люди не щадят себя, ориентируясь на достижение поставленных целей. Конечно, речь идёт пока больше о форме, чем о содержании, но то, что произошла смена стиля управления, – это факт и однозначный плюс новому губернатору. Потому что предыдущую команду (Виктора Басаргина – Авт.) в трудоголизме упрекнуть было сложно. Второй положительный момент – элементы открытости. Пусть частично, но сделали открытыми для СМИ заседания краевого правительства, Совета муниципальных глав. Также в плюс Решетникову и его команде можно занести быстрое реагирование на различные кризисные, нестандартные ситуации. Откровенных неудач у Решетников за первый год не было. Но тревожные звонки есть. Например, до сих пор нет ясности и всё непросто в сфере здравоохранения. Здесь продолжаются процессы реформирования, которые люди воспринимают как очередную оптимизацию. Требует решения ситуация в спортивной сфере. Это дилемма для любого губернатора – что поддерживать: массовый спорт или спорт высших достижений, в том числе профессиональные клубы? А вот в случае с обманутыми дольщикам, мне кажется, краевые власти делают всё, что могут в меру своих сил и возможностей. Реально ли здесь сделать что-то больше – вопрос. Во-первых, команда работает не так давно. Во-вторых, эта проблема обширная, системная и запущенная. Обманутые дольщики – российская проблема, и наш край здесь чем-то аномальным не отличается. Если говорить о главных «фишках» Максима Решетников, которые он обозначил, то проект развития набережной (выхода города к реке) – слишком глобальный. Насколько его удастся реализовать, большой вопрос. Слишком непросты федеральные социально-экономические реалии. Многие к проекту относятся скептически, наши жители устали от прожектов. Идея создания IT-кластера заслуживает внимания и поддержки, тем более что в регионе есть база (прежде всего, предприятия и образовательный базис) и потенциал для его развития. Но здесь главное не перегнуть палку: когда государство начинает чересчур опекать такие сферы, то не всегда это идёт им на пользу. Хотелось, чтобы развитие IT-кластера не ограничивалось конкретными юридическими лицами. Кстати, давно назрел вопрос развития связи во всём крае. Наш регион немаленький и есть огромные участки территории, где отсутствует мобильная связь и Интернет. И этот вопрос требует решения».