Войти в почту

Даниэль Ламар: «Мы измеряем успех невероятными достижениями»

Сейчас компания насчитывает 5000 сотрудников и дарит счастье более 180 миллионам поклонников по всему миру, в том числе более 2,2 миллиона фанатов в России, куда весной 2018 года приедет шоу OVO, чтобы выступить в шести городах. В этом эксклюзивном интервью в офисе ACMG в Москве Антонио Алицци побеседовал с Даниэлем Ламаром о способах ведения бизнеса, а также о личной жизни. Daniel Lamarre Даниэль Ламар получил степень бакалавра в сфере коммуникаций Университета Оттавы. В 2012 году он стал почетным доктором факультета искусств в Университете Оттавы, а позже и факультета правоведения в Университете Макгилла. С 1997 по 2001-й Даниэль был президентом и генеральным директором TVA Group – крупнейшего частного вещателя в Квебеке. С 1984 по 1997 год он работал исполнительным вице-президентом в агентстве National Public Relations, которое является лидером на канадском рынке PR-услуг, а уже в 1995-м стал его президентом. Даниэль также открыл первый в Монреале офис Burson-Marsteller. C 2001 года господин Ламар является президентом и генеральным директором Cirque du Soleil, где отвечает за стратегию как на уровне развития бизнеса, так и на уровне операционного управления. Он также отвечает за финансовую устойчивость компании и сохранение ее культуры и ценностей. Antonio Alizzi 1vicepresident@acmgroup.info В первом вице-президенте ACMG, сицилийце, удачно соединилось все: он и дипломированный специалист по международным отношениям, и магистр HR, защитивший докторскую по теории управления бизнесом, и автор множества научных работ по бизнес-инновациям, в том числе в медиа. С 2011 по 2014 год Антонио преподавал издательское дело в Веронском университете. В конце 2014 года был назначен главой департамента имиджа и коммуникаций компании «Calzedonia Россия», а спустя два года – и координатором «Calzedonia Великобритания», что тоже добавило ему вистов. В конце 2016 года Антонио присоединился к международной медиагруппе ACMG (Forbes, L’Officiel, Geo, SNC, Numéro, Golf Digest и другое) в качестве первого вице-президента. Антонио часто ездит в командировки, но живет и работает в Москве. Даниэль, что для вас значат ваши родители – Жиль и Полин? Очень многое. Наша семья была бедна, но родители никогда не давали понять, что я обладаю меньшими возможностями, чем кто-то другой. Это позитивное настроение было мощным и довольно за- разительным, поэтому я с уверенностью могу сказать – я был счастливым ребенком. Позже, когда осознал, насколько мы были бедны, то понял, что на самом деле родители сделали для меня – они передали свой невероятно позитивный взгляд на мир и привили страсть к жизни. И что же для вас значит быть «позитивным»? Представьте, что вы просыпаетесь и каждый день говорите: «Что же такого невозможного я могу сделать сегодня?» Я придерживался этой формулы всю жизнь, а теперь она столь уместна в Cirque du Soleil. Ведь предел возможностей отодвигается все дальше и дальше, а это значит, что я могу делать поистине удивительные вещи. Когда вам было 16, вы начали свою карьеру журналиста, затем в 28 стали президентом и генеральным директором компании Burson-Masteller, а после – в 1994 году, в 31 год, – исполнительным вице-президентом и старшим партнером агентства NPR («Национальные cвязи с общественностью»). Можно сказать, став партнером NPR, вы начали работать на себя. Вы видите свою карьеру как процесс освобождения? Отнюдь! Когда я был журналистом, я думал, что буду им всю жизнь – я любил свое дело. И по случайному стечению обстоятельств стал учредителем офиса Burson-Marsteller в Монреале. Именно в этот момент я задумался о развитии бизнеса на уровне международного. Впоследствии мы вместе с партнерами построили крупнейшую PR-компанию в Канаде – опять же благодаря случайности. Внезапно из журналиста я стал предпринимателем. Это была огромная перемена в моей жизни, и происходила она постепенно. Почему зрители так любят Cirque du Soleil? Безусловно, зрителя не беспокоит, получим ли мы прибыль, является ли наша бизнес-модель инновационной или же традиционной. Зритель приходит увидеть шоу – чтобы удивиться, чтобы испытать эмоции, чтобы сбежать от реальности. Помимо зрителей и самого шоу, что является главной особенностью Cirque du Soleil как компании? Очень важно, что на протяжении всей нашей истории мы старались раздвинуть границы творчества, а успех всегда измеряем поистине невероятными достижениями. А это – и великолепие постановок, и целостное видение, которые и позволили создать международный бренд. Международный бренд с мультинациональной командой. Это правда. Наши артисты и команда выбирают не столько работу, сколько образ жизни. Эта жизнь – насыщенная и страстная. Чтобы делать то невозможное, что делают артисты, они должны не просто много работать, а быть перфекционистами. Их дисциплина и стремление к совершенству вдохновляют меня. Я поддерживаю тесные отношения с артистами, всегда стараюсь зайти за кулисы и встретиться лично. А выступления в Рождество или другие праздники доказывают, что этот образ жизни значим для всех, и для меня в том числе. Такое отношение и делает шоу настолько неповторимым. Кроме того, наши сотрудники представляют множество стран и это этническое разнообразие позволяет создавать шоу «без слов», понятные людям во всем мире. То есть образ мыслей формирует образ жизни. Именно! Это – вызов. Мы не всегда можем быть спокойными или приятными, так как чем сильнее становимся, тем больше нужно совершенствоваться. И когда вы посетите нашу штаб-квартиру в Мон- реале, где в том числе создаются все шоу, вы забудете о том, в каком городе находитесь. Скорее, вы почувствуете себя в здании ООН, где работают люди из 50 стран, объединенные не только работой и профессией, но чем-то большим – образом жизни. Вы сказали, что Cirque du Soleil «раздвигает границы». Приведете пример? Прежде всего это шоу «О» – первое в своем роде водное шоу. Глобальный успех сопутствовал The Beatles Love. Toruk – The First Flight связал нас с Джеймсом Кэмероном и его знаменитым фильмом «Аватар».Toruk и шоу Michael Jackson THE IMMORTAL World Tour позволил нам завоевать сердца миллионов по всему миру. Счастье является составной частью бизнес-модели Cirque du Soleil? Счастье – это и есть наш бизнес. Мы про- даем счастье. Когда в Стэнфордском университете меня спросили: «Что нужно, чтобы стать счастливым?», мой ответ был простым: «Если у вас есть цель и вы боретесь за нее, вы будете счастливы». И какая у вас цель в жизни? Исторически так сложилось, что быть артистом и при этом иметь достойный уровень жизни удается совсем небольшому числу счастливчиков. Моя же цель – сделать так, чтобы как можно больше артистов имели возможность заниматься любимым делом и получать удовольствие от работы, ни в чем не нуждаясь. Именно это сейчас я могу предложить тем 2000 артистам, которые у нас работают. Когда мы встретимся через год, я надеюсь сказать: «Антонио, сегодня в нашем штате 3000... нет, 4000 артистов». Для меня это приоритет, которому я отдаюсь на сто процентов. Вчера я был в Китае, сегодня в Москве, завтра отправлюсь в Лас-Вегас, а после снова в Китай – просто иметь цель недостаточно, если не работать на результат каждую секунду. Вы сказали – 2000 артистов из 50 стран. Представителей какой страны больше всего? Пожалуй, с территории бывшего СССР – более 200 наших артистов говорят по-русски. Здесь всегда были сильны и традиции циркового искусства, и гимнастическая школа. Русские гимнасты же считаются лучшими в мире, и они зачастую становятся великолепными артистами. Немало русскоязычных спортсменов после завершения своей соревновательной карьеры нашли вторую жизнь в Cirque du Soleil. И это становится традицией – работать с нами, а так как они получают удовольствие, то агитируют своих друзей и членов семьи работать у нас. Остались ли у вас особенные воспоминания об артисте, коллеге или просто творческом человеке, с которым вам довелось сотрудничать? Джеймс Кэмерон. Сейчас мы друзья, и поэтому я могу в полной мере оценить то, что он делает. Постоянно расширяя границы возможного в киноиндустрии, он пробует новые технологии и использует их столь невероятным образом, что кому-то это может показаться безумием. Такие люди, как Джеймс, просто необходимы – они становятся примером и мотивируют меня быть лучше. Как вы видите свою роль в компании? Моя роль в компании – ни в коем случае не навязывать свои решения коллегам только потому, что я президент. Напротив, моя задача – прислушиваться и обсуждать мнения коллег, чтобы прийти к общему решению. Безусловно, ответственность за любое решение лежит на мне, но только все вместе мы можем добиться результатов. Моя же миссия состоит в том, чтобы убеждать и мотивировать людей искать лучшие ответы и решения. Даниэль, как вы относитесь к тем, кто постоянно вас разочаровывает? В первую очередь терпеливо. Наверное, иногда слишком терпеливо. Мне нравится давать второй шанс, но, к сожалению, из-за моего внешнего спокойствия люди не понимают, насколько я могу быть расстроен. И поэтому я иногда вынужден подходить и объяснять: «Я не буду кричать на вас, не буду совершать ничего опрометчивого, но прошу обратить внимание на то, что я крайне недоволен и не собираюсь оставаться в таком состоянии. Поэтому либо вы исправляете ситуацию, либо наша совместная работа будет окончена». Наверное, это предел моего недовольства, я не люблю выходить из себя и ненавижу кричать. Я просто хочу получать удовольствие от работы, а единственный способ этого добиться – окружить себя правильными людьми. Иногда я иду к недовольному сотруднику и говорю: «Послушай, я вижу тебя чаще своей жены. А я безумно люблю свою жену и никогда бы не стал терпеть ее, если бы не был счастлив. Почему тогда я должен терпеть тебя, если ты несчастлив? Если ты недоволен, у тебя есть возможность принять решение, в ином случае я приму его за тебя». Будучи не только президентом, но и генеральным директором, вам приходится иметь дело с цифрами: бюджеты, расходы, доходы. Каково это? Я уже говорил, что своей главной задачей вижу создание рабочих мест для артистов, а для этого компания должна приносить прибыль. Я не помешан на цифрах, но это именно тот показатель, который иллюстрирует мои успехи и мою продуктивность. Я, разумеется, внимательно к этому отношусь, так как отсутствие прибыли приведет к резонному недовольству совета директоров, а это плохо и для меня, и для артистов. И благополучие артистов, и хорошие цифры для меня одинаково важны, ведь, если компания прибыльна, значит, я могу создавать больше постановок и, следовательно, предлагать больше рабочих мест артиста. Что такое прибыль для вашей компании? Прибыль – индикатор здоровья компании. Для меня же – чем выше выручка, тем больше мои ресурсы для создания новых постановок, или нового проекта, или же покупки нужной компании. Прибыль ради прибыли – это неинтересно, она должна быть топливом для развития. Креативность – свойство гениальных одиночек или команды преданных делу людей? Думаю, оба элемента необходимы. Гениальные одиночки могут принести идею, но ее воплощение возможно только в результате кропотливого труда большой команды. В Cirque du Soleil нам нравится дискутировать, и не имеет значения, правы ли вы, главное – в итоге прийти к лучшему решению. Творчество возможно только в той команде, где можно спорить, быть честным и откровенным друг с другом, где участники не имитируют согласие, если до него далеко, где они уважают право друг друга на собственное мнение. Вы сказали, что много спорите в команде. Для меня это является примером «хорошего конфликта», а это – лучшая среда для развития в бизнесе. Абсолютно согласен! Есть компании, где политика подразумевает поиск компромисса ради компромисса, тишины и согласия. Там говорят: «Не будем спорить, останемся друзьями». Извините, но это – реальная работа. И поэтому и в рабочих, и в личных отношениях всегда должно быть пространство для обсуждения и споров. И возможность в итоге сказать: «Хорошо, твоя идея куда более здравая, чем моя, поэтому давай двигаться в том направлении, которое считаешь верным ты». Кто, по вашему мнению, является величайшим новатором всех времен? Должен сказать, что это Эйнштейн. По моему мнению, он до сих пор – величайший новатор. Благодарю за этот разговор. Спасибо вам. Я люблю Москву, и для меня честь быть сегодня с вами. INTERVIEW WITH DANIEL LAMARRE Daniel Lamarre is the President and Chief Executive Officer of the Canadian entertainment company Cirque du Soleil, the largest live entertainment producer in the world. Established in 1984, Cirque du Soleil has collected hundreds of billions of dollars, reached 300 cities 40 countries and 6 continents in the world, counts 5.000 employees and entertained over 180 million fans around the globe, including over 2,2 million is Russia where it will bring another show – OVO – in spring 2018 to 6 cities. In this exclusive interview at ACMG Office in Moscow, Antonio Alizzi discusses with Daniel Lamarre his way of doing business and personal life. What do your parents, Jill and Pauline, mean for you? They mean a lot to me. We were very poor when I was young, but they never made me feel that I had less than others. Their positivity was powerful and quite contagious hence I was definitely a happy child. When only further I discovered how poor we were, I understood their importance, me being very positive and my heritage of being driven comes from both of them. What does it mean concretely being positive? You wake up in the morning every day and say “what is there impossible that I can bring today to the reality?” that’s the positivity and that’s the philosophy that I have had for my entire life and it’s even more true in Cirque du Soleil because now the ceiling is getting higher and higher, therefore the possibility for us to do amazing things is finally happening to me. When you were 16 years old you started your career as a journalist, when you were 28 you became President and CEO of Burson-Marsteller and then in 1994, at 31, you became Executive Vice-President and Senior Partner of National Public Relations (NPR). As a partner of NPR you basically have started to work for yourself. Do you see this like a kind of process of liberation through your career? Not at all. When I was a journalist I thought that I would be a journalist for my entire life: I loved what I was doing and it was just a coincidence that made me the founder of Burson-Marsteller office in Montreal. That was the moment when I had turned my eyes to the international scale. Again by coincidence, I have managed to build together with a partner the largest PR company in Canada. Suddenly, from being a journalist I found myself as an entrepreneur. This was a huge change in my life that happened progressively. Why do the spectators love Cirque du Soleil? Obviously they don’t care if we make profit or not, if our business model is innovative or traditional. They just come to the shows expecting to be surprised, to get emotions, to escape from the reality. Apart from the spectators and the shows, what is the main feature about Cirque du Soleil as a company? What is important is that throughout our history, we have pushed the boundaries of creativity and we have measured the success by the amazing achievements. That’s with the greatness of our shows and the incorporated vision that we have built an international brand. An international brand with a multicultural team, which seems deeply part of the project. That’s true, our artists and crew don’t choose a job, but a lifestyle of passion and dedication. To be able to do what they do they need to be perfectionists and to work very hard. I’m inspired by them, their discipline and strive for perfection. I have a very strong relationship with the artists and often attend backstage to meet them. Performing on Christmas, or on other holidays, proves that this is a lifestyle for all of us, including myself. This lifestyle makes a good show. Additionally, by uniting nationalities together we create shows without languages that are relevant in all countries around the world. A kind of mindset turned into a powerful lifestyle. Exactly, it’s a challenge. We can’t always be calm and pleasant as the more the leader we are the more we have to push. When you visit our Creative Center in Montreal you wouldn’t have the feeling of being in Montreal, but in the United Nations: people come from 50 different countries, live together, share more than just a job. You said Cirque du Soleil has “pushed boundaries”. Any examples? First of all O, the first water - show made by the Cirque. Other global successes are The Beatles - Love and Toruk – The First Flight, linking us to James Cameron and his Avatar and Michael Jackson’s THE IMMORTAL World Tour. With these shows our brand conquered so many cities in the world. Is happiness an ingredient of the business model of Cirque du Soleil? Happiness is the business of Cirque du Soleil. What we do is selling happiness. When at Stanford University I was requested to be part of the Master degree on happiness, I was asked “What does it take to be happy?”. My answer was rather simple: “if you have a purpose in life and your fight for it, you’ll be happy”. What is your purpose in life? Historically, it’s been very complicated to have a decent and comfortable life if you are an artist, except for a few lucky people. My purpose is to make as many artists as possible living of their jobs. To have fun and do what they love - that’s what I offer right now to 2000 artists. When I’ll meet you in a year I hope to say: “Antonio, I have 3000-4000 artists now”. I feel it as a privilege, and I’m 100% dedicated to that. I was in China last week; I’m here today (October 12, at ACMG office in Moscow), in Vegas tomorrow and China again in a week. Having a goal is not enough if you don’t work every second to achieve it. 2000 artists from 50 countries, you have said. Which is the most represented country? CIS countries, which account for more than 200 artists. The Russian speaking countries represent the biggest contingent of creators and performers we have. There is a long tradition in Russia of circus and also gymnastics. Russian gymnasts are the best in the world and they are great performers, quite a few of them found their second life here after the end of their professional career. Since there is a tradition in Russia to work with us and enjoying working with us, they bring their friends, they bring their family member. An artist, a creative person or simply a colleague you remember in a special way because of your cooperation. James Cameron. Having the chance now to be friends with him, I can clearly appreciate what he is doing. Constantly pushing the boundaries of the movie-industry and testing new technologies, he tries ways, which are rather unusual; somebody would even say ways that are totally crazy. People like that are pure stimuli to me, I need people like James that push me harder and be better. How do you see your role in your company? My role requires me not to impose a decision to my colleagues just because I am the President of the company. To the contrary my main role is to deeply listen and to discuss their points of view coming to a decision. The responsibility for any decision is on me, but all together we can achieve the results. My mission is to convince and motivate people that the direction is the best one. Daniel, how do you behave when you are angry at somebody who constantly disappoints you? Patiently, firstly, maybe too patient sometimes. I like to give a second chance to everyone. Unfortunately, people don’t realize how really upset I am because of my patience and my calmness. And so I have to be careful and sometimes go to someone and say: “I won’t scream at you, I won’t do anything specific, but notice that I’m very unhappy and I cannot stay that way. Either you resolve or we won’t do business together”. And that’s the further I will go because I hate to lose my temper, I hate to scream, I just want to have fun, and the only way for you to have fun is by surrounding yourself with the correct people. Sometimes, I go to an unhappy employee and say: “Look I’m seeing you more than my wife, and I’m happy with my wife and I will never endure a life with my wife if I wouldn’t be happy. Why would I endure you if you are unhappy? So if you are unhappy you have a decision to make, otherwise I will make the decision for you. Being CEO, not only President, you have to deal with numbers: budget, costs, revenues. How is it? My final goal, as I have said, is to create jobs for artists and in order to do this; I need to build a profitable company. I’m not crazy about numbers - budget, revenues, etc. - but it’s the way that my own success is gonna be measured. And I pay a lot of attention to this, because at the end of the day if you are not profitable, the Board of Directors will be not happy, which doesn’t work for me or for the artists. I play on two fronts at the same time: numbers and artists, if the company is more profitable I can create more projects and thus more job for the artists. What does profit mean for you and your company? Profit is the measure to explain if your company is healthy. So, the higher profit we have, the healthier the company is. And to me the more cash flow I generate, the more resources I have to produce a new show, or to buy a new company or a new project. Not simply profit for profit, but profit to have resources to make the company bigger. Creativity is more a story of geniuses or of people that hardly work in team? I think you need both. Ideas come from individuals, but the final projects are results of many minds. At Cirque we like to discuss and it doesn’t matter if you are right or wrong, what really matters is that, at the end of the day, the best idea prevails. Creativity grows at that table where people are able to debate, where they are honest to each other, where they don’t pretend to agree if they don’t, where they agree to disagree. You have just mentioned that in your team you debate. To me, this is an example of a good conflict and I personally believe that a good conflict is an extraordinary resource in our life and one of the best business accelerators. The same for me. There are companies that live with politics where people are always looking for compromises, don’t fight for their ideas and like to stay: let’s stay friends. I’m sorry, but it’s a real work. Not only in the professional world but also when you are really friends you should be able to debate and to say: “OK, what you are saying makes more sense that what I have just said, so let’s go ahead and let’s take your direction”. The greatest innovator of all the times? I have to say Einstein. He is still the greatest innovator in my opinion. Thank you very much for having accepted this conversation. Thank you, I have to say that I love Moscow and it was an honour for me to be here with you today.

Даниэль Ламар: «Мы измеряем успех невероятными достижениями»
© SNCmedia.ru