В зарубежных СМИ часто проскакивают новости об униженных и оскорбленных пользователях: то им постер к фильму показался расистским, то в рекламу туфель вкралась дискриминация женщин. А вот русскоязычные юзеры редко обращают внимание на гендерные предрассудки. «Лента.ру» разбиралась, почему европейцам, американцам и россиянам кажутся обидными совершенно разные вещи. Разницу в отношении к основам бытия хорошо иллюстрируют несколько инцидентов, связанных с проявлением расизма. В январе 2018 года российский дизайнер Ульяна Сергеенко устроила международный скандал всего одной фразой: прислала светскому обозревателю Мирославе Думе приглашение на показ, в котором процитировала слова американских рэперов Канье Уэста и Jay-Z, назвав подругу словом nigga. Мирослава выложила приглашение в Instagram, после чего на девушек обрушился шквал критики от западных подписчиков — многие не поняли шутку до такой степени, что даже желали дизайнеру смерти. При этом русскоязычные пользователи не увидели в послании Сергеенко ничего оскорбительного. Показательным также стал случай с защитником московского «Спартака» Георгием Джикия, который опубликовал на странице футбольного клуба в Twitter видеозапись тренировки, где назвал темнокожих одноклубников «тающими на солнце шоколадками». Судя по реакции бразильцев Фернандо и Луиса Адриано, они не обиделись на неполиткорректную шутку — наоборот, посмеялись над выходкой Джикия и продолжили упражнения. Примечательно, что иностранные СМИ мигом подхватили новость о российских «расистах из "Спартака"». Антидискриминационные советники ФИФА из организации FARE в интервью изданию «Би-би-си» моментально назвали расизм чуть ли не главной проблемой России. «Подобные ситуации показывают, как относятся к меньшинствам в этой стране», — заявила исполнительный директор FARE Пиара Поуэр и добавила, что крупнейший в России футбольный клуб не имеет права терпеть расистские выходки, особенно накануне чемпионата мира. С тем же посылом выступили участники движения против дискриминации в футболе Kick It Out. Сотрудники британского телевидения также заявили о вопиющем факте расизма. Комментатор российской премьер-лиги с телеканала ESPN Джон Брэдли рассказал, что опубликованное видео не может иметь оправдания. «Такие вещи все усложняют. Все должны работать вместе, чтобы воспитывать людей, футболисты в том числе. Сейчас 2018-й, а не 1968-й», — упрекнул россиян Брэдли, добавив, что в английской премьер-лиге за такое поведение игрока могут дисквалифицировать на десять матчей. Однако в России правила на этот счет гораздо мягче. Единственное, что попросили сделать Джикия, — удалить спорный твит с аккаунта клуба и извиниться перед обиженными фанатами. Ролик убрали, а отдуваться за всю команду пришлось жертве расистской шутки: в новом видеосюжете Фернандо Адриано заявляет, что в дружной семье «Спартака» никакого расизма нет. Похожий случай произошел с российской видеоблогершей Сашей Кэт, которая решила поэкспериментировать с внешностью. В одном из недавних Instagram-постов девушка ради шутки покрыла лицо черной краской, чем вызвала настоящий гнев среди англоязычных подписчиков. Возможно, Кэт и не подозревала, что такая выходка за границей считается серьезным проявлением расизма. Американцы называют такого рода грубости термином «блекфейс». Дело в том, что пару столетий назад такой макияж накладывали актеры театра, которые карикатурно изображали темнокожего. В поддержку Кэт выступили несколько темнокожих русскоговорящих девушек: они заявили, что не видят ничего обидного и аморального в поведении блогерши, ведь она накрасила лицо шутки ради. Кроме того, за девушку вступился блогер под ником Genderfluid Helisexual: «Мир разделен на разные страны, культуры, этносы. То, что совершенно нормально в одной культуре, может быть табу в другой». По его словам, россияне просто не понимают значения «блекфейса», потому что у них совсем другая история, в которой никогда не было рабства темнокожих. Тем не менее из-за большого количества жалоб англоязычных пользователей Instagram удалил спорную фотографию, и скандал сам собой прекратился. Расизм — не единственная тема для обсуждений. К примеру, приверженцы феминизма в США или европейских странах все чаще уличают бренды и компании в сексизме, причем иногда его проявления найти действительно сложно. В России же под удар попадают лишь откровенные издевки и оскорбления. К примеру, недавно травле подверглась британская сеть супермаркетов: администраторы посмели изобразить на ручках тележек инструкцию по использованию и, не подумав дважды, нарисовали женщину. Силуэт платья на ручке буквально взбесили посетителей, ведь оказалось, что это схематичное изображение унижает прекрасную половину человечества. В России упреки могут услышать разве что совсем отъявленные сексисты, которые намеренно привлекают внимание публики. Взять хотя бы Burger King, который в прошлом году использовал мем с изображением 17-летней жертвы изнасилования Дианы Шурыгиной. Сиэмэмщики посмеялись над девушкой, приправили картинку едкими комментариями и, увидев неоднозначную реакцию, просто удалили пост. Никаких демонстраций, штрафов или массовых жалоб не последовало. В 2013 году рекламщики компании «АльфаСтрахование» решили «проехаться» сразу по нескольким стереотипам. На улицах страны развесили плакаты с изображением женщин в национальных костюмах. Слоганы гласили: «Купил кореянку? Застрахуй ее по-полной» или «Купил немку? Застрахуй ее быстро и без прелюдий». Очевидно, что сотрудники компании приравняли девушек к автомобилям и добавили в рекламу неприкрытый сексуальный подтекст — об этом заявили некоторые оскорбленные пользователи. Тем не менее Федеральная антимонопольная служба не нашла никаких нарушений в этих рекламных плакатах. Среди самых свежих и громких зарубежных скандалов можно отметить нелепый просчет шведского магазина одежды H&M. На сайте компании появилась фотография с чернокожим ребенком в фирменной кофте с надписью «Самая крутая обезьянка в джунглях». Такое совпадение буквально взбесило мировую общественность: пользователи сети призывали бойкотировать магазин, а темнокожий певец The Weekend отказался от сотрудничества с брендом. Представители компании H&M быстро удалили снимок и принесли «пострадавшим» официальные извинения. При этом мать мальчика, который попал на скандальную фотографию, не увидела в рекламе никакого оскорбления, и из-за этого шквал критики обрушился уже на нее: пользователи обвинили женщину в продажности. В результате семье пришлось переехать из своего дома в Стокгольме, потому что им ежедневно поступали угрозы. В начале 2018 года серьезной критике также подверглись сотрудники итальянского косметического бренда Wycon. Посетители официального сайта обратили внимание на новую линейку лаков для ногтей. Представители компании решили называть продукцию в честь известных песен, за что в итоге и поплатились: общественность не устроил лак с обозначением Thick Аs a Nigga («Тупой, как ниггер»). Пользователи сети назвали «тупыми» самих итальянцев и пожелали им продегустировать свою продукцию. Представителям компании пришлось извиниться за неполиткорректный нейминг и изъять лак из продажи. Тот факт, что создатели лишь выбрали популярные композиции, никого не волновал. Еще один скандал развели так называемые миллениалы: они пришли в ужас, увидев культовый ситком «Друзья» 1994 года выпуска. Видимо, многие и не подозревали о его существовании, пока он не появился в сервисе Netflix. Юные подписчики сервиса увидели в легендарном ситкоме огромное количество неполиткорректных шуток и назвали его «воплощением дискриминации». В сериале посмели шутить про секс, женщин, мужчин, одиночек, а это, как оказалось, в современном мире уже чересчур. Скандалы на любую тему, взволновавшую пользователей сети, подхватывают СМИ. После анализа самых громких разногласий становится ясно, что корень разительных различий кроется в системе ценностей. Жители Америки и Европы резко реагируют даже на абсолютно неочевидные признаки проявления нетерпимости по физиологическим признакам. Их больше волнуют проблемы, связанные с цветом кожи, гендерным неравенством, инвалидностью, строением тела и сексуальными домогательствами. Основная тема скандалов последних лет, всплывающих в западных СМИ, — это всеобъемлющая толерантность и политкорректность, которые порой оказываются на грани здравого смысла. В России ситуация совершенно иная: мы гораздо меньше обращаем внимания на внешние проблемы. Из-за общих консервативных взглядов в обществе слова «толерантность», «феминизм» и «трансгендер» чаще носят отрицательную коннотацию. Зато россияне намного чаще реагируют на серьезные темы: к примеру, разночтения в истории волнуют их куда больше оскорбительной тележки в супермаркете.

Чувство мема
© Lenta.ru