150 лет назад родился известный поэт и прозаик Фёдор Сологуб
Фёдор Сологуб происходил из бедной семьи. В 1867 г. отец Фёдора скончался от чахотки, и его матери пришлось идти наниматься в прислуги к своим знакомым дворянам Агаповым. Детей в семье Фёдора воспитывали привычными для простонародной семьи жёсткими методами: их секли и били. В дворянской семье юного Фёдора пускали на детские праздники и беседы об истории и литературе, однако дети относились к нему плохо из-за его происхождения. С ранних лет Фёдор писал стихи. Он учился в церковно-приходской школе, потом во Владимире в городском училище, а после его окончания поступил в Петербургский учительский институт, где проучился 4 года. Окончив институт, Фёдор вместе с семьёй - сестрой Ольгой и матерью, поехал в северные провинции работать учителем. Первым его рабочим местом был городок Крестьцы Новгородской губернии: отправляясь туда, он полагал, что будет сеять свет и добро в душах детей, но он столкнулся с жестокой реальностью и увидел, что в провинциальных школах процветают клевета, ложь и несправедливость. Всё это он отобразил в романе "Тяжёлые сны", опубликованном в 1896 г. Он около 10 лет работал в Псковской, Новгородской, Вологодской губерниях, с трудом справляясь с нищетой и домашним деспотизмом со стороны матери. В 1892 г. мать умирает. Фёдор Сологуб всегда мечтал разбогатеть. Своими нереалистическими мечтами он делился в письмах к сестре. Около 4 тыс. поэтических произведений было написано Сологубом за 40 лет его творческой деятельности. Первое его стихотворение - "Лиса и ёж", было опубликовано в петербургском журнале "Ёж". В 1892 г. Фёдор Сологуб уехал в Петербург, где получает должность учителя математики в Рождественском городском училище. В 1899 г. он занимал должность учителя в Андреевском училище, потом стал его инспектором и членом Петербургского училищного совета. Его отправили в отставку в 1907 г. за те взгляды на тогдашнюю систему образования, которые он имел смелость высказывать и печатать в прессе. Например, в статье "Как мальчик" он писал: " И за что бьют - за мелкие шалости, за разбитое стекло, за плохие отметки. Бьют только потому, что дети слабы и не могут себя защитить. Запросто, по-домашнему, - как будто у детей нет никаких прав. Но если точно у мальчиков нет прав на телесную неприкосновенность, то эти права следовало бы создать". Константин Эрнберг (Сюнненберг), Фёдор Сологуб, Александр Блок, Георий Чулков, 1908 г. Фото: Дмитрий Здобнов После отставки Фёдор Сологуб входит в литературные круги и знакомится с символистами, которые возглавляли новое направление в поэзии: Дмитрием Мережковским, Николаем Минским, а в журнале "Северный вестник" печатает первый рассказ "Тени". Литературный критик Аким Волынский придумал Фёдору Сологубу (Тетерникову), его псевдоним, убрав из фамилии беллетриста Соллогуба одну букву "л". Также он печатает и свои стихотворения, публицистические статьи, рецензии. Современники отзывались о творчестве Сологуба как о простом и примитивном. Лирический герой Сологуба пребывает в дерпрессии и мрачном настроении, он растерян, встревожен и размышляет о смерти. Валерий Брюсов отметил, что в стихотворениях Сологуба есть более 100 разных методов и построений строф, что является редкостью для поэта. А кто-то из современников замечал и то, что в стихотворениях Сологуба прослеживается мистическое, магическое, даже сатанинское начало. Издание романа Фёдора Сологуба "Мелкий бес" от 1908 г. Фото: gornitsa.ru В 1905 г. Сологуб заканчивает роман "Мелкий бес", и главного героя - учителя Ардальона Передонова, помещает в ту среду и в ту атмосферу, с которой сам был хорошо знаком: это провинциальная учительская среда. Конечно, в этот роман включены элементы автобиографии. Ардальон Передонов, учитель гимназии в далёкой провинции - персонаж отрицательный. Основные черты его натуры - эгоизм, невежество, зависть и жестокость. Ему мерещится зловещее, ужасное фантастическое существо - Недотыкомка: в романе это символ пошлости, скудоумия и невежества. Роман Сологуба "Мелкий бес" - гротескный. Создавая этот роман Сологуб следовал гоголевской традиции, и персонажи в нём изображены в карикатурной манере: уродливыми, тупыми, пошлыми. Роман не принимали критики из-за его сомнительного содержания. Сологуб создаёт и другие произведения - "Творимая легенда", "Королева Ортруда", "Дым и пепел". Это романы одной трилогии, где автор мечтает о новой жизни, об утопическом мире, стране Ойле, куда можно попасть после смерти. Фёдор Сологуб пишет политические сказки и пьесы - такие, как "Дары мудрых пчёл", "Победа смерти" (1907), "Ночные пляски", "Пан Жеан" (1908), которые ставятся на петербургской сцене. В творчестве Сологуба жизнь изображается как вечная битва между добром и злом. В 1907 г. он посвящает памяти умершей сестры стихотворение "Чёртовы качели", в котором говорит, что миром владеет сила дьявола. В 1908 г. Сологуб женился на писательнице и переводчице Анастасии Чеботаревской, и в квартире на Разъезжей улице они организовали литературный салон, куда приходили такие известные поэты, как Анна Ахматова, Игорь Северянин, Сергей Есенин. В 1910 г. Фёдор Сологуб сближается с футуристами, увлекается их творчеством. В Октябрьской революции 1917 г. сперва видит надежду на что-то хорошее, на лучшее будущее, но потом не принимает её, считает бесовской, так как новая власть не соответствовала тем высоким идеалам, о которых говорилось в самом её начале. Он даже собирается уехать из России, но в 1921 г. его жена в депрессии кончает жизнь самоубийством: бросается в Неву с моста. Сологуб перестал думать об эмиграции. Он остался в России и продолжал работать: писал статьи, стихотворения, в 1923 г. выпустил роман "Заклинательница змей". В 1926 г. стал Председателем Союза ленинградских писателей. В 1927 г. он умер от болезни - во время работы над романом в стихах "Григорий Казарин".