Кросс-кантри ралли: три этапа и один чемпион

8 декабря на заседаниях Спортивного Совета МФР и Исполкома МФР был утвержден измененный состав комиссии кросс-кантри ралли МФР на 2018 год. Ее председателем был назначен Иван Евдокимов. Также в состав комиссии вошли Федор Андреев, исполняющий функции секретаря, Дмитрий Перетятко – руководитель НП РОСРР, являющегося промоутером Чемпионата и Кубка России и Роман Иванов, продолжающий руководить мотоциклетным и квадроциклетным направлениями в НП РОСРР. Ранее в московском кафе «Бивуак 13» известной российской мотогонщицы Анастасии Нифонтовой прошло собрание представителей комиссии и участников Чемпионата и Кубка. В ходе долгого и продуктивного разговора они обсудили целый ряд насущных вопросов, касающихся проведения соревнований. На основе высказанных мнений и критики организаторы собираются принимать соответствующие решения. «Мы нашли взаимопонимание с потенциальными участниками о том, какой будет структура Чемпионата России, Кубка России и Кубка МФР по кросс-кантри ралли, кто будет участвовать в соревнованиях, как они будут организованы, – рассказал Евдокимов. – Участники задавали свои вопросы, организаторы постарались найти на них ответы. Мы с удовольствием выслушали критику в свой адрес. Мы собственно и просили людей высказать, что они хотели бы изменить и постараемся в дальнейшем это учесть». На собрании участникам сообщили о предполагаемой структуре соревнований в следующем сезоне. Чемпионат России у мотоциклистов в классе 450 будет состоять из трех этапов. Они пройдут в Астрахани, Крыму и Саратове. «Самое важное то, что правила соревнований в чемпионате будут соответствовать правилами FIM вплоть до награждения, – отметил гонщик Андрей Горожанкин. – На собрании мы обсуждали различные детали: какие приборы использовать, какие дополнения в регламентах сделаны, какие мотоциклы в каких классах будут допускаться. Все это стало понятно. Встреча была очень полезной, дискуссия шла больше четырех часов. Те, у кого были вопросы, задали их и их сомнения развеялись. Порой бывало, что федерация меняла правила на свое усмотрение. Сейчас мы договорились не менять после финиша никаких правил. Как написано, так и выступаем». Кубок России также пройдет в три этапа. Один из них будет проводить организатор Moto Rally Cup Алексей Кузьмич. «Вся его серия получит статус Традиционного соревнования, и гонщики смогут там получать свои звания и разряды», – отметил Евдокимов. Также на одном из этапов будет проведен отдельный зачет для больших эндуро с разделением на классы «гранд эндуро» и «эдвенчер-байк». Кубок МФР пройдет в рамках каждого этапа Чемпионата и Кубка России, но дистанция для его участников будет сокращена. В категории квадроциклов Чемпионат России будет состоять из одного этапа, который состоится в Ростове-на-Дону. Перед ним пройдет ряд отборочных стартов. Они запланированы в Ивановской и Владимирской областях. Планируется, что и этапы серии Can-Am X Race тоже будут отборочными для чемпионата России. «Я рассматриваю отборочные соревнования больше с точки зрения информационной составляющей, – заметил Роман Иванов. – Существующие соревнования квадроциклистов в основном ориентированы на трофи-рейды, преодоление грязевых препятствий, а у нас все-таки скоростная гонка. Но мы хотим донести до участников этих соревнований, что есть альтернативные варианты. Если вы займете на этих стартах призовые места, то можете попробовать свои силы у нас. Естественно не будет жесткого требования – победить в отборе. Квадроциклистов, которые в прошлые годы выступали в чемпионате России, мы будем принимать без отборочных соревнований. У людей есть все оборудование, они готовы стартовать, зачем нам их загонять в какие-то рамки? Отборочные соревнования призваны не отсеять, а привлечь новых участников, так что мы будем подходить индивидуально к этому вопросу». В чемпионате России следующего года соревнования будут проводиться только в классе 450. Старты же в классе Open в 2018 году состоятся в рамках Кубка России. «Важных тем на собрании было много, но главная это разделение классов, – считает гонщик Иван Ли. – А то получалось, что Чемпионат, что Кубок – одно и то же. Дискуссий было очень много, но мы нашли решение, которое устраивало большинство». «Мы привязаны к кодам Всероссийского реестра видов спорта, – пояснил Иванов. – На следующий год мы отказались от Чемпионата России в классе Open по объективным причинам. С точки зрения Министерства спорта Чемпионат России в классе 450 и чемпионат России в классе Open – это два разных чемпионата, потому что они имеют разные коды ВРВС. Если мы заявили чемпионат, в котором четыре этапа и при этом ни одного не состоялось, то тогда с точки зрения Министерства спорта мы занимаемся какой-то ерундой, и нам нужно объяснить, почему так случилось. Чтобы не нарываться на подобный прецедент, мы решили, что в следующем году в классе Open Чемпионат России проводиться не будет, просто потому что участников недостаточно. У нас нет кворума, и нет никаких предпосылок, что завтра он появится». В «Бивуаке 13» коснулись и темы навигационных приборов. Раньше во время гонок они часто ломались из-за неправильной установки, из-за чего возникали непростые ситуации. «Почти всегда выход приборов из строя связан с тем, что пропадает питание либо отламывается коннектор антенны, – рассказал Евдокимов. – То есть все дело в подсоединении прибора. Поэтому проверять крепление и подсоединение прибора будет отвечающий за это специалист. То есть он будет нести ответственность, а не гонщик, который будет их проверять». «Участники однозначно сказали, что приборы нужны, – рассказал Иванов. – Ездить по приборам Unik им нравится больше, чем по GPS. Но например Алексей Кузьмич предложил использовать не Unik1, а другой прибор, вроде бы более дешевый и продвинутый. Руководство РОСРР будет связываться с их поставщиками, и возможно мы получим их». Протяженность дистанции гонок в Чемпионате и Кубке России по кросс-кантри иногда вызывает вопросы. Но в данный момент ее серьезное увеличение маловероятно. «Мы слышим, что хотелось бы увеличенную дистанцию, но по факту непосредственные участники на самих соревнованиях не имеют больших претензий по ее длине, – заметил Иванов. – Реально готовность ездить длинные дистанции – это миф, что показала и гонка в Крыму. В первый день участники по плану должны были ехать два круга. Но когда им сообщили, что будет только один, то больше половины гонщиков осталась довольны, что не поехали на второй. Все-таки в массе своей наши спортсмены не профессионалы, а любители. Они работают, а на выходных ездят участвовать в соревнованиях, у них нет такой физической подготовки. Поэтому разговоры об увеличении дистанции – это тема для поддержания разговоров для людей, которые сами не выступают. Непосредственные участники в принципе были удовлетворены теми дистанциями, которые мы давали. Возможно, где-то хотелось чуть больше, но не было такого, чтобы они хотели увеличить дистанцию в два раза. В Астрахани после того, как мы сократили дистанцию второго дня, все сказали спасибо, потому что в первый день намучились в песках, и на второй еле-еле хватало сил. Травма Ивана Ли незадолго до финиша во второй день – это результат усталости первого дня». На собрании обсуждалась и возможность изменений времени старта спецучастков и перенос их на утро, чтобы мотогонщики на этапах Чемпионата России начинали боевую дистанцию перед внедорожниками. «На мой взгляд порядок старта стоит изменить и мотоциклы пустить вперед, – считает Ли. – Так как после 30 автомобильных экипажей дорожная книга особо не нужна». «Стартовать утром, в принципе было бы возможно, но если гонка длинная и линейная, как в Астрахани, то автомобильная головка должна стартовать с большим интервалом после старта нашего последнего участника, – замечает Иванов. – Это тоже не очень хорошо, потому что и там есть медленные экипажи, которые могут не уложиться в световой день. Если же они стартуют за нами прямо в хвост, тогда головка очень быстро догонит и обгонит почти всех мотогонов, за исключением первых двух-трех гонщиков. Это создает проблему для автомобилистов, потому что не везде есть возможности для нормального обгона. В этом году мы ездили без сентинеля, соответственно у нас нет прибора оповещения, что кто-то приближается сзади и хочет обогнать. Есть опытные спортсмены, которые это понимают, чувствуют и слышат, а бывают те, которые совсем ничего не слышат в шлеме и в состоянии спортивного азарта. Это вызывает достаточно серьезные опасения. Лучше нам стартовать в хвост автомобилистам, потому что у нас один-два быстрых гонщика обгонят медленные машины без проблем. Остальной наш канал не будет их обгонять и все окажется более или менее нормально». По словам Иванова, делать разные спецучастки для мотоциклистов и автомобилистов было бы идеальным решением, но пока не возможно реализовать это. «В Астрахани мы два дня стартовали и финишировали в одном и том же месте, но в принципе трассы немного отличались, и можно было сделать так, чтобы автомобилисты ехали по одному треку, а мотоциклисты по-другому, – заметил Иванов. - Это добавляет сложности организаторам и накладывает дополнительные расходы. Нужно ставить дополнительные посты безопасности, как-то расставить журналистов на ту и другую трассу и так далее. Также возникают трудности с точки зрения безопасности. Если на гонке в Астрахани трассы были вложены одна в другую и их вертолет как-то мог обслуживать, то в Крыму вертолет не мог обслуживать сразу две трассы, потому что между ними было очень большое расстояние. И в случае если несчастный случай произойдет сразу в двух местах, то один вертолет не сможет успеть. То есть необходимо два вертолета, а это сразу очень большие затраты. По этим причинам на сегодняшний день РОСРР не готов проводить старты на разных трассах». Одной из проблем для кросс-кантри ралли в России является отсутствии паспорта транспортного средства у владельцев некоторых мотоциклов. «Это серьезная проблема для организаторов, – подчеркнул Евдокимов. – Правила FIM требуют, чтобы мотоцикл был зарегистрирован, оснащен номерным знаком или повторителем уменьшенного размера и должен иметь полис ОСАГО, поскольку почти все соревнование проводится по дорогам общего пользования. Часть дорог перекрыта, но не лиазоны. Соответственно в случае аварии возникают проблемы. Сейчас мы решаем вопрос, как с этим быть. Думаю, в ближайшее время найдем какой-то выход». Собрание организаторов и участников Чемпионата и Кубка России получилось очень продуктивным. Формат обсуждения идей и проблем в дружной атмосфере зарекомендовал себя и наверняка будет использован вновь.

Кросс-кантри ралли: три этапа и один чемпион
© Российские ралли-рейды