Войти в почту

Монопривод в ралли-рейдах – миф или реальность?

В нынешнем сезоне Кубка России по ралли-рейдам могут участвовать такие моноприводные автомобили, как ВАЗ 2108. По своим техническим характеристикам они способны выступать во многих гонках и тем самым увеличивать наполняемость соревнований. Однако эти моноприводные машины, в отличие от багги, изначально не предназначены для езды по бездорожью. Поэтому существуют разные мнения о том, стоит ли допускать их к старту. «Если говорить об их участии в Кубке России, то почему бы и нет, всё имеет право на жизнь, – считает член комитета спортивной техники РАФ Алексей Жуков. – Но выступление в Чемпионате России – другое дело. Эти автомобили с большой долей вероятности не смогут проехать в тяжелых песках». Традиционно много таких автомобилей стартует на гонке «Холмы России». В этом году она пройдет в рамках Кубка России с 10 по 12 июня. Александр Грачев, который уже 10 лет проводит гонку в Ульяновской области, поддерживает привлечение моноприводных машин в ралли-рейды. «Это реальное наполнение участниками, потому что это бюджетный класс, – заметил Грачев. – На сухой жесткой трассе они не особо уступают большим машинам. Так что перспектива у их привлечения есть. Эти машины подходят для начинающего спортсмена. Потом они могут использоваться в классическом ралли, а если кое-что снять, то и в автокроссе». Однако у выступления этих автомобилей в гонках есть противники. По их мнению, такие машины просто не подходят дисциплине ралли-рейдов. «В ралли-рейдах этого зачета быть не может, – считает исполнительный директор ООО "Северный лес", а также профессиональный штурман Сергей Лебедев. – Это неким образом дезавуирует нашу дисциплину: у нас же не едут велосипеды. Для этих машин есть отдельные зачеты в классическом ралли, отдельные соревнования. А в ралли-рейдах я не вижу этих автомобилей. Наша дисциплина создана для определенного типа машин с определенными задачами для определенного бездорожья. Участники приезжают соревноваться с определенными целями, строят, покупают специальные автомобили. И я считаю неправильным, когда собирается абы какая техника. Это все равно, чтобы если бы с Формулой 1 запустили дрифтеров. В том же классе «Национальный» может ехать много производящихся в России автомобилей. Для него подходят полноприводные машины, в том числе «Нива», но не переднеприводные «Жигули». Если мы будем допускать всех, кого ни попадя, тогда это будут не соревнования по ралли-рейдам, а просто какие-то мероприятия на различных автомобилях». Но сами гонщики на моноприводных автомобилях с энтузиазмом относятся к возможности выступать. Многие из них готовы приезжать на гонки, если трасса будет соответствовать возможностям их техники. «Сейчас у нас есть маленькая проблема с каркасом машины, но если мы его успеем доработать, то с удовольствием выступим в Кубке России, – сказал пилот Дмитрий Переверзев, участвовавший в гонке «Симбирский тракт» в декабре прошлого года на ВАЗ 2108. – Мы вообще готовы ехать везде, где только можно и где пройдет машина. «Холмы России» проходят уже больше 10 лет и здесь монопривод – один из самых многочисленных классов, участвует 16-18 машин. У монопривода есть перспектива, если организаторам будет это интересно. Подстраиваться под него нужно не с точки зрения техтребований, а только в плане трассы». На «Холмах России» трасса для гонки создается с учетом специфики тех автомобилей, которые допущены к старту. «Пока у меня получается делать трассу такой, чтобы она устраивала всех участников и на полноприводных машинах и на моноприводных, – рассказал Грачев. – Конечно, таким «восьмеркам» бывает тяжело бороться, потому что у них не очень большой дорожный просвет и по пескам они едут плохо. Для меня это до сих пор загадка. Иногда с виду бывает, что по трассе не проехать, но они как-то проезжают. В 2011 году я проводил этап Чемпионата России в Ульяновске. После канала чемпионата я по этой же трассе пустил монопривод. И, как-то помогая друг другу, все проехали. Хотя там было очень тяжело, и даже «КАМАЗы» «садились». Но в барханах «восьмеркам» делать нечего. Такие машины должны ездить в гонках на усмотрение организаторов». Технические требования правил по безопасности для моноприводных автомобилей такие же, что и для остальных участников. Организаторы гонок не делают им послаблений. «Требования по безопасности для них такие же, как и для всех остальных, – заметил Жуков. – Они не лучше и не хуже, чем другая техника. Никаких поблажек на то, что они маленькие и бедные, нет. Уровень же этой техники зависит от рук тех, которые ее делают». Дешевизна подготовки таких моноприводных машин позволяет прийти в дисциплину спортсменам с небольшим бюджетом. И выступления на них могут послужить стартовой площадкой для перехода на полноприводные автомобили. «Для «Холмов России» подготовленную «восьмерку» можно купить за 150-200 тысяч рублей, – рассказал Грачев. – На машине в районе 200-250 рублей тысяч уже можно будет биться за головку. Многие ребята, которые начинают на «восьмерках», затем решают, что полный привод интереснее и начинают расти дальше.На «Холмах России» уже воспитана плеяда гонщиков, и поэтому этот класс нужно поддерживать». «Это бюджетный вариант для занятий ралли-рейдами в нашей стране для участников в тех регионах, где нет раллийных дорог для такой техники, – сказал Андрей Клещев, председатель комитета по ралли-рейдам. – Но, честно говоря, не вижу большой перспективы на каком-то более высоком уровне. Да, в качестве участников региональных соревнований – это вполне себе нормальный вариант, когда машина, соответствует требованиям безопасности. Они могут быть даже допущены в Кубок России в классе «рейд-спорт». Но при плохих погодных условиях эта техника превращается в недвижимость. Тяжелый песок – тоже не подойдет для монопривода. На первом этапе Кубка России в декабре в Ульяновске на замерзшем покрытии эти машины чувствовали себя более или менее нормально. Я надеюсь, что в июне гонка «Холмы России» пройдет по сухой трассе, и эти автомобили тоже будут относительно конкурентоспособны. Но на песчаном карьере в Иванове, где запланирован финальный этап Кубка России, эта техника может быть проедет немного и застрянет, поскольку она предназначена для езды по ровным дорогам с плотным покрытием. Если для УАЗа проехать там – раз плюнуть, то моноприводная машина, скорее всего, там встанет». Автор материала Дмитрий Афонин. В статье присутствуют фотографии из социальных сетей XTeam Club, гонки "Холмы России": https://vk.com/xtclub

Монопривод в ралли-рейдах – миф или реальность?
© Российские ралли-рейды