Шота Абхазава: «Мячково. Новая жизнь»

Беседовал Александр Кобенко Александр Кобенко: Очень здорово, что жизнь не совсем замерла, что хоть где-то происходит что-то позитивное! Шота Абхазава: Некоторое время назад мне какая-то недосказанность в Мячково стала мешать в жизни. Несмотря на невзгоды и ураганы, мы решили изменить концепцию и начали большую реконструкцию. Новые условия заставляют придумывать новые форматы. Я по профессии инженер-конструктор, и мне свойственно предлагать конструкции, которые должны быть передовыми – глупо проектировать то, что уже было. Считаю, что или ты делаешь что-то существенно лучше, чем было, или вообще не надо ничего делать. Партнеры, честно скажу, разубеждали предпринимать столь рискованные шаги в столь неблагоприятное для бизнеса время. Наш продукт, конечно, не относится к предметам первой необходимости. Но я по национальности грузин, а мы отличаемся особым оптимизмом, и я в душе уверен, что подобного рода проекты меняют настроение человека. Они, может быть, не меняют экономику страны или даже района, но реально меняют настроение. А.К.: Но жизнь в районе наверняка поменяется, когда начнется движуха. Ш.А.: Хочется верить. Я решил рискнуть и всю свою силу воли, силу финансов, силу коллектива направить на новое Мячково. Это большое обновление. Только лишь ремонт и реконструкция существующей трассы нам обходится существенно дороже, чем строительство всего автодрома в 2006 году. Уже в этом сезоне мы надеемся порадовать многих и получить в ответ благодарные улыбки. Меня часто спрашивают: «Зачем ты все это делаешь?» Многие этого не понимают. А на наших больших мероприятиях, гонках, я говорю: «Посмотрите на этих людей, посмотрите на их лица». Нельзя сказать, что в этот момент все были счастливы, но делать людей хотя бы чуть-чуть счастливее – это очень серьезная мотивация. Может быть, ради этого и живем. Но сейчас мы пробуем, как я сказал, изменить не только конструкцию автодрома, не только внешний вид, но и концепцию. А.К.: Глобальную? Ш.А.: В общем, да. Кроме ADM Raceway, как теперь называется Мячково, у нас есть Rustavi International Motorpark в Грузии и автодром «333» в Латвии. И наша задача – объединить все три автодрома и получить синергетический эффект. Новый проект Мячково – это не только аэродром и трасса, но и пространство со специально организованной инфраструктурой, расширяющее возможности для досуга людей технического склада, с технической жилкой, тех, кто хочет и готов с техническими видами спорта дружить, развиваться и просто активно, интересно и разнообразно проводить время. Вот самая суть нового Мячково. Обычно же трасса устроена лишь как место, где можно провести соревнование, трек-день, в крайнем случае фестиваль. А.К.: Туда приезжают, чтобы посмотреть гонку или проехать самому. Ш.А.: А у нас идея намного шире! Мы хотим, чтобы в Мячково сложилось такое разнообразие возможностей, чтобы каждый мог себе найти занятие – и не одно! – по душе. Наша задача – обеспечить такое разнообразие. Смотрите, у нас существует картинговая часть с двумя конфигурациями – для детей и взрослых, а вот у многофункционального трека целых 17 конфигураций! Здесь можно провести соревнования и на автомобилях, и на мотоциклах, а по разным сегментам проводить тренировки одновременно трех разных групп: мотоциклистов, кольцевиков, дрифтеров. И будет еще достаточно большая мультиавтомобильная офф-роудная часть для внедорожников и квадроциклов. А кто хочет, может покататься на лошадях. И даже полетать на самолетах, на автожирах и на вертолетах. И прилетать сюда на своем воздушном транспорте. В Рустави и Риге мы используем еще и воздушные шары, что, к сожалению, в Мячково из-за близости к Москве невозможно. Как видите, мы будем развиваться как большой комплекс популярных, редких и уникальных развлечений. Поистине уникальными будут наши предложения и с точки зрения техники. Здесь свой вклад вносит наше конструкторское бюро ArtLine Engineering. Сейчас мы работаем над проектом Legends evolution. Это совсем другая машина, намного более быстрая и комфортная. От прошлых «Легенд», кроме некоторых элементов, не осталась ничего. А электроника гарантирует, что вывести автомобиль из строя можно только в случае аварии, никак иначе. А.К.: Наконец-то я услышал что-то про автомобили! Ш.А.: Естественно, каждый может приезжать и со своим автомобилем, и у нас найдется, что с ним делать. Но мы будем предлагать целую номенклатуру специальных автомобилей, начиная от простых прокатных картов и заканчивая «формулами» достаточно высокого уровня. У каждого желающего появится возможность пошаговой эволюции – от простого к сложному, чтобы прогресс в пилотировании гармонировал с его натурой. В итоге кто-то увлечется самолетами, кто-то автомобилями, кто-то мотоциклами. Автомобиль класса Legends Сейчас мы возобновили проект «Формула Восток», иначе ФВ, и «Формула-5». Это новая концепция, которую мы предложили некоторое время назад совместно с SMP Racing. Но тогда предпочтение было отдано «Формуле-4». Наша концепция более жизнеспособна, чем «Формула-4», которая все-таки достаточно дорогая машина. А мы делаем автомобиль со схожими параметрами, но где-то на 30 килограммов легче, чем «Формула-4». При этом мощность такая же, аэродинамика более свободная. Мотоциклетный двигатель – как в Legends evolution, и задняя передача. Очень современный и актуальный автомобиль внешне и технически, но гораздо более доступный. А стоимость километража будет минимум в два с половиной раза меньше – производство же здесь, на месте, в нашем конструкторском бюро. Надеюсь, что доступность любых запчастей станет ключевым фактором успешного развития этого проекта. А задача простая – дать молодым ребятам после картинга… А.К.: …пересесть на что-то более мощное. Ш.А.: Более мощное, более тяжелое, и главное, с аэродинамическим фактором. Очень много сильных картингистов не стали формулистами именно потому, что не уловили этот фактор и не научились с ним своевременно работать. Я его как инженер хорошо понимаю, чувствую, но когда периодически еду на «формуле», управлять им, как профессиональный гонщик, не могу. Итак, мы хотим вернуть ту концепцию, которая работала в автоспорте до 2008 года. Тогда существовало много разных команд, владельцев техники, которые так же, как сейчас в картинге или в большей части кузовных классов, предлагали и предлагают пилотам просто обращаться и участвовать в их команде за совершенно доступные бюджеты, сопоставимые с хорошим бюджетом картинга. А.К.: Какие это суммы? Ш.А.: Мы рассчитываем, что годовой бюджет участия должен быть приблизительно 70 тысяч евро. А.К.: Вы всегда говорите «мы». «Мы» – это кто? Ш.А.: Все время говорю «мы», потому что я не эгоист. Понимаю, что все, что в своей жизни смог сделать я, только потому, что смогли это сделать мы. Поэтому практически всегда говорю «мы». Говорю про себя «я» только в каких-то личных, семейных делах. ArtTech F315 Что касается нового Мячково, мы – это партнеры, которые долгое время были владельцами аэродрома Мячково, но не сильно развивали этот проект. И в принципе единственное, что на этой территории более-менее активно развивалось, – это трасса, которую построили в 2006 году. Но из-за неопределенности с будущим аэродрома развития по большому счету не было. Это, естественно, откладывало отпечаток и на проект автомобильной части тоже. Два года назад произошли изменения в составе акционеров. Мне ребята доверили, не так, чтобы сильно поверили в будущее этого проекта, но сказали: «Мы тебе лично доверяем. Если ты считаешь цель правильной и возможной – действуй». Вот я действую, в общем, и от их имени тоже. А.К.: Что конкретно сделали с трассой? Ш.А.: Я очень ценю любые исторические вещи, а Мячково, как бы то ни было, все-таки первая трасса в России, первый автодром, который построили после распада Советского Союза. И старую конфигурацию мы оставили, восстановили. Это не будет основная конфигурация, но тот, кто хочет ностальгически проехать, вспомнить былое, тряхнуть стариной, тот может потешить себя этими воспоминаниями. В некоторых местах тем не менее трасса все равно расширилась, некоторые повороты в соответствии с новыми требованиями изменили радиусы, трасса стала в любом случае быстрее. Естественно, мы изменили все поребрики. Дело в том, что тогда, в 2005 году, когда мы строили трассу, FIA ввела новые требования. А.К.: По поребрикам? Ш.А.: По поребрикам. Мы их сделали в соответствии с действовавшими тогда требованиями, а нам потом ставили в вину, что поребрики слишком жесткие. Дело в том, что тогда FIA решила, что правильная езда – это прохождение трассы в пределах белых линий или при минимальных нарушениях конфигурации. Тем же, кто решил срезать, это должно было обойтись достаточно дорого. Вводилась высота, возвышение поребриков, на скоростях менее 100 километров в час в 100 миллиметров, что мы и выполнили. Но через два года сказали: «Нет, мы погорячились». И с тех пор все поребрики делятся на две категории: быстрых и скоростных поворотов – 25 мм и медленных – 50 мм, практически вдвое ниже. У нас же, когда мы строили, требования были 100 и 50 мм, отсюда и жесткость поребриков. На этот раз мы использовали поребрики собственной конструкции в рамках концепции FIA – в некотором смысле мы тут пионеры. Это развитие тех конструкций поребриков, которые были установлены когда-то на трассе «Поль Рикар». Они симметричные, в них нет направленности, поэтому и внутренние, и внешние допус-кают езду в обоих направлениях. И профиль очень сложный – его невозможно отлить на месте, только в заводских условиях. И эту нашу разработку FIA одобрила. В общем, не исключено, что мы сделаем свой вклад в перечень поребриков, которые будут использоваться FIA как рекомендованные. И такое техническое решение позволило нам сделать 17 активных конфигураций! А.К.: Какой длины получается круг? Ш.А.: Самая длинная конфигурация останется такой же, приблизительно 3250 метров. Дальше – популярная конфигурация, достаточно скоростная – 2200 метров. Остальное – компиляции между этими конфигурациями. Но это же дает возможность использовать одновременно три площадки для работы школ, для повышения мастерства, отрабатывать отдельные элементы по трассам. Lamborghini Huracan Super Trofeo Evo А.К.: А с точки зрения безопасности? Ш.А.: Они совершенно разведены, и более того, и туда, и оттуда, из каждой конфигурации свободный и безопасный как въезд, так и выезд. Это то, что мы поняли на основании многих лет эксплуатации автодрома, то, что в общем пользуется спросом не в части больших мероприятий, а в текущей эксплуатации трасс. А.К.: Какого объема инвестиции потребуются для этого проекта? Ш.А.: Сошлюсь здесь на Жванецкого: «Ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить», – так же с инвестициями в этот ремонт. Сейчас речь идет о 5-6 миллионах евро. Но это лишь часть запланированных вложений. Дальше – гостиницы, глубокая реконструкция авиационного кластера: летного поля, перрона, взлетно-посадочных полос, рулежек. Параллельно сейчас идет финансирование в ангарное строительство, хранение самолетов, авионику. А для ночных полетов разрабатывается особое освещение. А.К.: Сложная бизнес-модель! Ш.А.: Во многом мы сейчас как первопроходцы. Каждый субпроект имеет свою бизнес-модель, но должен быть имплементирован в большой проект. И я уверен, что у этой концепции большой потенциал. И если в первые месяцы или даже годы будут какие-то шероховатости, мы все постепенно доведем до ума и доделаем. А.К.: А можно выстроить рейтинг элементов монетизации, что самое привлекательное? Ш.А.: Если в целом брать, наверное, можно будет, естественно, автодром разбить на площадки – вот основная точка монетизации на сегодняшний день. На втором месте – авиационная деятельность. На третьем – прочие сервисы: хранение, аренда и так далее. Но малоэффективные с точки зрения капитальных вложений вещи мы тоже должны делать, рассчитывая на синергетический эффект. А гости, которые будут приезжать, дополнят прочие точки интересов, начиная с ресторанов и кончая тем же хранением автомобилей: обязательно придет понимание, что лучше свои гоночные машины не таскать туда-обратно, а просто здесь базироваться. А раз базирование – значит, больший поток клиентов, значит, начинает работать картинг. И многие тогда будут оставаться здесь и на ночь. А.К.: А сколько людей в теории можно вместить? Ш.А.: У нас раньше нормальное количество людей было – 2500-3000 человек. Предел «емкости» Мячково. Сейчас мы, поскольку на нашей территории стерлись границы между авиационной и автомобильной активностью и стали использоваться площадки парковок самолетов и так далее, трибунная зона суммарно увеличилась до примерно 7000 человек. И совокупно 7000-7500 человек – это то, что мы комфортно можем принимать, как для зрителей, так и для нас с точки зрения обеспечения всех нюансов – безопасности, санитарии и так далее. Моя мечта – люди приезжают к нам в пятницу, остаются в коттеджах и гостиницах, которые мы предусматриваем, и проводят у нас все выходные. И довольные, счастливые, прекрасно проведя на свежем воздухе с большим количеством активностей и на высоком уровне свой отдых, в воскресенье вечером или в понедельник утром едут дальше по своим делам.

Шота Абхазава: «Мячково. Новая жизнь»
© Автомобили