Войти в почту

Каким должен быть девиз нашей футбольной сборной

Каждый специалист по рекламе подтвердит – придумать хороший короткий слоган, или рекламный девиз гораздо сложнее, чем написать объемную статью, детально описывающую преимущества товара. Иногда кажется, придумал отличный слоган – а выясняется, что это уже где-то было – с похожей бедой столкнулся Муми-Папа, пытавшийся сочинять стихи. Иногда выясняется, что было не где-то, а на воротах фашистского лагеря смерти – как с недавней рекламой «Билайна». Девизы для спортивных мероприятий придумывать тоже непросто. Слоган зимних Олимпийских игр в Сочи «Жаркие. Зимние. Твои» до сих пор кто-то считает шедевром, а кто-то – бессмысленным и бездарным набором слов. На чемпионаты мира по футболу принято сочинять девизы для каждой из команд-участников. На мундиаль, который прошёл в Бразилии в 2014 году, сборная России приехала с девизом «Нас не догонят». Когда 11 здоровых предположительно гетеросексуальных мужиков бегают по полю под лозунгом, который в первую очередь ассоциируется с парой малолетних лжелесбиянок, выглядит это, цитируя Аркадия Райкина, специфически. Результат оказался соответствующим – не вышли из слабейшей группы. Не нас не догнали, а мы не догнали. К тому же, по поводу сексуальной ориентации игроков сборной у болельщиков возникли самые серьёзные сомнения. Девиз этого года: «Играй с открытым сердцем». Ассоциации тоже, прямо скажем, не самые позитивные. Хирургическая операция на открытом сердце: скальпель, спирт, огурец, мы его теряем, разряд, ещё разряд – и длинный писк и прямая линия на мониторе. Где-то вдали плачут родные и тихонько матерятся болельщики. Открытое сердце – открытая душа – душа нараспашку – открытая дверь – открытые ворота - забивай мячи, кто хочет. Не хотелось бы повторить игру Бразилии с Германией на прошлом чемпионате. (хозяева проиграли 1:7, если кто-то забыл тот феерический полуфинал). Ну и сакраментальное «Лет ми спик фром май харт». Пусть автор переброшен со спорта на строительство, но забыть его «успехи» в ближайшие годы будет несколько проблематично. Единственное, что утешает – лозунги большинства других команд выглядят ничуть не лучше и во всей красе демонстрируют национальные комплексы в одних случаях и полное отсутствие фантазии – в других. Есть безусловные успехи – например, Бельгия, выбравшая лозунг «Красные Дьяволы» на задании» или Хорватия - «Маленькая страна, большие мечты». Но не все были столь креативны. Например, сборная Австралии носит неофициальное название «Socceroos» - от американского слова soccer – в Австралии, как и в США наш европейский футбол называют этим словом, плюс кенгуру – символ страны-континента. Их девизы довольно банально обыгрывают название команды: в 2014 году было «Socceroos, прыгаем в историю», в 2018 - «Будь храбрым, будь смелым, «Socceroos» в зелено-золотом». Япония раз за разом эксплуатирует образ самураев, хотя что-то подсказывает, что если бы в средневековой Японии играли в футбол, то команда ниндзя победила бы самураев с разгромным счётом. В 2014 было «Самураи, время битвы настало». В этот раз - «Время битвы, синие самураи!» Как говорится, найдите одно отличие. Лозунг Южной Кореи стал на порядок агрессивнее – возможно, это вызвано обострением отношений с северной соседкой, к тому же примирение оказалось недолгим и эфемерным. В Бразилии они предлагали: «Наслаждайтесь, это – Красные!» В Росси: «Тигры Азии, завоеватели мира». У Монголии ещё были бы хоть какие-то исторические основания для подобного заявления. А вот в исполнении Кореи выглядит несколько самонадеянно. В отсутствие Украины очень украинское отношение к исторической науке демонстрирует Египет, которого в Бразилии не было. В Россию египетская команда приедет под девизом «Когда вы говорите про Фараонов, мир должен встать и слушать». Современные свидомые украинцы тоже обожают кичиться славным прошлым, к которому не имеют ни малейшего отношения – начиная от доисторической трипольской культуры, продолжая киевскими князями, чья династия покинула сожженный город и переместилась в итоге в Москву, и так далее, заканчивая Украинским фронтом Великой Отечественной. В отсутствие шумеров пусть будут фараоны. Еще один соперник России по группе - Саудовская Аравия – едет с девизом «Рыцари пустыни». Тоже не очень исторично, где бедуины, а где рыцари. Но всё-таки без шумеро-египетской кичливости, и на том спасибо. Лозунги Ирана («80 миллионов людей, 1 нация, 1 сердцебиение») и Швейцарии («Четыре языка, одна нация») будят воспоминание о классическом гитлеровском «Одна нация, одна страна, один фюрер». В Германии этот лозунг, как и «Каждому своё» официально запрещены как пропаганда фашизма. Но, оказывается, в 2014 году немцы совершили своё победное турне в Южное полушарие с девизом «Одна нация, одна команда, одна мечта». И ничего, никого ни в Германии, ни в других странах эта явная отсылка к гитлеровской риторике не покоробила. В этом году лозунг у немцев гораздо менее провокационный, всё-таки понимают, куда едут: «Давайте вместе напишем историю». Похожий у датчан - «Вместе творим историю». В 2014 году, напомним, в историю прыгали австралийцы, а португальцы ехали в свою бывшую колонию под девизом «В прошлом – история, в будущем – победа». Из групп не вышли ни те, ни другие. Португальцы в этом году не стали особо фантазировать и взяли себе лозунг «Прошлое - слава, настоящее – история». Немногим креативнее японцев. Провалилась в 2014 году и сборная Англии под девизом «Мечта одной команды, биение миллионов сердец!» Действительно, сердца болельщиков стучали в рёбра на грани инфаркта, когда англичане пропускали голы не только от привычных итальянцев, но и от уругвайцев. Отстоять ворота от костариканцев англичанам удалось, а вот забить им – нет. В этом году англичане приедут с лозунгом Send us victorious, который российские агентства переводят как «Сделайте нас победителями» или «Принесите нам победу». На самом деле, имеется в виду цитата из военной песни времен Первой мировой войны, которая, в свою очередь, является аллюзией на британский гимн «Боже храни Королеву», в котором есть строчки «Send her victorious, Happy and glorious», которые на русский переводят «Пошли ей ратных побед, Славы и счастья свет…» Так что англичане едут в Россию за ратными победами под слегка измененной строчкой из собственного гимна. Действительно, зачем придумывать что-то новое, если есть проверенные веками отточенные формулировки. Но, наверное, если бы наша команда выбрала лозунг «Могучая воля, великая слава», опять начались бы разговоры о милитаризме и агрессивности. Не говоря о том, что отечественная сборная ни волей, ни славой пока что похвастаться не может (но мы верим, что всё ещё будет). Критикуя – предлагай. Какой могла бы быть альтернатива «открытому сердцу» и всему, что с ним связано? Девиз Польши POLSKA DAWAJ! наши агентства почему-то переводят «Вперёд, Польша», хотя польское слово dawaj ничем не отличается по смыслу от аналогичного русского. Именно, «Россия, вперёд!», по моему мнению¸ было бы лучшим девизом для нашей сборной. Впрочем, главное, наверное, всё-таки не девиз, а качество игры.

Каким должен быть девиз нашей футбольной сборной
© Деловая газета "Взгляд"