Идея на миллион: в поиске российских «единорогов»
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ В России созданы условия для старпапов и инновационных разработок «Фонд развития интернет-инициатив занимается инвестированием в стартапы, образованием, поддержкой законодательных инициатив. В общей сложности за 5 лет работы фонда через наши образовательные программы прошло более 150 тыс. человек, мы провели акселерацию примерно 15 тыс. проектов, проинвестировали примерно 400 проектов», – Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). «Очень хорошее сегодня время, потому что краудфандинг эволюционирует. Сейчас технологический бум, автоматизация, уберизация, но самое мощное, что сейчас происходит, – это децентрализация», – Евгений Гаврилин, соснователь Boomstarter. Важно уметь быстро реагировать на изменения «Мы живем в уникальное время, где скорость развития технологий крайне высока. Технологические предприниматели, которые смогут прочувствовать те тренды, которые есть, – именно они и будут создавать уникальные продукты и выводить их на мировой рынок», – Виталий Савельев, директор Avrora Robotics. Отсутствие иностранных компаний создает дополнительное конкурентное преимущество «Американцы сейчас плохо относятся к России: санкции и много разных дурных новостей, но, может, это и преимущество, поскольку не приходится конкурировать с американцами, не приходится конкурировать с японцами и многими другими. Для предпринимателей, которым не нужно конкурировать с Японией, с Кремниевой Долиной, это замечательная возможность», – Джим Роджерс, председатель Beeland Interests Inc. ПРОБЛЕМЫ Неумение авторов стартапов расставлять приоритеты «Одна из часто встречающихся проблем для стартапов – это попытка делать все самим, через это прошли и мы. Сложно сосредоточиться на основном направлении, когда существует много отвлекающих задач», – Виталий Савельев. Непонимание частью общества необходимости инноваций «Один из моментов, с которыми вы столкнетесь, – это скепсис окружающих вас людей. Дело в том, что эти люди живут в своем обыденном мире и им сложно представить те инновации, те технологии, которые у вас в голове», – Виталий Савельев. РЕШЕНИЯ ТВ-шоу «Идея на миллион» продемонстрировала свою эффективность. Необходимо заниматься дальнейшей популяризацией такой деятельности, как стартапы «Проект [ТВ-шоу «Идея на миллион» - ред.] ориентирован, в первую очередь, на людей, которые создают будущее для инноваторов. Поверьте, там нет проигравших. Кого-то увидят мама с папой по телевизору, и это очень здорово, кого-то увидят инвесторы, кого-то увидят просто друзья и знакомые, а кто-то сможет продать эту идею на других рынках», – Сергей Горьков, бывший председатель ВЭБ. «Хочу вам показать медиапоказатели первого сезона, чтобы вы понимали, что это за шоу [ТВ-шоу «Идея на миллион» - ред.] Среди мужчин в возрасте 45–60 лет с индивидуальным бизнесом доля зрителей превышала 18%. Такой доли в данной категории практически не бывает на телевидении, то есть люди специально смотрят по телевизору эту программу. Прирост молодой аудитории, а именно мужчин в возрасте 24–39 лет (так называемый BigTV рейтинг), которые смотрели программу в интернете, составил 21%. Это очень большие цифры», – Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер AO «Телекомпания НТВ». «Победитель – компания «Моторика» – привлекла к проекту 577 тыс. руб., немногим меньше заработали обладатели второго и третьего места. В сумме участники первого сезона заинтересовали телезрителей, по меньшей мере, на 2 млн руб. Краудфандинг – популярная тема и эффективный инструмент для привлечения инвестиций», – Сергей Малоземов, ведущий проекта «Идея на миллион» телекомпании НТВ. К своей цели следует двигаться планомерно «Каждая глобальная задача, цель, бизнес, который мы делаем, складываются из маленьких ежедневных дел и шагов, которые мы совершаем. Эти ежедневные шаги и действия и складываются в какой-то результат», – Илья Чех, глава компании «Моторика». Надо искать эффективные источники финансирования «Искать деньги, инвестиции нужно с первого дня. Важный момент в том, что нельзя бросаться сразу на первые попавшиеся, необходимо искать хорошие деньги, которые позволят вам развиваться непосредственно в правильном направлении, как вы хотите, а не как от вас требуют люди», – Сергей Костеневич, сооснователь проекта UNA Wheel. «Самое главное, что мы смогли дать возможность людям поверить в то, что они могут на своей идее заработать миллион», – Алексей Иванченко, заместитель председателя – член правления ГК «Внешэкономбанк». Необходимо определить основное направление работы «Одно из ключевых направлений – выделение технических процессов, которые не являются основными, и вывод их на аутсорсинг. Это значительно упрощает реализацию самого проекта и значительно снимает нагрузку с команды, которая может заниматься своим направлением и полностью посвятить себя реализации главной идеи», – Виталий Савельев. Значимость командной деятельности возрастает «Чтобы реализовать идею, в первую очередь, нужна команда. Наш коллектив объединяет предпринимателей-инноваторов и ученых-нейрофизиологов, талантливых программистов и осторожных экономистов, профессора кибернетики и специалиста по продажам», – Константин Сонькин, основатель проекта Innovative Brain Solutions. «Сейчас время команд, которые быстрее всего работают, но еще и команд, которые могут быстро "упаковывать" себя и доставить информацию о своих продуктах всему миру», – Руслан Тугушев, сооснователь Boomstarter.