За сто лет до ЧМ: как на улицах возле Центрального стадиона «зажигали» первые бизнесмены
Улицы Репина и Пирогова, где расположен Центральный стадион, имели не только спортивную славу. Здесь, например, располагались первые крупные предприятия. К чемпионату мира по футболу мы запустили проект, в котором рассказываем, как застраивался и менялся район вокруг стадиона в последние пару веков. Здание, где сейчас расположен центр Guru по адресу Репина, 22, многим известно только тем, что его запретили эксплуатировать из-за нарушения норм пожарной безопасности. А когда-то на этом месте располагалось первое на Урале производство спичек! Его, кстати, в итоге тоже прикрыли. В 1848 году из-за опасного производства фосфорных спичек его запретили везде, кроме Москвы и Петербурга. Тогда в регионах стали появляться подпольные производства и поставщики. Одним из таких контрабандистов был потомок крестьян из Вятской губернии Василий Логинов. Тогда он понимал, что это очень прибыльный бизнес, и после снятия запрета в 1867 году открыл небольшую фабрику. Дореволюционное здание фабрики располагалось слева от нынешнего Guru. Развивать производство было трудно — не хватало специалистов и денег. В 1898 году Логинов объединил усилия со своим конкурентом Михаилом Ворожцовым, у которого тогда уже была спичечная фабрика в городе Слободском. А в Екатеринбург он приехал расширять производство. Так появилось «Акционерное общество спичечных фабрик Ворожцова и Логинова». Большие доходы Логинову принесло производство безопасных шведских спичек. В течение года на фабрике уже работало 446 работников, приносивших доход в 305 тысяч 200 рублей. До революции из стен спичечной фабрики на современной улице Репина ежегодно вывозилось более 100 тысяч ящиков горючих материалов с 6-7 миллионами коробков. Условия производства для работников были ужасными — по 12 часов ежедневного физического труда. Чуть позже Логинов стал единственным владельцем фабрики. К тому времени он значительно поправил своё материальное положение и владел несколькими домами в центре города: на Главном проспекте, 25 (сейчас это проспект Ленина), Покровском проспекте, 25 (улица Малышева), улице Успенской, 18 (улица Вайнера). К началу 1900-х Логинов привлёк к бизнесу своего сына Степана, которому и досталась фабрика после смерти отца в 1907 году. Говорят, что именно при Степане фабрика произвела огромный скачок в развитии. Его бизнес в 1917 году был признан наиболее успешным на Урале наряду с Императорской гранильной фабрикой и мельницей братьев Макаровых. Спичечная фанера фабрики шла даже на экспорт в США. Исключение составили только времена первой русской революции 1905 года. Уральские революционеры вспоминали, что в 1905 году имели «более или менее большую связь на Логиновской спичечной фабрике». Эту подпольную революционную организацию пыталась уничтожить полиция. Так, при обыске в комнате Клавдии Новгородцевой (будущей жены революционера Якова Свердлова) на Верх-Исетском заводе, среди запрещённых материалов была обнаружена, в том числе, рукописная запись о численности работников фабрики Логинова и их зарплате. Степан Васильевич дал свой ответ на революционные мысли своих рабочих. Он удлинил рабочий день в цехах на 1 час: он продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера с часовым перерывом для обеда. Требуя вернуть прежние условия труда, работники однажды не вышли в цеха. Но Логинов всё равно отказывался сокращать рабочий день, мотивируя тем, что в соседней Вятской губернии на всех спичечных фабриках рабочий день продолжается 11 часов, притом при более низкой заработной плате. Впрочем, бизнесом Степан не очень любил заниматься, хотя и следил за ним. И, не решив вопрос с рабочими, он вернулся к своим многочисленным хобби. Одной из главных его страстей были велосипеды. Он был участником Екатеринбургского общества велосипедистов и любителей физического развития. Степан Логинов с другими купеческими детьми строил модные велотреки, гимнастический зал, арену для борьбы. А в перерывах устраивал соревнования по крокету, лаун-теннису и кеглям. В 1896 году журнал «Циклист» писал: «...Постоянно пользуясь велосипедом при поездках по делам и для прогулки в городе и окрестностям его, Степан Васильевич является ещё и первым туристом Зауралья, как совершивший в 1887 и 1888 годах двукратную поездку на высоком велосипеде из Екатеринбурга через Камышлов в Ирбит и обратно…». Усадил на велосипед екатеринбургский купец и всю свою семью, чем удивил местных обывателей. Из дома по Главному проспекту, 25 на велосипедах выезжали как его жена Анна Пименовна, так и его родная сестра Прасковья Васильевна. Но всё это было оставлено ради новомодной забавы. В 1901 году в прессе впервые появились объявления о начале продаж на Урале автомобилей, необходимых каждому «как средство удовольствия и как средство экономии времени». Хозяин спичечной фабрики Логинов стал едва ли не первым обладателем этой новой забавы, приобретя «экипаж на бензиновом ходу» одновременно с семьёй русского императора в 1905 году. А через несколько лет, 9 мая 1909 года, местная пресса писала: «…На днях отправляются в спортивно-деловую поездку двое местных коммерсантов-спортсменов ─ С. В. Логинов и П. С. Первушин, намеревающиеся на автомобиле проехать отсюда до Камышлова, Ирбита, Тюмени и обратно в Екатеринбург. Это первая подобная поездка, очень интересующая местных любителей автомобильного спорта». Но уже совсем скоро автомобиль Логинова попал в первое дорожно-транспортное происшествие. 6 августа 1909 года в 22 часа, несмотря на темноту, он ехал без рефлекторных фонарей, столкнулся с экипажем члена управы Михайлова, который возвращался с вокзала. Обошлось без жертв. В июле же 1912 года Степан Васильевич совершил автопробег по маршруту Екатеринбург — Кунгур — Пермь. Подлинный успех и признание в своих хобби купец Логинов получил, когда на второй художественной выставке Екатеринбургского общества любителей изящных искусств были показаны его художественные стереоскопические диапозитивы (слайды). Тогда об этом писали: «…все снимки схвачены не на выбор, а случайно, мимоходом. Своим захватывающим интересом живой природы и сцен из ничем не приукрашенной реальной жизни постоянно привлекает толпу зрителей…». Работы Степана Логинова экспонировались рядом с такими уже прославленными мастерами, как камнерез Алексей Денисов-Уральский и акварелист Александр Бенуа. Степан Логинов скончался в июне революционного 1918 года в Москве, а вот его дочери Марии Степановне довелось прожить долгую и необычную жизнь. Бежав в 1919 году из своего дома на Главном проспекте от большевиков, она со своим мужем — врачом Андреем Васильевичем Линдером — сначала обосновалась в Маньчжурии, а затем эмигрировала в китайский Харбин. Кстати, к моменту экспроприации фабрики революционерами в 1918 году состав фабрики практически не менялся. Было, как и прежде, около 500 человек. В советские же годы фабрику быстро прикрыли. Сначала появились конкуренты с Вятки, а потом и советская власть перенесла основное производство в Туринск. Кстати, в годы Второй мировой войны часть станков уральских фабрик Логинова использовалась для создания обшивок истребителей Як-3. Подписывайтесь на канал E1.RU в Telegram — там мы публикуем самые свежие новости, интервью и истории.