Алонсо дебютирует в «24 часах Ле-Мана». Главный соперник — SMP Racing
Проиграть дебютные «24 часа Ле-Мана» испанцу ну никак нельзя — а то засмеют. «Если Фернандо не выиграет „24 часа Ле-Мана“, то будет выглядеть идиотом, — заявил в паддоке легендарного марафона Хуан-Пабло Монтойя. — У его машины огромное преимущество, и даже второе место будет значить, что партнёры по команде превзошли его». И колумбиец прав. В грядущие выходные в Ле-Мане пройдёт самая престижная гонка на выносливость в мире — и её главная интрига: выиграет ли Фернандо Алонсо. Всё остальное отошло на второй план, ведь на кону репутация двукратного чемпиона мира. Один из лучших В дни Гран-при Канады по Sky Sports F1 показывали запись интервью с Алонсо. В одном из эпизодов ведущий спрашивает гонщика, назвал бы он себя лучшим в истории Формулы-1. «Может, не лучшим, но одним из лучших, — задумавшись на пару секунд, скромно ответил Фернандо. — Может быть, я не самый быстрый в квалификации, может быть, не так быстр под дождём, но по совокупности качеств я бы поставил себе девять с половиной баллов из десяти». Едва ли не каждый гоночный уик-энд Алонсо говорит, что проехал идеально и добился максимального результата — хотя в Канаде сказать Фернандо в принципе было нечего: худшая квалификация в сезоне и второй подряд сход из-за технических проблем. Испанец не скрывает разочарования от того, что уже несколько лет (!) не имеет возможности бороться за победы, и открыто говорит, что эксперименты в других гонках — это более реальный шанс выиграть. «Знаете, в спорте, в том же баскетболе, вы можете провести хороший вечер, набрать 80 очков и „затащить“ игру. Или, например, возьмём Кубок мира. Там есть фавориты, но никто не гарантирует, что Германия, Бразилия или Испания победят. Может, и победят, а может, и нет, — говорит Алонсо. — В Формула-1 с приходом турбогибридов стала слишком предсказуемой. Сейчас — хороший у тебя день или плохой — ты всё равно на седьмом месте». Алонсо поспешил — в квалификации в Канаде он не был даже седьмым, а гонку не закончил из-за технических проблем. Впрочем, в тот же вечер мысленно испанец был уже в Ле-Мане: это его лучший шанс на большую победу за последние пять лет. И если он его не использует, это станет грандиозным провалом. Алонсо без давления В этом году Алонсо параллельно с Формулой-1 выступает в WEC — чемпионате мира по гонкам на выносливость. «Марафонским» дебютом испанца стали «24 часа Дайтоны» в конце января, а затем он присоединился к «Тойоте», единственной заводской команде в высшем классе WEC, и выиграл первый этап сезона — «6 часов Спа». Это была первая победа Фернандо на этапе чемпионата мира за пять лет, но нельзя сказать, что добыта она в напряжённой борьбе: гибридные прототипы «Тойоты» обладают подавляющим преимуществом перед другими машинами LMP1. ACO — Западный автомобильный клуб, организатор «24 часов Ле-Мана», — обещал уравнять в скорости заводские «Тойоты» с машинами частных команд, не обладающих гибридными технологиями, что само по себе довольно трудно. Однако по результатам тестов ограничения на расход топлива и размеры рестриктора были ужесточены именно к машинам частных команд — «Тойота» скрывала свою истинную скорость вплоть до квалификации. «Сравните результаты тестов с прошлогодней квалификацией — все прибавили, кроме „Тойоты“, — отметил гонщик ByKolles Racing Оливер Уэбб. — Нам остаётся мечтать лишь о третьем месте». «Я думаю, „Тойота“ далеко впереди, — говорит Нил Яни, выигравший „24 часа Ле-Мана“ с „Порше“ два года назад, а сейчас представляющий Rebellion. — Посмотрим, что произойдёт, если нам удастся оказать на них давление». В квалификации оказать давление на «Тойоту» не удалось оказать никому — японские экипажи уверенно заняли первое и второе места протоколов без шансов для оппонентов. «Я не испытываю давления, — утверждает Алонсо. — Наш подход прост: сфокусированность и концентрация. Мы готовы на сто процентов — лучше и быть не могло». SMP Racing обещает бой Ближайшими преследователями «Тойоты» пока являются пилоты SMP Racing, для которой эта гонка станет исторической — впервые на старт «24 часов Ле-Мана» выйдет российский прототип LMP1. Новинка, получившая индекс BR1, уже прошла «боевое крещение» в гонке «6 часов Спа», где, несмотря на не самые высокие результаты, гонщики остались довольны управляемостью машины, а один из экипажей в какой-то момент даже боролся за подиум. И это при том, что прототипы BR1 были оборудованы облегчённой аэродинамикой — подходящей для гонок в Ле-Мане, но дающей слишком мало прижимной силы в Спа. «Знаю, победить „Тойоту“ будет непросто, но шанс есть. В Ле-Мане может произойти всё что угодно, это суточный марафон, а не 6-часовая гонка, — считает один из лидеров SMP Racing Виталий Петров. — Если не наделаем ошибок и закончим гонку, будем близки к „Тойоте“, может, даже впереди. „Тойоты“ быстры, но мы знаем свои сильные стороны, знаем, в чём можем их опередить. Кроме того, Rebellion очень быстры. Бороться будем все вместе — мы, Rebellion, „Тойота“. Нам нужно просто не допускать ошибок». Петров будет выступать в одном экипаже с Михаилом Алёшиным и примкнувшим к российской команде Дженсоном Баттоном. Экс-чемпион Формулы-1 впервые опробовал BR1 на частных тестах, а «24 часа Ле-Мана» станут для него первой гонкой за рулём российской машины. «По чистой скорости мы, наверное, не можем тягаться с „Тойотой“, но у нас будет своя гонка. Мы рассчитываем ехать в темпе 3.18-3.19 — это даже для заводской команды неплохо, а для частной — тем более, — говорит Баттон. — У меня нет прогнозов, да и вообще никто не может предсказать, что произойдёт в Ле-Мане. Если бы это был спринт, то да, было бы легко сказать, что „Тойоты“ победят. Но это не так». Во втором экипаже SMP Racing выступят молодые пилоты Егор Оруджев и Матевос Исаакян, а также опытнейший Стефан Сарразен. Именно этот экипаж до прокола колеса боролся за подиум в Спа. Правда, запомнилась та гонка скорее полётом Исаакяна над «Красной водой» — автомобиль взлетел на поребрике и рухнул на отбойники с противоположной стороны трассы. «Восстановление получилось быстрым — уже через три дня после той аварии я выступал в гонке ELMS в Монце, — рассказал гонщик. — Я смотрел запись аварии с „Далларой“, с командой. Это было просто редким стечением обстоятельств, и такого точно не повторится, в этом я уверен». G-Drive тоже рассчитывает на успех В классе LMP2 среди претендентов на победу ещё одна российская команда. G-Drive Racing выставит в Ле-Мане два экипажа, и в первом из них Роман Русинов и Андреа Пиццитола выступят вместе с Жаном-Эриком Вернем, экс-пилотом «Торо Россо» и главным претендентом на титул чемпиона Формулы-Е текущего сезона. Именно этот экипаж выиграл в мае «6 часов Спа», хотя в зачёт чемпионата мира эта победа не пошла — команда выступала как приглашённый участник. Среди других участников LMP2 отметим команду United Autosports, в составе которой в разных экипажах поедут Хуан-Пабло Монтойя и Пол ди Реста, а также DragonSpeed и её венесуэльского пилота Пастора Мальдонадо. Кроме того, в этой категории выступит ещё один экипаж SMP Racing — Виктор Шайтар будет делить прототип Oreca 07 с Норманом Нато и Харрисоном Ньюи, сыном легендарного инженера. Нельзя также забывать и о грандиозном сражении в классе GT — здесь сойдутся заводские «Порше», «Форд» и «Феррари». Кстати, в составе одного из экипажей «Скудерии» на кольце «Сартэ» выступит Антонио Джовинации, а за «Форд» поедут Себастьен Бурде и Скотт Диксон — многократные чемпионы американских «формул». Экипажи «Корветт» пока не блистают, но их рано списывать со счетов, особенно при наличии таких опытных гонщиков, как Ян Магнуссен и Майк Рокенфеллер. И снова про Алонсо «Тойота» ещё ни разу в своей истории не выигрывала «24 часов Ле-Мана», хотя в последние годы неоднократно была к этому близка. В прошлом году японцы тоже считались фаворитами, но технические проблемы на одной машине и авария другой привели к тому, что победа снова досталась «Порше» — немцы ушли из гонок на выносливость непобеждёнными. Но ещё более удивительным было поражение 2016 года, когда машина лидировавшего Казуки Накадзимы сломалась буквально на последнем круге. Ле-Ман абсолютно непредсказуем, и «Тойоте» победа отнюдь не гарантирована. Однако, имея такое преимущество над всеми остальными, японцы просто обязаны побеждать. Да и для Алонсо, будем откровенны, предстоящая гонка — самый простой вариант выиграть «24 часа Ле-Мана». Конечно, суточный марафон — это всегда испытание, но даже если экипаж Алонсо выиграет, это будет не такая победа, как у Хюлькенберга в 2015-м: тогда в LMP1 участвовало 11 заводских экипажей четырёх разных марок. Сейчас же против двух «Тойот» выступает горстка частных команд, которые все вместе не располагают и толикой ресурсов, имеющихся у японцев. Конечно, спустя много лет, изучая список победителей, мало кто вспомнит о составе участников «24 часов Ле-Мана» и кризисе категории LMP1, зато боссы «Тойоты» и лично Алонсо смогут поставить на полку красивый кубок. Но если «Тойота» снова проиграет, это будет провал масштабов программы Формулы-1, на которую японцы потратили около миллиарда долларов и ничего не добились. Так что эту гонку Алонсо и «Тойота» могут только проиграть.