В «Макларене» грозят забастовкой: сотрудники недовольны руководством
За две недели переработок сотрудникам «Макларена»… вручили шоколадки! Сотрудники в шоке, тем более что результатов нет. В «Макларене» всё плохо. Одна из величайших команд в истории Формулы-1 скатилась в середину пелотона, Фернандо Алонсо по окончании сезона может уйти в IndyCar, а внутри команды царит нездоровая атмосфера недоверия, которая вот-вот перерастёт в настоящий конфликт сотрудников и руководителей команды. Последнее стало известно после публикации в английском издании Daily Mail, которое на условиях анонимности опубликовала признания одного из сотрудников «Макларена». Тот без купюр рассказал о положении дел в Уокинге — и там всё далеко не в порядке. «Руководителей мы зовём «Неприкасаемыми» «Две недели мы вкалывали 24/7, чтобы вовремя подготовить пакет обновлений для Гран-при Канады. И мы успели, — вспоминает неназванный сотрудник. — И они наградили нас шоколадками по 25 пенсов (около 20 рублей) за штуку! Управляющие раздали их начальникам отделов, чтобы те их разделили — строго по одной на человека. Им было стыдно вручать нам эти шоколадки». Эпизод произошёл непосредственно перед гонкой в Монреале и, похоже, стал для команды последней каплей. Начало сезона выдалось непростым, «Макларен» стремится отыграться и в спешке готовит обновления машины. В такой ситуации можно понять необходимость сверхурочной работы, однако соответствующей компенсации и поддержки со стороны боссов сотрудники не получили. В Канаде, впрочем, обновления не помогли: это была худшая квалификация в сезоне и вторая подряд гонка без очков. «Они совершенно беспомощны. На брифинге после Гран-при Канады они сказали нам, что знают, что не так с машиной, но понятия не имеют, как это исправить. И они спрашивают нас, хотя у самих шестизначные зарплаты», — продолжает источник Daily Mail. «Четверых руководителей мы называем „Неприкасаемыми“, — продолжает он. — Это Эрик Булье, гоночный директор, Мэтт Моррис, главный инженер, Саймон Робертс, главный операционный директор, и Дэвид Робин, директор по операциям. Их никто не уважает. Люди подумывают бойкотировать брифинги, потому что это уже смешно. В команде токсичная атмосфера. Мы бы объявили забастовку, но люди боятся за свои рабочие места». «Макларен» оперативно отреагировал на публикацию. «У нас одни из наиболее лояльных и заслуженных сотрудников во всей автоспортивной индустрии. Руководители команды имеют полное право поощрять сотрудников спонтанными и забавными подарками, когда чувствуют, что работа или поставленная задача стоила дополнительного признания и награды. Это был просто пример, наряду со многими другими примерами, происходящими ежедневно», — сказано в заявлении от имени всей компании. Обращайтесь к Ойеху Анонимные заявления от команды в целом начинают входить в привычку «Макларена» общаться с миром. Так, совсем недавно бывший руководитель команды Мартин Уитмарш в одном из интервью заявил, что «Макларену» следует поувольнять часть директоров, чтобы ситуация наладилась. Уокинг на это тоже ответил формальным анонимным заявлением от имени команды: «Уитмарш плохо информирован о ситуации в команде». Уитмарш проработал в Уокинге четверть века, он застал победы Айртона Сенны, титулы Мики Хаккинена и взлёт Льюиса Хэмилтона. При нём «Макларен» выиграл свой (пока) последний чемпионат. И он наверняка знает, о чём говорит. Уитмарш ушёл из «Макларена» в начале 2014 года, когда Рон Деннис заменил управляющего на Эрика Булье — тот сделал себе имя за счёт успехов «Лотуса». Сам Деннис покинул команды в июле 2017-го — против него проголосовали акционеры «Макларена». С тех пор, не считая владельцев из фонда «Мумталакат» и Мансура Ойеха, главные в команде — исполнительный директор Зак Браун и Булье. Интересно, что Браун, который часто подчёркивает, что его сфера ответственности — исключительно коммерческие вопросы, в число «Неприкасаемых» не попал. Это может говорить о том, что он, в отличие от коллег, пользуется уважением персонала, но может также означать, что «Макларену» американский бизнесмен уделяет не так много времени: помимо команды Формулы-1 он также управляет медиа-бизнесом и несколькими сторонними автоспортивными проектами. Что до Эрика Булье, то критика в его адрес звучит уже далеко не в первый раз, а после Гран-при Испании появились слухи о скорой отставке француза — говорили, что у владельцев команды начались сомнения в эффективности его работы. В этом смысле проблемы действительно есть: считается, что ответственность Булье — работа команды в дни гоночных уик-эндов, а уже два Гран-при подряд «Макларен» возвращается домой ни с чем. Помимо Булье в списке «Неприкасаемых» фигурирует главный инженер Мэтт Моррис. Его сфера ответственности — работа на базе, он — начальник всех сотрудников, чьё рабочее место находится в Уокинге. Моррис пришёл в «Макларен» буквально за несколько месяцев до прихода Булье — в 2013-м. Вероятно, именно их Уитмарш имел в виду, когда говорил, что от некоторых руководителей нужно избавиться. Впрочем, он тогда же заявил, что сам сделать ничего не может, и посоветовал сотрудникам обратиться напрямую к Ойеху. При Деннисе такого не было Уокинг трещит по швам. Переход на моторы «Рено» ожидаемых результатов не принёс — «Макларен» по-прежнему очень далёк от подиумов. Фернандо Алонсо готов уйти в IndyCar, лишь бы никогда больше не ехать седьмым. Доверие между персоналом команды и его руководством разрушено. Титульного спонсора по-прежнему нет — Зак Браун утверждает, что «Макларену» он и не нужен. И что дальше будет с командой — совершенно неясно. «Макларен» не выигрывал гонок уже пять с половиной лет — это самая затяжная серия без побед в истории команды. Раньше в «Макларене» царила железная дисциплина, попасть туда было большой честью. Теперь же слухи о 20-миллионном контракте Даниэля Риккардо с Уокингом вызывают лишь скепсис. Ещё чуть-чуть и от команды вообще ничего не останется, и владельцам придётся выстраивать совершенно новую — с новыми руководителями, новыми пилотами и новыми сотрудниками. И далеко не факт, что будущий «Макларен» сможет соответствовать уровню «Макларена» прежнего. Настоящему, например, не удаётся.