Стиль игры тики-така стал для Испании минусом в борьбе с российским арьергардом
Адьос, Испания. Теплым, но все более безумным вечером выдающаяся команда современности на стадионе «Лужники» показала исключительную игру и покинула чемпионат мира с прекрасными статистическими показателями, демонстрирующими ее превосходство даже в поражении. В конце изнуренные испанские игроки расселись в центре поля, похожие на красные фишки с футбольной доски для показа расстановки. Эта расстановка позволила им пасовать и перемещаться, пасовать и перемещаться все предыдущие 120 минут. Неважно, что одна из команд — Россия, Колумбия, Хорватия, Швеция, Швейцария или Англия — через пару недель окажется в финале ЧМ-2018. Оглянитесь на секунду назад, вспомните героизм русского арьергарда, вспомните, как эта команда все отходила и отходила назад по своим бескрайним степям, позволяя сопернику вклиниваться все глубже на территорию, которая потом его же и задушила. Ближе к концу игры порой возникало такое впечатление, что испанцы приехали в Москву в изодранной летней форме лишь для того, чтобы сварить суп из своих бутс. Сейчас стоит посвятить несколько минут Испании, анатомии этой команды и тому, как в процессе игры она сама себя съела. Когда красные перемещались по полю в соответствии со своим рисунком игры, а мяч скакал между ними, казалось, что мячом владеют только они, и они вклиниваются в глубокие тылы обороны противника. С чем сравнить такой футбол? Здесь поневоле возникает сравнение со сном во время морской болезни, когда после выпитого накануне стены начинают вращаться вокруг тебя. Российская сборная — это средняя команда с мощным духом и строгой дисциплиной. Она продемонстрировала силу и волю. Этого оказалось достаточно, чтобы заманить испанцев с их грациозной техникой в незнакомый сумрак. Франсиско Суарес в целом прикоснулся к мячу 194 раза. Испания сделала 1 029 пасов. Ее процент владения мячом на протяжении 120 минут составил 74, а в створ ворот она ударила девять раз. Это была агония однообразных повторов, но Испания со своим стилем игры потерпела поражение, когда ее игроки на поле в «Лужниках» впряглись в коллективное и изнуряющее ярмо бесконечных передач. Перед игрой Артем Дзюба попросил «маленького чуда». Наверное, Дзюба преуменьшил. Российской сборной нужно было большое чудо. И оно каким-то образом случилось. Это было очень жестоко для хорошо игравшего Яго Аспаса, когда он не забил решающий пенальти, который умело парировал Игорь Акинфеев. Вместе с тем, казалось неизбежностью то, что кто-то из красных должен пострадать. К концу дополнительного времени, когда счет был 1:1 благодаря забитому Дзюбой пенальти, толпа русских болельщиков вошла в состояние предпобедного экстаза. Сумеет ли Испания справиться с пенальти после всех этих утомительных перепасовок, этой игры между собой? Вспомнят ли испанцы, как надо бить? Или забудут и станут отдавать пасы Иско? Фернандо Йерро ввел в игру более мощного Коке и более скоростного Марко Асенсио, оставив на скамейке Андреса Иньесту и Тиаго Алькантару. Начиналось все очень даже неплохо. Начо Фернандес заработал свободный удар недалеко от правой границы штрафной площади, а Асенсио исполнил отличную подачу, после которой мяч от Сергея Игнашевича влетел в ворота. Но окончательный счет не покажет, как Серхио Рамос зацепил Игнашевича, и тот неловко растянулся на газоне. Но в этом вряд ли было что-то экстраординарное. А потом началось медленное отступление. Очень приятно было наблюдать за тем, как мастерски Иско ведет мяч, ставит корпус, уходит от защитников, изводит их своими финтами и передает точные пасы. Но порой все это начинало казаться иллюзией. Этот спектакль сначала очаровал и увлек, а затем постепенно начал утомлять, подобно капающей из крана воде, которая своим бесконечным ритмом раздражает и давит на мозг. Этот футбол был похож на ресторанный джаз. Стильный, аккуратный, но кажущийся нескончаемым, а поэтому утомительный. Прекрасная игра, в которой контратаки противопоставлены владению мячом, похожа на боксерский поединок равных по силам соперников. Но это был плохой боксерский поединок, столкновение двух манер игры, в котором ни одна не переиграла другую. Но в спорте всегда интересно наблюдать за тем, как достоинство превращается в недостаток. Владение мячом в манере Круиффа и каталонской школы принесло сборной Испании величайшую славу и во многом изменило сам футбол. Но в составе этой команды не было гениального Хави, который сделал эту систему непобедимой. А соперники сегодня уже приспособились к этой манере игры, и не испытывают беспокойства от того, что им приходится сидеть глубоко в обороне, наблюдая за матчем подобно зрителям. Иногда такое владение мячом может показаться обузой, иногда оно обременяет, душит, лишает команду пространства для нападения. У Испании в составе этой сборной слишком много талантов, чтобы долго расстраиваться из-за вылета из 1/16. Но сегодня возникло такое впечатление, что манера и культура игры, которая порой кажется прекрасной, а порой непреодолимой, на чемпионате в России дошла до какой-то конечной точки.